

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 113
- |
- Видео 5882
- |
- Мероприятия 5
Потрясающая Фрося Бурлакова..
Если кому-то и не знакомо имя Екатерины Савиновой, то это не беда - ведь стоит только назвать ее главную, звездную, самую запоминающуюся роль в кино - Фрося Бурлакова, как все тут же вспомнят, что это за актриса. И кто бы мог подумать, что жизнь этой талантливой женщины, обладающей яркой внешностью, выдающимся актерским дарованием и уникальным голосом в 3 октавы, закончится так нелепо, а в графе "причина смерти" будет написано - "отделение головы колесами поезда"...
Она актриса только для театра, а не для кино...
Родилась будущая звезда 26 декабря 1926 г. в селе Ельцовка Алтайского края и была младшей дочерью в многодетной семье колхозников. Закончив школу, Екатерина Савинова отправилась учиться в Москву " на артистку". Но, опоздав на вступительные экзамены, полгода проучилась в Землеустроительном институте, пока не узнала, что во ВГИКе начался зимний набор на курс Василия Ванина. Она сдала экзамены и поступила, но после первого семестра была отчислена. Ванин сказал, что она замечательная актриса для театра, однако кино не для неё. Позднее Савинова поступила в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трёх тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. И среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и… Екатерина Савинова. По окончании института она была зачислена в Театр-студию киноактёра.
В институте она познакомилась с Евгением Ташковым, будущим известным кинорежиссёром. Через восемь месяцев после окончания ВГИКа он сделал ей предложение. Реакция Савиновой была немного странной - она расплакалась. Но согласилась... А через несколько лет у них родился сын, которого назвали Андреем.
Строптивая провинциалка
Кинодебют Екатерины Савиновой состоялся в 1949 г. в фильме Ивана Пырьева "Кубанские казаки", где ей Екатерина Савинова досталась роль белокурой озорницы Любочки. Однако эта встреча со знаменитым режиссёром самым негативным образом сказалась на последующей судьбе актрисы - Пырьев попытался приударить за юной провинциалкой, однако получил такой отпор, какого до этого не удостаивался даже от самых знаменитых актрис - Савинова дала ему пощёчину. Режиссёр затаил обиду на строптивую актрису и сделал всё возможное, чтобы её карьера в кино не состоялась.
Например, в 1956 г. режиссёр Григорий Чухрай собирался снимать её в главной роли в фильме "Сорок первый", но Пырьев, в те годы возглавлявший "Мосфильм" и бывший председателем оргкомитета Союза кинематографистов СССР, волевым решением снял актрису с этой роли и назначил другую исполнительницу.
После этого ни один режиссёр не имел возможности пригласить Екатерину Савинову на крупную роль в своей картине. Поэтому актриса в те годы исполняла, главным образом, второстепенные роли. Сыграла Дуняшу в "Большой семье", официантку Клаву Шубину в "Тени у пирса", старуху в "Детях партизана", девушку-дирижёра Катю Воропай в комедии "В один прекрасный день". Драматическое дарование Савиновой раскрылось в роли Ольги в "Колыбельной", где она сыграла молодую женщину, сломленную ранним вдовством и гнётом семьи погибшего мужа.
Голос в три с половиной октавы
Не до конца были реализованы её богатые певческие данные, хотя актриса после ВГИКа закончила институт имени Гнесиных по классу вокала.
"У Кати был замечательный голос - три с половиной октавы, - рассказывает муж актрисы Евгений Ташков. - Поначалу она занималась вокалом с репетиторами, а через некоторое время после окончания ВГИКа поступила в Институт имени Гнесиных и на чётвертом курсе исполняла арии из классических опер! Когда учёба в Гнесинском институте подходила к концу, ей сделали два очень заманчивых предложения. Одно - в Большой театр, другое - на эстраду, ей давали оркестр. Но она не приняла ни того, ни другого".
В роли старух
На сцене Театра-студии киноактёра Екатерине Савиновой великолепно удавались роли героинь, возраст которых много превышал возраст самой актрисы. Так, ещё будучи студенткой, она успешно сыграла роль Коробочки из "Мёртвых душ" Гоголя, а в 25 лет - роль Кабанихи из "Грозы" Островского. Интересно, что никакого особого грима ей не требовалось. Припудривала волосы, обесцвечивала губы, рисовала чуть-чуть морщинки под глазами.
