Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Изречения Святых Отцев, высказывания и цитаты священников, монахов, старцев, цитаты из Священного Писания

ЗНАЕМ ЛИ МЫ ЗАПОВЕДИ БОЖЬИ? СОБЛЮДАЕМ ЛИ МЫ ИХ? (Ев., Мф., XXII, 35-46)

Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Вот приступает ко Господу законник некий. И желая искусить Его, спрашивает: «Какая Заповедь большая в Законе?» И отвечает Господь наш Иисус Христос: «Первая главная Заповедь в Законе – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всей душою своею, всем помышлением своим. А еще вторая Заповедь, равная первой – «И возлюби ближнего своего, как самого себя». «И в этом, весь Закон и пророки!» - подтверждает Христос. Закон, Закон для нас. Вот закон государственный, гражданский кодекс, административный, уголовное право, процессуальное право – мы как-то знаем и стараемся соблюсти. По крайней мере, боимся не соблюсти. И понимаем, что нет человека, который всю жизнь будет нарушать закон и не поплатится за это. Нет вора, который бы воровал, нарушил закон, и никогда бы не попался. Есть упертый – ворует, ворует, попал в тюрьму, вышел – опять ворует, думает: «Обхитрю, обойду, всё получится». А Бог нам ясный дает Закон. Уголовный кодекс учи-учи… Если у тебя времени не будет, когда его выучишь? Знаете, кто уголовный кодекс учит? Сидят на нарах и учат, учат и учат. Только соблюдать его надо. Не просто выучить.

А вот Закон Божий выучить легко, родненькие, вот эти Заповеди Божии выучить легко. Хотя, честное слово, к боли нашей, к греху нашему – спроси эти заповеди у мусульманина или у иудея – наизусть, назубок всё расскажут. А у нас, у кого сейчас ни спроси, что есть четвертая Заповедь или пятая Заповедь, или седьмая Заповедь, или десятая – не сразу каждый и скажет. Так вот, дома надо над столиком себе эти Заповеди прикрепить – садишься кушать, помолился «Отче наш», почитал и Заповеди почитай – польза будет. А мы сейчас вместо Заповедей многие что? На холодильник телевизор поставили, его лучше посмотреть. А ведь надо знать Закон Божий. Надо знать его. Но Бог нам дает облегчение! Вот десять Заповедей, Его спрашивают, искушают: «Какая большая?» Да нет «больше или меньше»! Все Заповеди соблюдешь – спасешься. Одну нарушишь – все нарушишь, все потеряешь. Господь нам прямо еще больше говорит, чтоб все Заповеди соблюсти, он их, все десять, превращает в две, выражает двумя Заповедями: «Возлюби Бога больше себя, всем собой возлюби, всей своей сущностью, всей сутью своей!» и «Возлюби ближнего, как самого себя». Эти Заповеди, как монета. Вы разрежьте монету пополам, вы за неё что-то купите после этого? Это уже не монета будет, это подобие монеты. Так вот и Заповеди. Если не возлюбишь Бога – не получится возлюбить ближнего. И если будешь говорить, что любишь ближнего, а о Боге забудешь – всё равно ничего не выйдет. Не исполнишь Закон Божий – не войдешь в Царство Небесное! Не будешь с Богом – не будешь жизнью полной жить!

А что есть любовь? А любовь - это просто. Любовь… Что противно любви? Любви противна третья… Бога любить надо, ближнего любить надо, а вот эгоистом быть – всё забыть на земле, и только о себе тешиться, и только собой жить – вот это Богу противно, вот это противно любви. Вот это – есть нелюбовь: только о себе и только для себя, и каждый свой поступок оправдать, а в другом всё осудить. Посмотрите на человека, который всех и вся судит и соседей, и друзей, и родственников. Посмотрите на этого человека. Неизбежно что будет в нем? Хвастовство! Превозношение! Неизбежно этот человек скажет: «У меня больших грехов нет. Ну, может быть, воровал. Ну, может быть, убил. Больших грехов нет, как вот у того человека. Он, тот другой, жадный!» Неизбежно! Неизбежно, если это человек, который забывает о Боге! Неизбежно, если это человек, который забывает о ближнем! Он вознесется, он из себя сделает бога, он из себя сделает объект поклонения, он о себе будет думать, он себя будет хвалить, он себя будет оправдывать. Вот, когда мы оправдываем свои поступки, когда мы хвалим себя, когда нам кажется, что наши грехи меньше грехов других людей! Или пуще, страшнее - почти нет у нас грехов! Вот в этот момент нужно задуматься, что мы Заповедь Божью не соблюдаем! Любовь – есть отрешение себя, забвение себя, жизнь в Боге! Что значит «любить Бога»? А это – не противиться Ему. Можно сто поклонов положить, можно сто икон поцеловать, можно тысячу раз сказать: «Слава Тебе, Господи!», но выйти на улицу и грешить, в дом войти и грешить, осуждать и обманывать, воровать и взятки давать. Разве это любовь Божья?

