- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 49
- |
- Видео 7
- |
- Мероприятия 0
Фильм "Гибель империи"
ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК НАТАЛИЯ НАРОЧНИЦКАЯ: ВИЗАНТИЯ БЫЛА НАМЕРЕННО ИЗЪЯТА ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Недавно на российском телевидении состоялся показ документального фильма наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) "Гибель империи". Своими впечатлениями от этой работы в интервью обозревателю портала "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову поделилась президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Наталия Нарочницкая.
Фильм "Гибель империи" панорамно показал общее движение человеческой истории - то, что современный человек не хочет видеть. К сожалению, нынешний человек видит только поверхность этого фильма, желая оградить себя от бремени ответственности за свои поступки в историческом срезе. Сегодняшний человек предпочитает видеть тот маленький пунктир зигзага, на котором сам находится, и не знать, куда течет эта извилистая река истории в целом. Фильм напоминает нам о нашей праматери Византии, которая была намеренно изъята из исторического сознания не только советского, русского человека, но и вообще из европейского исторического сознания.
Для либералов, которые подняли визг по поводу этого фильма, невыносима сама концепция, что целью и стержнем человеческой истории являются вещи, связанные с верой, гармонией между личным и общим философским смыслом человеческой исторической жизни. Сегодняшний либерал утверждает, что автономность человеческой личности от веры, религиозных, нравственных, национальных, семейных ценностей - это и есть задача человечества и движущая сила. Наоборот, человек в этом случае перестает понимать, как сопрягается его личная жизнь с общим движением.
Этот фильм полезный и на самом деле достоверный, хотя в любом подобном фильме есть известная схематичность. Но наш либерал предпочитает спорить по каким-то деталям: вот, дескать, взяли то из этого века, из другого, потому что сама концепция им невыносима - как это, не Запад светоч, а что-то иное!
В фильме нет лести в отношении Византии, в нем показано, какие у нее были жизненные силы и как она сама их растеряла, потеряла в них смысл, и это ее и разрушило, а другие этим воспользовались. Совершенная правда и то, что именно Византия вплоть до середины второго тысячелетия была культурной митрополией мира, а Западная Европа, где короли мылись два раза в жизни - при рождении и при положении во гроб, была не просто провинцией, а задворками этой цивилизации. А в Византии были утонченные в историческом сравнении манеры, развита культура быта, архитектура, торговля, сложно пошитая одежда. Все это правда, как правда и то, что после падения Византии вся интеллектуальная мысль переместилась в Западную Европу, что послужило огромным толчком к развитию ее науки, культуры, цивилизации. Европа ведь сильно отставала. Те материальные влияния, которые Запад себе обеспечил за счет грабежа Византии и Южной Америки, недооценивают: они по своим масштабам сравнимы со столетним поступательным естественным развитием.
Главная мысль фильма заключается в том, что никакие технологии, никакая наука и внешняя развитость не могут удержать от упадка, если разрушен внутренний стержень, связь между личным и общим, гражданское чувство, понимание того, что есть грех и добродетель, если произошло разложение элиты, которая перестает осознавать себя частью нации.
В фильме и Запад может увидеть предупреждение, потому что то же самое происходит с западной цивилизацией, которая тоже имела импульс, великую культуру, основанную на пламенном утверждении Христовой истины, на борьбе добра и зла. Отсюда монологи Макбета и Гамлета, героя Шиллера. И куда это все пришло, если для человека сейчас главное - это выбор зубной пасты, и родина там, где ниже налоги. Они поэтому и бессильны перед мигрантами - вовсе не потому, что тех много, а потому, что нет своих ценностей.
Нет в фильме лести и нашему государству - наоборот, такое смелое и дерзкое замечание прозвучало, что даже отдельные ответственные и созидательные правления при утере общего стержня и разложения элиты могут остаться в истории как отдельные созидательные правления, и не более того.
Создатели фильма, надо отдать им должное, даже не очень заостряют внимание на этом малоизвестном у нас и малопочтенном событии – они только констатируют, что Запад, преследуя свои корыстные цели, причастен к гибели Византии и извлек из ее трагической судьбы все возможные материальные, политически...