Когда в Театр киноактера пришёл Алексей Денисович Дикий и стал репетировать пьесу "Бедность не порок", он поручил Савиновой роль первой гостьи - властной старухи. Несмотря на то что это был довольно маленький эпизод, она сыграла так, что Алексей Денисович пришёл в Малый театр и сказал: "Ребята, я вам советую посмотреть первую гостью. Это явление!" Актриса была невысокого роста, но в этой роли непостижимым образом становилась громадной…
"Приходите завтра"
В 1963 г. Екатерина Савинова сыграла свою "звёздную" роль - в картине собственного мужа "Приходите завтра" она создала образ сибирской девушки Фроси Бурлаковой, которая приехала в Москву поступать в консерваторию и после ряда забавных приключений покорила столицу.
Сценарий фильма писался для Савиновой и под Савинову, в него вошло многое из её биографии. Однако, эта роль, как и большинство предыдущих, досталась актрисе с большим трудом. Несмотря на то, что картина снималась на Одесской киностудии (в Москве путь ей был по-прежнему закрыт), худсовет не утвердил Савинову на главную роль. Вместо неё была найдена актриса помоложе, успевшая сыграть главную роль в одном фильме про любовь.
Стараниями мужа-оператора эта актриса смотрелась свежее и ярче, чем Савинова. Однако Ташков отказался работать с другой актрисой и после нескольких месяцев упорной борьбы сумел отстоять своё мнение. В итоге с прежним оператором он расстался, взял вместо него другого - Радомира Василевского - и снял превосходный фильм, который вошёл в классику отечественного кинематорграфа.
После выхода фильма на киноэкраны страны, роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года. Кстати, в фильме Савинова озвучивала и домработницу. Вот что значит три с половиной октавы!
Но судьба картины складывалась не просто. Вот что рассказывает Евгений Ташков: "Когда было снято 800 метров - почти треть картины, приехали два представителя из Москвы (один из Министерства кинематографии, другой - известный критик), прочитали сценарий, посмотрели отснятый материал и вынесли вердикт: "Картину немедленно закрыть! Полное безобразие! Смотреть невозможно!" Однако, поскольку денег уже было затрачено немало, нам удалось получить разрешение продолжить съёмки. Эта история стала для меня хорошим уроком. Говорят ведь: "Дуракам полработы не показывают".
Когда съёмки были закончены, на нас обрушились обвинения, что мы выступаем против соцреализма. Почему? Потому что скульптор, которого блестяще сыграл Анатолий Папанов, разбивает статуи, сделанные именно в этом стиле. Меня ругали за то, что оказалась разбитой якобы маска Карла Маркса. На самом деле это была маска Герцена. Наконец мне сказали, что я выступил против считавшегося тогда "официальным" скульптора Томского. Оказалось, что его звали так же, как и героя Папанова, - Николай Васильевич…
Но были и забавные моменты. Когда картина после долгих мытарств всё-таки вышла в прокат, люди звонили в кинотеатры, спрашивали: "Какой сегодня фильм?" А им отвечали: "Приходите завтра". Они вновь: "Ну, а сегодня-то какой?". В общем, и грустно, и смешно".
На Первом Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде в 1964 г. Екатерина Савинова и Анатолий Папанов, сыгравшие главные роли в фильме, были удостоеныЕкатерина Савинова премий соответственно за лучшую мужскую и лучшую женскую роли. А в 1965 г. актрисе дали звание Заслуженной артистки РСФСР.
Диагноз - бруцеллез и шизофрения...
В сентябре 1961 г. обнаружилось, что Савинова серьёзно больна. Всё началось с температуры: каждый день 37, 4. Когда муж узнал, она призналась: "Да у меня уже месяца три-четыре она держится".
"Врачи долго не могли поставить правильный диагноз, - вспоминает Евгений Ташков. - Приглашаем психиатров: "Это не наш пациент. Нужен невропатолог". Вызываем невропатологов. Они тоже не знают, что делать. В конце концов Катя попала к профессору из Одессы, который считал, что все психические заболевания происходят из-за попадания в организм какой-то инфекции. И нашёл у нее бруцеллёз. Он сосредоточился на лечении этой болезни, назначал бесконечные переливания крови и упустил из виду сопутствующее заболевание - шизофрению.
Снимаясь в Крыму в эпизоде у Герасимова, Катя на базаре регулярно покупала парное молоко, которое очень любила. Так она и подхватила бруцеллёз. Период его созревания в организме - восемь месяцев. Инфекция выбирает самые уязвимые места и может поразить любой орган. А поскольку во время съёмок кинофильма "Приходите завтра" за 30 сентябрьских дней у нас был 31 съёмочный, то она работала на пределе нервного истощения. В результате болезнь затронула центральную нервную систему, Катя слегла, а съёмки отложили на год. Кстати, когда врачи посмотрели фильм, сказали: "Мы точно знаем, где она больна, а где здорова". И ни разу не угадали. Попали пальцем в небо. Думали: там, где она разухабистая, весёлая, - это до болезни. Оказалось, совсем наоборот".