Что есть грех? Это противление Богу. Что есть совершать грех, оправдывать свой грех? Это идти против Бога. А что значит «идти против Бога»? Это значит – не любить Его. Это значит, Его Заповедь нарушать! Это значит, Его Закон отвергать! И свой закон утверждать! Как в тюрьме говорят? «Живем по понятиям» - им закон людской не важен, им свои понятия важны. Так вот, мы все так поступаем! Когда Бога забываем, когда себя оправдываем, когда рвется из нашего сердца: «А как без греха? А как сейчас без взятки? А как сейчас без мата? А как сейчас, чтобы не обмыть, не выпить? Как без этого всего обойдешься?» Вот и рвется из сердца человеческого: «А что ж, сначала надо помириться, а потом пить бросать» - так ты пить брось и тогда найдешь примирение с женой, с детьми своими! Сначала себя победи, сначала в себе грех победи! И потом поймешь, а что ж ты ждешь всё время, человек? Чтобы они пришли тебя пожалели, а ты каким был – как свинья во калу – таким и остаешься? Как же Бог поможет? Как мы бросаем вызов Богу? «За что мне? Почему так? Почему Бог допускает?» А кто грех умножает? Все умножаем. Но и я тоже. А вот надо сказать себе: «Не хочу больше грешить! Хватит грешить! Бога люблю – значит, не сделаю Ему больно! Значит, не буду Его распинать! Значит, не буду против Него идти! Лучше мне будет больно, а Богу будет легче. Лучше, я не буду, как все – да, все устроились» … А что это значит «устроились»? А что значит «квартиру получила»? Грехом, взяткой. А что значит «квартиру получила» - грехом, страшно сказать, чем получила! А потом что в этой квартире будет? А потом, в этой квартире, слезы будут! А потом, в этой квартире ребенок разлагаться будет! Вот, как у нас. Что бы мы не делали грехом, всё равно придет час ответа. Нарушил Закон – отвечать будешь. Его не перейдешь, не переступишь. Но можно очень хорошо говорить: «Люблю Бога», не нарушая ничего, и так себя вознести, что уже будешь смотреть на ближнего свысока. Говорить: «Не убил. Не прелюбы сотворил. Не украл. Не обманул. В Храм ходил. Не так, как все – они уж нагрешили». И вот здесь корень второго греха. Вот здесь корень второго падения. А ради кого Бог – Человек?

Родные мои, мы каждый раз на Литургии поем «нас ради человек». Посмотри, рядом с собой – стоит человек: женщина, старуха, мужчина, ребенок стоит. Вот, ради тебя и ради рядом стоящего, ради каждого на земле Бог стал Человеком. Бог пришел во Плоти. И Он уже не только сын Давидов, но Он – Сын Божий, и Давид уже поклоняется Ему! Как во второй части сегодняшнего Евангелия сказано: Он – Первенец, Он – альфа и омега, начало и конец, Первый и Последний! Но ради нас, ради меня, ради тебя, ради каждого, потому что Бог любит. Любит вот этого грешного, которого мы осуждаем. Любит вот этого слабого, мимо которого мы проходим. Любит вот этого неудобного. Любит вот этого, разбитого грехом, который нам так не нужен, которого так хочется обойти. А Бог его любит. И как же мы скажем, как же мы произнесем: «Люблю Бога», если отталкиваем того, кого Он любит?! Вы скажите матери: «Я с тобой буду дружить, а твоего ребенка уберем отсюда. Выкинем его на улицу, а сами будем сидеть, кофе пить!» Как поступит мать любящая? Она скажет: «Нет, мое дитя не трогай, мое дитя не обижай. Это мое чадо, это мое любимое, это дорогое мне! А ты сам, не нравится? Вот туда, на улицу, вот туда, где холодно!» Так и Бог говорит. Когда мы ближнего пожираем, когда мы ближнего растаптываем, когда мы в ближнем человека не видим, когда мы только себя любим, когда только о себе думаем – как Бог с нами поступает? Как поступает? Пойди ты туда, подальше, а он будет впереди. Как в Евангелии сказано? И станут последние первыми, а первые – последними. Так в жизни нашей. Нам кажется: «Вот я такой хороший, почему ж другому, тому грешному Господь помогает?» Да потому, что ты это слово «Я» заучил больше всего, лелеешь это слово, превозносишь его, никому поблажки не дашь, ни в ком боли не увидишь, только «я» да «я»! Ну, и иди последний. А вон тот, который дальше стоит – грешный, убогий, молит: «Господи, помоги! Сестре помоги, матери помоги! Ребенку помоги!».

- Иди ко Мне, - говорит Господь.
- Иди, потому что в малом ты был верен и над многим тебя поставлю. Над малым сим ты любовью плакал и любовью радовался, любовью жил! Я тебя введу туда, в область Света, туда, где большее – в Царство Божие, в Царство Любви!»

