- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 30592
- |
- Видео 1391
- |
- Мероприятия 0
Грех, порок преподносят нам как норму
Православные священнослужители о необходимости вернуть отца в семью на подобающее ему место …
56% опрошенных ВЦИОМ не считают нормальным, когда мужчины ухаживают за новорожденным, а женщины после родов выходят на работу (представители сильного пола – 61% говорят об этом чаще, чем женщины – 52%).
У большинства опрошенных (59%) нет знакомых семей, где воспитанием ребенка в основном занимался бы отец. Однако способность отца выполнять эту обязанность признает большинство граждан (72%).
48% согласны, что основная задача мужчины – материально обеспечивать семью, а не заниматься воспитанием детей, а 46% - нет.
Не сложившиеся отношения между супругами не должны влиять на общение детей с отцом: матери не следует его ограничивать, считают 88% россиян.
Мужчина прежде всего закладывает в ребенка уважение к женщине (об этом сказал 41% опрошенных, среди мужчин – 34%, среди женщин – 46%), отвагу (32% в целом по выборке, 37% - среди мужчин, 28% - среди женщин), ответственность (30%), а также трудолюбие (16%), целеустремленность (11%), щедрость (10%), дисциплинированность (10%) и др.
Отметим, что и Православие, и ислам отношения отцовства (как и вообще роль мужчины в семье) ставят очень высоко. В слове «безотцовщина» испокон веков сочетались жалость и осуждение.
При этом по сравнению с традиционным обществом в России сильно занижена роль отца в воспитании ребенка: отец в общем рассматривается как необязательный элемент семьи. Многие отцы и сами с этим согласны. За ХХ век в России полная семья, где дети растут с родными отцом и матерью, стала скорее исключением, чем правилом. Репрессии и война ударили прежде всего по мужчинам, к этому добавилась легкодоступность разводов, а женщин, рожающих вне брака, перестали осуждать: стало даже довольно обычным стремление «родить для себя». Вместе с тем жалобы на слабость, лень, пьянство и безответственность русских мужчин тоже нельзя назвать вполне безосновательными, так что трудно разобраться, где тут причина, а где следствие.
В советское время сложился своего рода «матриархат»: и закон, и обычай стали воспринимать все, касающееся воспитания детей, как сферу ответственности женщины – в частности, при разводе детей оставляют с матерью, в общем, автоматически.
«Какой в наши дни должна быть роль отца в семье? Можно ли вернуть отца на подобающее ему место, и как это сделать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что вернуть прошлое не в силах человеческих - но надо понимать, куда необходимо вернуться.
«Возвращение будет осуществляться волей Божьей к правильному устроению семьи, но для этого часть людей должна быть подготовленной, понимая, что правильно так, как в свое время установил Господь еще в раю. Есть муж – глава и жена – помощница ему, а дети находятся в подчинении у матери и у главы семьи. Это малая Церковь, где муж – ее патриарх. Такое устроение, кстати, чаще всего у многодетной семьи. Что произошло у нас? Десакрализация. Мужчина перестал молиться, перестал быть патриархом своей Церкви. И бедная женщина, которая должна поучать своего мужа, как апостол Павел велит, не имея четких установок на поучения святых отцов, начинает стремиться к власти от духовного голода. Этим пользуются бесы. Для захвата власти нужен какой-то предлог, и им становится рождение ребенка. Женщина делает его идолом, а мужчина действительно становится экономическим придатком. И тогда семья переворачивается, она становится малодетной, мужчина понимает, что он не на месте главы и уходит искать счастья на стороне, а женщина остается одна», - продолжил он.
«У нас выросло несколько поколений мужчин и женщин, которые не знают своего места в семье: женщины рвутся к власти, а мужчины боятся ответственности. И это уже так масштабно, что человечество не может все изменить. Так что надо сначала перенаправить свои усилия на понимание своего места в семье. Священное Писание нам все показало, Господь нам все дал, Святые отцы разъяснили. Осталось найти только тех, кто готов жить по заповедям, по нашей традиции, и тогда будет происходить восстановление семьи, правильного воспитания, независимости и мощи государства», - заключил о. Сергий.
Протоиерей Александр Добросельский, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Рязанской православной духовной семинарии, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, отметил, что, как говорил Блаженный Августин, «если Бог в жизни человека будет на первом месте, то всё остальное будет на своём: в каждой семье до доли процента будет тогда выверено именно этой семье необходимое участие в том или ином мероприятии отца или матери, степень, качество, средства, инструменты и время этого участия, и прочее».
«Ведь жизнь - это не однобокая наука с её законами и предписаниями, но тонкое духовное искусство применения многочисленных и часто противоречивых законов из различных наук», - заключил о. Александр.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», отметил, что отец просто должен быть (не в биологическом смысле, конечно – тут вариантов пока нет, хотя технологии идут вперед большими шагами).
«Фигура отца занимает в сознании любого человека значительное место. Все, кто занимается исследованиями человеческой души, единодушно говорят: ребенок, у которого в детстве не было отца – покровителя, учителя, защитника, даже отчасти волшебника – чего-то недобирают из того, что дети, у которых отец в семье был, получают по умолчанию. Думаю даже, что на протяжении жизни уровень счастья у людей из полных семей выше, нежели у тех, кто вырос без отца. В особенности это касается мальчиков, которые должны с кого-то брать пример мужского поведения. Тут отец незаменим», - продолжил он.