В общей сложности Савинова болела девять лет. Два-четыре месяца в году она лежала в больнице. В промежутках ездила с мужем на гастроли, давала концерты - надо было зарабатывать на жизнь. Первое отделение вёл Ташков, второе - она. Читала свои смешные трогательные рассказики, пела… Несмотря на то что Екатерина Савинова до последнего сохраняла ясный ум, болезнь не оставляла её. Как-то она пожаловалась, что всё её тело охвачено огненными кольцами. Она всё чаще спрашивала: "Как же мне быть, если я не смогу выступать, петь?"
"Если наложишь на себя руки - это грех?"
Весной 1970 г. Савинова поехала в Новосибирск навестить сестру. Ничего худого в её желании никто не заподозрил. 25 апреля, прежде, чем уйти из квартиры сестры, Екатерина Фёдоровна помыла в доме все полы. Затем отправилась к своей подруге на проспект Карла Маркса.
- Пойдём со мной в церковь петь на клиросе, - предложила она ей. - А то у меня пенсия всего 40 рублей, не знаю, как жить дальше.
Подруга Клара отказалась.
Но перед тем как Савинова ушла от неё, написала на листке бумаги свой телефон: - Как дойдёшь до дома - позвони.
Через несколько часов в квартире Клары Фроловны раздался телефонный звонок. Мужской голос попросил подъехать, чтобы опознать человека. Как выяснилось позднее, ей предстояло опознать Екатерину Савинову, которая бросилась под поезд.
- Никаких документов при ней не нашли. Только на клочке бумаги был записан ваш телефон, - объяснили ей следователи.
По словам работницы станции, она сразу обратила внимание на хорошо одетую красивую женщину, которая взволнованно ходила по перрону. На первом пути стоял пассажирский поезд. Но этот состав ушёл, и было объявлено о том, что на второй путь прибывает пассажирский поезд. Когда он уже подъезжал к перрону, женщина вдруг перебежала через пути и бросилась под колёса. Стрелочница пыталась её остановить, кричала: "Стой, что же ты делаешь?". Но это не помогло...
Говорят, что перед своей гибелью Екатерина Савинова сходила в церковь. Тогда как раз шла Пасхальная неделя. Екатерина Фёдоровна спросила батюшку: "Если наложишь на себя руки - это грех?". Батюшка ответил, что грех. "А если в Пасхальную неделю?". Ей сказали, что в это время все грехи прощаются...
Справка о смерти Екатерины Федоровны Савиновой была выдана во Фрунзенском районе Москвы. О причине смерти написано как-то нелепо: "отделение головы колесами поезда".
Похоронили Екатерину Савинову на Клещихинском кладбище города Новосибирска. Скромную могилку Фроси Бурлаковой не так давно отыскали журналисты "Комсомольской правды".
Евгений Ташков после фильма "Приходите завтра" снял такие киноленты, как "Майор Вихрь", "Адъютант Его Превосходительства", "Дети Ванюшина" и др. Второй женой режиссёра стала актриса Татьяна Васильева (Ташкова), известная по роли тёти Аси в телевизионной рекламе, фильмам "Уроки французского", "Фрак для шалопая", "Нежданно-негаданно" и др.
Андрей Ташков, сын актрисы, тоже стал актёром. Наиболее известные его работы - в фильмах "Сыщик", "Подросток", "Адвокат", "Встретимся на Таити" и др. В 1995 г. ему было присвоено звание Заслуженного артиста России.
Очевидцы перезахоронения актрисы Екатерины Савиновой стали свидетелями загадочных явлений
Удача вернулась к нашему земляку, прославленному режиссёру Евгению Ташкову после того, как он отдал последние почести погибшей жене.
В 1970-е годы фильмы Евгения Ташкова «Майор Вихрь», «Адъютант его превосход...
Развернуть
Очевидцы перезахоронения актрисы Екатерины Савиновой стали свидетелями загадочных явлений
Удача вернулась к нашему земляку, прославленному режиссёру Евгению Ташкову после того, как он отдал последние почести погибшей жене.
В 1970-е годы фильмы Евгения Ташкова «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Уроки французского» по популярности не уступали даже «Семнадцати мгновениям весны».
Евгений Ташков родился в посёлке Быково Сталинградской области 1 января 1927 года. После школы поступил в главный кинематографический вуз страны – ВГИК и успешно окончил его в 1950 году.