Родные, как это важно понять. Как это важно понять! Но есть еще один вопрос. А говорит Господь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», а вы скажете: «Батюшка, вы же говорите, что себя любить не надо»… Любить себя надо, но только Божьей любовью. Мы себе желаем, чтоб от водки спиться? Не желаем. Вот так и другому не желай. Мы себе желаем, чтоб нас обманывали? Не желаем. Любим же себя, да? Не желаем, чтоб спились, не желаем, чтоб нас обманывали, не желаем, чтоб нас обворовывали, не желаем, чтоб нас осуждали. Так вот, не надо другого обворовывать, не надо другого осуждать, не надо другого спаивать, не надо другому гадости делать. Себе не желаем – и другому не сделаем. Вот тогда любовь как к себе. А это - нелюбовь - когда хвалимся, когда возносимся, когда хвастаемся, оправдываемся – это нелюбовь. Это самоубийство, потому что счастье человеческой жизни, полнота человеческой жизни в том, что живешь не для себя. Вот в этом весь закон и пророки. Любишь Бога, любишь ближнего, а о себе - поменьше, а о себе так, чтобы только не согрешить. Любовь к себе – это что? Сохранить себя для любви к Богу и для любви к ближнему. Вот этим жив человек. Вот этим счастлив человек. Вы спросите у старухи, которая голод прошла и войну прошла: «Чем ты счастлива?» Счастлива, что отец в голод не умер, счастлива, что сын с войны пришел – вот это её счастье! А у эгоиста спросите, в чем его счастье? «Мало, - скажет. - Мало еще накопил, мало еще набрал. Мало еще нахвастался. Еще несчастен. Еще полного счастья не достиг» Не достиг? Ну и не достигнешь! А если человека согреешь, человеку поможешь, человека простишь, Богу помолишься, перед Богом на колени станешь и скажешь: «Прости, Господи! Помилуй, Господи!», скажешь Богу: «Господи, какой же я грешный, но, Господи, хочу быть твоим. Я Твой, Господи, в волю Твою предаю себя. В воле Твоей живу. Любить хочу не себя, а ближнего своего – вот такого, какого Ты мне даешь».

Родненькие, сегодня в этот день хочется пожелать всем настоящего, настоящего счастья, Богом благословленного, Богом данного, человеческого счастья! Оно не в деньгах! Оно и не в богатстве! Оно не в наслаждении! Оно в жизни! В жизни не для себя, жизни не в себе и собой, а в жизни любви. И хочется сказать словами Евангелия. Родненькие, любите друг друга ни смотря ни на что – не смотря на всю боль – любите! А значит, не о себе думайте, а чтоб сердце рвалось и душа рвалась, и все мысли были о Боге и ближнем.

Вот, казалось бы, закон жизни – люби, человек! Почему же так мало людей этот закон чтут и соблюдают? А некоторые даже его не признают, просто отвергают его этот закон. А тут причина в одном, родненькие, причина – в привычке нашей. Почему привыкаем? Наркоман бы уже и сказал: «Господи, Боже мой, погибаю!», а привык. И сказал бы: «Да век бы я этих наркотиков не видел!», а не может без них жить. Так вот и мы в каком-то роде, наркоманы, когда эгоизм свой во главу всего ставим, когда себя превыше всего ставим. Да, мы понимаем, что если в семье друг для друга жить, друг другом жить – это хорошо. Как хорошо на работе друг друга не съедать, а помогать друг другу. Как хорошо! А нет, всё тянет туда – поскандалить, поссориться, обвинить, осудить, и вот это клятое сказать: «Я ж тебе говорил!» Вот эта фраза начало всего! Вот когда мы начинаем с человеком общаться, работать, человек стоит, ошибку сделал, а мы подходим и так въедливо: «Я же тебе говорил! Я же тебя предупреждал!» За кого мы себя выдаем? За Вершителя всего. Себе скажи, человек, о себе подумай, что ты себе говорил и что сделал, и что получил, и счастлив ли ты на земле, и хорошо ли тебе жить на земле? Не надо другого попрекать, не надо над другим возноситься, а себе скажи: «Сколько Господь мне дает - и солнце дает, и жизнь дает, и кусок хлеба дает, и ближнего дает – только что? Люби это солнце, люби эту жизнь, люби этот кусок хлеба, люби этого ближнего!» А любить кусок хлеба – это как? Это поделиться этим куском хлеба! Ради вот этого ближнего поделиться своим теплом, поделиться своей жизнью, не жалеть себя – и будешь счастлив! А мы всё думаем: «Моя хата с краю, мои деньги хорошо спрятаны» - мы всё об этом думаем. Не получится. Не получится. Рано или поздно возропщем. Не жалейте себя. Не думайте о себе. А порадуйтесь, когда рядом человек улыбается, когда рядом человек говорит: «Как мне хорошо с тобой! Как хорошо с тобой!» - скажет жена мужу, а муж – жене, мать сыну, а сын – матери. Друг другу скажем. Вот это важно. Соблюдем Заповеди, и Бог нас никогда не оставит. Он нас никогда не оставляет, мы сами Его оставляем – когда в грехах от Него отворачиваемся или когда от ближнего уходим. Вот в тот момент, когда мы своего ближнего клянем и уходим от него – в этот момент мы терем Бога. Потому что Бог остается с кем? С ближним! Отошли от ближнего – значит, отошли от Бога. Аминь

Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.