- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 30592
- |
- Видео 1377
- |
- Мероприятия 0
иеромонах Пётр (Серёгин)
№573. О пагубности грехов повседневных, т.н."мелких".
Грехи повседневные отличаются от тяжких (смертных) тем, что единичным их совершением сразу не убивают душу, совсем не лишают ее духовной жизни и после падения она более близка к покаянию. Но страшная сила повседневных грехов в том, что они частым повторением их также могут омертвить душу, как и грехи смертные. Различие в тяжести этих грехов делает только немедленное исповедание и бдительность. Часто случается с нами холодность и невнимательность на молитве. Не говоря уже о том, что эта холодность рождается в нашем сердце от предшествовавших грехов и живущих в нашем сердце страстей.
Холодность и невнимательность на молитве :
1) Лишает нас драгоценного времени покаяния и как бы небрежет о долготерпении Божием, чтобы не сказать, раздражает Его и побуждает к правосудию, как к искоренению бесплодного древа.
2) Вселяет и укореняет в нас пагубную привычку холодно относиться к своему спасению и также к предметам веры нашей, к святым и (страшно сказать) к Господу Богу. От этого гаснет вера, которая есть дверь ко спасению, и жизнь наша. Лишаясь веры,- мы лишаемся духовной жизни также, как и от тяжких смертных грехов.
Часто мы осуждаем ближних, не замечая, какое страшное опустошение производит в нашей душе этот грех. Видя согрешающего, мы спешим заклеймить его, как преступника, достойного всякаго презрения и поношения. Что нас заставляет извергать это дыхание злобы? — Наша собственная гордость и превозношение; наше злобное стремление - желание причинить человеку страдание.
Одно уже то достойно омерзения, что
1) мы предвосхищаем Суд Божий и осуждаем человека прежде, чем осудил его Бог, а себе присваиваем в суде божескую честь судий. Не есть ли это наш святотатственный диавольский грех?
2) Осуждая ближнего, мы как бы уверены в своем превосходстве и праведности. Это ли не безумие ослепляющей гордости? Как может быть праведен человек, присваивающий себе честь Божию?
3) Осуждая ближнего, мы прелестно (в самообмане) стараемся обосновать свое превосходство, а отсюда злорадствуем его (действительному, а может быть и мнимому) падению. Не диавольский ли грех злорадство? Не через это ли он оскверняет и соблазняет людей и враждует против Бога?
Как же мы должны относиться к человеку, если видим его согрешающим? (отнюдь не доверяясь сплетенным пересудам на словах). Любовь к ближнему должна быть в нас неизменной, непоколебимой. Согрешаюшего надо пожалеть, как впадшего в несчастье, надо сострадать ему, перед Богом - молиться о его помиловании, в чем прекраснейший пример дал нам блаженный Апостол Павел в словах: "Кто соблазняется и я за него (не воспламенюсь) ревностию о чистоте и святости?" Так огонь любви истинной, самоотверженной ( а не горделивого превозношения) может нас не только предохранить от падения, но и очищать прежние грехи наши. Если можешь, прими на себя в покаяние грех брата - и сотворишь любовь; а если не можешь, то и не осуждай.
ЕПС̅КПАМЪ, ПРЕСВИТЕРАМЪ, ДЇАКОНАМЪ, И ВСЕМЪ, ПРИКАСАЮЩИМСѦ КЪ СВѦТЫНѦМЪ, ДОЛЖНО ХРАНИТЬ ЦѢЛОМУДРЇѤ. ПРАВИЛО СВТ̅ГО ПОМѢСТНАГО КАРФАГЕНСКАГО СОБОРА. д̅.