В начале карьеры снялся в фильмах «Командир корабля» и «Капитан старой черепахи». А в 1957 году, на экраны кинотеатров вышла его первая картина «Страницы былого». Но настоящий успех пришел к Ташкову после фильма «Приходите завтра», где в главной роли снялась его первая жена Екатерина Савинова. Спустя несколько лет режиссёру довелось пережить семейную трагедию. В самом расцвете лет Екатерина Савинова трагически погибла. Она ушла из жизни в 1970-м году: будучи тяжко больной, бросилась под поезд. Евгению Ташкову пришлось в одиночку растить их сына Андрея.
И лишь когда сын стал взрослым, Евгений Ташков встретил другую женщину, ставшую ему верной спутницей, - Татьяну Васильеву, тоже уроженку волгоградской земли. Земляки познакомились на съёмках фильма «Уроки французского», где он был режиссёром, а её утвердили на главную роль.
Спустя год Евгений Ташков и Татьяна Васильева поженились. Вырастили сына Алексея, сейчас он работает режиссёром на Первом канале. За долгие годы супружества Ташковым довелось испытать и радость успеха и трудные безденежные времена. В 1990-е годы работа в кинематографе застопорилась. На съёмки картин Ташкову перестали выделять деньги. Супруге Татьяне Александровне тоже пришлось уйти из кино. Трудилась в коммерческом банке, в ресторане, была администратором. А тем временем самому Евгению Ташкову не давала покоя мысль о погибшей первой жене.
Покойная Екатерина была человеком верующим, даже в те атеистические времена пела в хоре на клиросе, отпеть её в церкви не разрешили, потому что сочли самоубийцей. Похоронили её в том городе, где произошла трагедия, в Новосибирске, на Клещихинском кладбище. Поставили скромный памятник. И долгое время отец и сын Ташковы не приезжали на могилу. И однажды кто-то сказал режиссёру, что дела у него не ладятся, потому что душа первой супруги до сих пор не упокоилась. А в 2006 году они вместе с сыном Андреем поехали в Новосибирск. Отыскали заброшенную могилу. Обратились к священникам на кладбищенской церкви. Ташков-старший убедил их, что Екатерину нужно отпеть, потому как причиной гибели стала её болезнь и потому что не отдавала она себе отчёта, когда бросалась под поезд.
Спустя 26 лет после гибели актрису Екатерину Савинову отпели в церкви, перезахоронили на престижном участке кладбища и воздвигли ей добротный памятник.
И как сообщает сайт eurosmi.ru, участники перезахоронения стали очевидцами ещё одного загадочного явления. Когда же разрешение на эксгумацию было получено, а гроб вскрыт, близкие были шокированы видом тела актрисы.
Священник Анатолий Новопашный в интервью телеканалу НТВ рассказал, что тело Екатерины Савиновой оказалось совершенно целым. Беленький платочек на лбу, венчик и церковное покрывало, а под ним нетленная плоть. Священник добавил, что сохранить ее решил сам Господь, даже после того, как закончилась ее земная жизнь.
Объяснить это явление уже взялись экстрасенсы, священники и криминалисты. Одна из версий заключается в том, что Савиновой каким-то образом удалось саму себя бальзамировать. Близкие же актрисы уверены в том, что в другой жизни ей помогла их огромная любовь.
Криминалисты же всю эту мистику отрицают и рассказывают о том, что бальзамированию поспособствовала потеря крови и большая глубина захоронения с постоянной температурой.
После этого окружающие стали замечать, что у Евгения Ташкова появилось какие-то внутренне спокойствие, как будто сбросил с себя какой-то тяжкий гнёт. И дела в кинематографе стали налаживаться. Появились инвесторы, после долгого перерыва он, наконец, смог вернуться к съёмкам фильма о Достоевском.
Работу над своей последней картиной - «Три женщины Фёдора Достоевского» Ташков –старший завершил в 2011 году. Тогда же в Новосибирске был открыт и музей Екатерины Савиновой.
Вернулась в кино и Татьяна Ташкова, получив множество интересных творческих предложений.
Евгения Ивановича Ташкова не стало 15 февраля 2012 года. Похороны режиссёра прошли на Троекуровском кладбище. По просьбе родных, гражданская панихида не проводилась. А траурную церемонию предварило отпевание в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.
Среди тех, кто пришёл попрощаться с Евгением Ташковым, был народный артист России Юрий Соломин, сыгравший главную роль в фильме «Адъютант его превосходительства».
За роль Павла Кольцова молодой актёр Юрий Соломин был удостоен Государственной премии РСФСР, а вскоре ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.
Кроме Юрия Соломина, проводить в последний путь Евгения Ташкова пришли председатель Союза кинематографистов РФ Клим Лаврентьев, а также Валентина Талызина, Лариса Малеванная, Юрий Городецкий, Валентин Смирнитский, Валентина Теличкина, Людмила Чурсина и множество поклонников отечественного кино.
Свернуть