Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Изречения Святых Отцев, высказывания и цитаты священников, монахов, старцев, цитаты из Священного Писания

Митрофорный протоиерей

Притча о двух должниках


Во время сегодняшнего воскресного чтения мы слышали удивительную по глубине и значению притчу Спасителя. Во время своей земной жизни Иисус Христос дал нам лишь одну молитву которую знают христиане всего мира. Эта молитва «Отче наш».
Сегодня мы с Вами услышали притчу, которая объясняет последние слова этой молитвы. «И оставь нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим». Притча эта рассказывает о том, что наши отношения с ближними, являются моделью отношения к нам Бога. Не случайно святые отцы говорили «От ближнего спасение и погибель.» (Антоний Великий). Милосердие Божие, и милосердие человеческое, идут держа друг друга за руку. Как только человек отпустит руку милосердия к ближнему, от тот час теряет и руку милосердия Божия.
В притче рассказывается о неком человеке который был должен Царю колоссальную сумму денег. Дело в том что сумма, о которой говориться в притче, является фантастически большой. Талан был самой большой денежной единицей в Римской Империи. Годовой доход с Идумеи, Иудеи и Самарии составлял всего лишь шестьсот талантов. Самая богатая провинция Римской империи – Галилея, давал казне дохода не более трехсот талантов в год. Суммой в десять тысяч таланов не обладал даже Римский император. В пересчете на эквивалент наших драгоценных металлов это миллионы и миллионы долларов.
И вот эта фантастическая сумма прощается должнику Царя…Не трудно понять его окрылённость радостью. Это было равносильно воскресению из мёртвых. Если бы не это прощение, то жизнь должника и его близких была бы адской. Но вот он, еще находясь в эйфории от этой, внезапно свалившейся на него радости, видит брата, такого же как он. И вспоминает что тот, должен ему 100 динариев. Это одна пятисот тысячная от суммы прощенного ему долга. Динарий - самая мелка монета того времени. Разница в долгах колоссальная. Прощенный должник начинает душить своего собрата что бы тот отдал ему деньги. Он его даже садит в темницу, требуя возврата долга. Слуги Царя донесли об этом поступке прощенного должника своему Владыке. Вызвав его к себе прощенного раба, Царь укоряет его за то что тот не поступил со своим должником так же милосердно, как и Он поступил с ним, меняет свое отношение к нему, и садит в темницу пока тот не отдаст все, до последней копейки. Отдать такую огромную сумму он не мог даже не свободе, тем более он никогда не отдаст ее находясь в тюрьме. Это значит что попал он в темницу навечно.
О чем учит эта притча? Бог прощает нам все. Нам прощены грехи которые мы никогда бы не могли оплатить своими добродетелями, которых к тому же нет. За них заплачена Кровь Сына Божия. Нет у нас такой разменной монеты, которая бы конвертировалась по отношению к Крови Спасителя. Нам предложена конвертация по бесконечно низкому курсу. А именно, прощать так же, как и Бог простил нам. Если бы весь мир нам был должен, то и это ничего бы не стояло, по сравнению с тем, что бы получаем от Бога в Вечности. «Око не видело, и на ум не приходило человеку то, что Бог уготовал любящим Его» - учит нас Священное Писание. Что бы получить это несметное богатство, от нас нужно только одно – простить от всего сердца, от всей души других. Слуги Небесного Царя, его святые ангелы, наблюдают за тем, как мы это осуществляем в своей жизни и докладывают Ему, достойны ли мы Его высочайшего милосердия.
Наша душа похожа летний океан. Где то на его поверхности катаются дети на матрасиках, кто-то занимается виндсерфингом, кто-то катается на водном мотоцикле. Можно смотреть на эту светлую радостную идиллию умиляясь часами. Но если мы попробуем нырнуть в батискафе в глубь, то увидим совершенно другую картину. А если мы сядем в глубоководную подводную лодку, то в небольшой глазок ее иллюминатора увидим таких монстров, которые не приходили на ум даже самому одаренному режиссеру фильмов ужасов. И все эти чудища плавают в глубинах нашей личности. Живет в нас и зависть, и ненависть, и обидчивость, и гордыня и многое, многое другое.
Большинство наших обид происходит от движения этих глубоководных монстров. Мы сами себе на придумываем на других такого, о чем они даже и ни не смели догадываться. Не так на нас посмотрели, не так поздоровались, тоном неприятным к нам обратились. И мы нафантазируем себе такое, что и на голову не натянешь. Начинаем домысливать, додумывать, сочинять, и с этого вырастают тома многолетних обит, недоразумений, не высказанных упреков и прочь. Мы считаем, что нас активно ненавидят, или недооценивают, или не понимают и прочь.
Мир активно ненавидит только великих святых. К нам эта ненависть не имеет никакого отношения. Это та самая ненависть, с которой мир относился к Господу Иисусу Христу. Ее достойны те, кто следует за Богом. Мы же, в основной своей массе, люди мелкие, весьма далекие от святости. И вся, так называемая ненависть к нам людей это, в большинстве случаев, или фантазии и выдумки нашего воображения, или же проекции наших собственных страстей на нашу душу и сознание.
Вот всю эту поверхностную шелуху нам предлагается смести с своего сердца, что бы Бог смог нам простить все то, в чем мы Ему и ближнему задолжали. Господь ставит нам очень легкое условия для спасения. «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14, 15). «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13).
Нам нужно лишь воспользоваться этим шансом на спасение, потому что надеяться нам на свои добродетели это, как минимум, глупо. Поэтому очень важно быть внимательны к своему сердцу. Как только злое чувство к ближнему будет произрастать на его поле, не поленимся сразу же от него избавиться, потому что оно может лишить нас милости Отца Небесного и надежды на спасение.