- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 30592
- |
- Видео 1377
- |
- Мероприятия 0
Протоиерей Андрей Ткачев о келейной молитве святителя Филарета Московского
Дорогие братья и сестры, мы поговорим сегодня о молитве, молитве не в смысле привычных текстов, потому что у всех у вас, верующих, есть молитвенники, вы слышите молитвы в храме, какие-то вещи канули в сердце и там ожили, и там живут. И это правильно и хорошо, и прекрасно. Но есть молитвенное творчество.
Наши молитвы в молитвеннике написаны Иоанном Дамаскиным в VIII веке, Василием Великим и Златоустом в IV веке. А потом? Потом тоже писались молитвы. Лучше их не сочинять, конечно, но у некоторых они не сочиняются, а изливаются, как Пушкин сказал. Чтобы сердце укреплять средь дольних бурь и битв, там сложили множество восторженных молитв. И вот я сегодня хотел бы познакомить вас с одним молитвенным текстом, чрезвычайно сложным, с точки зрения глубины, и простейшим, с точки зрения формы.
Это молитва Филарета Дроздова, Митрополита Московского и Коломенского, почивающего мощами в Храме Христа Спасителя в Москве. Это была его келейная молитва, излившаяся из глубины его молящегося сердца. Он говорил так: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты един знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня более, нежели я умею любить себя. Ты зришь нужды мои, которые сокрыты от меня. Зри и сотвори со мною по милости Твоей. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения. Токмо предстаю перед Тобою. Сокруши и подними меня. Порази и исцели меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою святую. Научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь».
Если бы я не знал ничего про Митрополита Филарета, а знал бы только этот текст, им написанный, я бы сказал, что это какой-то удивительный человек. А зная, что он жил в XIX веке, в веке бурных потрясений, пережил трех императоров, вернее, при трех императорах митрополитствовал. Прожил более полувека в сане епископа, управлял Московской Митрополией. Был связан со всеми главными политическими узловыми событиями русской Империи. Это добавляет еще больше уважения к этому великому неординарному человеку. И что главное в этой молитве я слышу – это нежелание просить своего. Понимаете? Потому что наши молитвы – они состоят на львиную долю из «дай мне», «помоги мне», «вспомни меня», «защити меня». Что, в принципе, нормально и не осудительно. Но есть дорога вверх.
И там, по дороге вверх, человек говорит: не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты знаешь, что мне нужно. Ты видишь нужды, сокрытые во мне. И Ты любишь меня более, нежели я умею любить себя. Так вот, зри и сотвори со мной по милости Твоей. Порази и исцели, сокруши и подыми. Не прошу ни креста, ни утешения. Безмолвствую и благоговею пред святою Твоей волею, святыми и непостижимыми для меня Твоими судьбами.
Это слова человека, окунувшегося в Божию волю, и уже ничего не просящего. Это и есть на самом деле то, что ждет человека на пути к Богу по-настоящему. Поэтому когда вам будет совсем худо и помощи ждать неоткуда, вы найдите этот текст, почитайте его, и сердце ваше успокоится. Потому что Бог любит нас более, нежели мы умеем любить себя. В этом владыка Филарет абсолютно прав. Его молитвами да будем помилованы и мы.