«Некоторые отцы сами выросли в неполных семьях, поэтому сознание ответственности перед детьми, семьей у них слабое. Многие из них уходят в поиске новой любви, новых приключений, забывая о детях, которые, в свою очередь, тоже вырастают безотцовщиной и ретранслируют эту модель в дальнейшем. Пьянство тоже играет огромную отрицательную роль. Женщины по понятным причинам отказываются быть с мужьями, которые издеваются над ними, бьют детей, подают дурной пример. Скажу банальную вещь: хороший, православный человек должен быть хорошим отцом – эта идея заложена в фундамент религиозной жизни. Во первых, мы обращаемся к Богу как к Отцу. Во вторых, мы говорим, что Бог есть Любовь. Сочетание того и другого для каждого мужчины основополагающе. Важнейшее качество для отца - любовь. Как Бог-Отец любит весь мир и из любви мир создал, так и любой мужчина-отец должен своей любовью создавать новый мир: семьи, ребенка, нашего будущего», - подчеркнул о. Михаил.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что, когда Адам был изгнан из рая, Господь сказал ему, что он в поте лица будет добывать хлеб свой, а Еве – что в муках будет рожать детей своих.
«Так что Господь повелел, чтобы кормильцем в семье был мужчина. Не ждал, лежа на диване, когда посыплется манна небесная, а старался обеспечивать свою семью. Это одна из задач мужчины, хоть и не самая главная. Женщина выходит работать чуть ли не после родов, потому что зачастую именно она кормилец в семье, - а порой и единственный. К сожалению, в России очень быстро распадаются браки, ребенок остается с матерью и она воспитывает его в одиночку. У нас не всегда поймешь, где слабый и сильный пол, мужчины стали инфантильными», - продолжил он.
«Я призвал бы их заботиться о своих семьях, а в трудную минуту не искать выход в алкоголе или в удобных и выгодных связях. К сожалению, большую лепту в разрушение семьи вносят средства массовой информации. Грех, порок преподносят нам как норму. Помните, одно время эфир был заполнен рассказами о Прохоре Шаляпине, который находился на обеспечении у женщины в возрасте? Ну и какая это любовь? В домах престарелых бабушек и дедушек почему-то не разбирают, никто в них не влюбляется. "Влюбляются" в богатых, которые могут обеспечить безбедную жизнь. А потом мы возмущаемся, что потеряны мужские начала, исчезает институт семьи. Так что нужно менять отношение к этому в обществе», - заключил священник.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что вернуть отца в семью нелегко, потому что у нас подсознательно присутствует мысль, что отец – «слабое звено», опасный член семьи. Его могут репрессировать, арестовать, забрать на войну.
«У нас скорее не матриархат, а "киндерархат". Ребенок в семье – Бог и царь, и все крутится вокруг него. Действительно, от мужчины ждут немногого: зачать ребенка, а потом приносить зарплату, картошку, вбивать гвозди. Если все это есть, больше он вроде бы ни для чего и не нужен. Многие считают, что мужской алкоголизм возникает из-за недостаточной реализованности отцовства и ответственности, которая лежит на муже. К сожалению, традиционная ролевая модель семьи уходит. На смену ей приходит модель индифферентная, где члены семьи заменяемы. И это плохо – речь же идет не о том, кто лучше, хуже или главней. Мужчина и женщина разные, как бы ни стремились их представить одинаковыми. Хорошо, когда мужчина – лидер, а женщина обеспечивает стабильность, поддерживает связь с родительскими семьями, традициями. Тогда семейный корабль имеет собственное лицо, индивидуальность, и семья развивается гармонично», - добавил он.
«К этому нужно просто идти, так как ролевая модель обеспечивает развитие семьи, а безролевая может привести к чему угодно – будет вообще все равно, кто воспитывает детей: папа и папа, мама и мама... Потеряется, исчезнет само слово "семья". Чтобы воспитывать мужественных мужчин и женственных женщин, нужны оба родителя и их отношения. Самая гармоничная, перспективная модель семьи – именно ролевая, в которой к тому же есть поддержка и взаимовыручка», - подчеркнул священник.
Иерей Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ, отметил, что в этом году мы вспоминаем события Октябрьской революции 1917 года.
«После нее начался развал семьи как богосозданного организма, где каждый член выполнял свои функции и нес свою миссию – муж, жена, дети. События, начавшиеся в 1917 году, и продолжавшиеся почти в течение всего XX, привели к постепенному ослаблению роли мужчины, потере его главенства в семье (об этой роли говорил апостол Павел в послании к Ефесянам, об этом идет речь и в других местах Священного Писания). Такое главенство понимается не как деспотизм, а как ответственность мужа, мужчины перед Богом за тех, кто вручен его попечению – за жену и детей. Только такая семья будет гармоничной», - продолжил он.
«Решение важных вопросов у нас всегда было на мужчине. Его роль в семье очень важна – он несет отцовское начало, решительность, мужество. Мужчина в семье оказывает влияние на мальчиков и в какой-то степени на девочек. Конечно, и мать влияет на воспитание детей – особенно в раннем возрасте. Но впоследствии педагогическая роль мужчины усиливается, и заменить его некем. Задача отца как педагога в том, чтобы научить свое потомство ремеслу, которое приобрел он сам, передать ему свой жизненный опыт, и в особенности – духовный. Маленький ребенок, которого водят в Церковь родители, имеет детскую, не совсем осознанную веру. А в подростковом возрасте отец должен много беседовать с сыном на тему веры, жизни. Ребенок перенимает у родителей веру в Единого Бога, и с этим выходит в жизнь, имея твердую почву под ногами», - подчеркнул священник.