Развернуть
Создатели фильма, надо отдать им должное, даже не очень заостряют внимание на этом малоизвестном у нас и малопочтенном событии – они только констатируют, что Запад, преследуя свои корыстные цели, причастен к гибели Византии и извлек из ее трагической судьбы все возможные материальные, политические и идеологические выгоды. Как ни странно именно за эту констатацию на Архимандрита Тихона и нападают более всего наши прекраснодушные либералы, или, точнее, как любил их называть Митрополит Антоний Храповицкий – «фельдфебели цивилизации». Только для того, чтобы показать подлинную меру вины латинян, а отнюдь не для защиты позиции фильма, ибо она совершенно самодостаточна и в нашей скромной поддержке не нуждается, позволим себе привести некоторые суждения известного французского византолога, книги которого впервые были изданы в России еще в далеком 1914 году, как раз в годину кризиса еще одной империи - Российской. Речь идет о весьма популярном Шарле Диле, «Византийские портреты» которого для многих стали открытием Византии, до той поры бывшей почти что Платоновой Атлантидой.
Сначала Ш. Диль рисует богатство Царьграда, открывшееся взорам первых крестоносцев: «Крестоносцы-пилигримы, записывая своим наивным языком впечатления, не могли выразить восторга. Трубадуры Запада говорят о Константинополе как о волшебной стране, о золотом сне, несметные богатсва этого города, его пышная и шумная толпа, его изощренное искусство, его рынок, где представлены товары со всей вселенной, где прохожие на улицах «казались царскими детьми», дворцы, портики, мерцающие золотые мозаики церквей…». Византия действительно была царицей изящества и красоты. Рыцари Запада знали одну заботу и одно развлечение – охоту и войну, византийская жизнь была разносторонней и утонченной. «Среди этого изящного общества, при этом дворе с его церемониями и строгим чинопочитанием, западные крестоносцы, исполненные глубокого презрения к этим грекам-схизматикам, тонущим в богатстве, чувствуя себя глубоко уязвленными, стали вести себя «как воры и разбойники». Византийцы ужаснулись до самых глубин «и так и не смогли в себя придти».
Какая пропасть лежала между Восточной и Западной Римской империями? Это были две разные цивилизации: Византия не только унаследовала античные искусство, культуру, право, мировосприятие, но одухотворила это Константиновым наследием – истинной верой Православной, которой держалась тверже, чем кодексов Юстиниана и всех накопленных богатств – ведь только Вера и осталась от империи после ее исчезновения, только Православие и было спасено на периферии когда-то непобедимой Порфирородной Византии.
Потерпев поражение в войнах за освобождение Иерусалима и Святой земли от неверных, крестоносцы увидели в Византии не менее значимую, но более лакомую добычу. Уже в середине XII века был разработан план крестового похода против византийцев. «Духовные вожди – папы только о том и думали, чтобы, воспользовавшись затруднениями и бедствиями царей, побудить их к союзу с Римом и подчинению греческой церкви папству. И византийцы – противники объединения церквей, отнюдь не ошибались, говоря, что как под видом открытой враждебности, так и под видом бескорыстной незаинтересованности Запад, в сущности, преследовал одну только цель: уничтожение города, племени, имени греков. И если… Западное христианство допустило в ХV веке падение Константинополя и предало его власти турок, главную причину этого надо искать в давнишней антипатии, в коренном несоответствии, делавшем невозможным всякое соглашение между греческим Востоком и латинским Западом. Если христианский мир допустил падение Византии, то потому что ненавидел в ней непримиримого врага, коварного схизматика, укоряя ее вдвойне за то, что из-за нее не удались крестовые походы, и за то, что она всегда искренно отказывалась вступить в лоно католичества». Так, намертво, приговаривает латинский мир французский ученый.
Некоторые зрители адресуют создателям фильма вопрос - что же вы ничего не рассказали о взятии Константинополя турками? Но гибель Византии была предопределена задолго до 1453 года, предопределена столкновением с Западом - это тоже один из уроков.
Византийцы верили, что политическое устройство мира являлось частью всеобщего Божественного замысла и было тесно связано с историей спасения человечества. Константин предначертал этому народу служить Христу и нести народам свет Евангелия. Pax Romana оказалась приравнена Pax Christiana. Для того, кто воспринимает историю как «реку времен» рядом существуют византийские крепостные стены, венецианские дворцы и современные площади Стамбула – это только наше разорванное сознание, лишенное историчности, воспринимает мир разделенным по полочкам картотеки. Именно так, свободно перемещается в пространстве истории Архимандрит Тихон, перенося нас от Святой Софии к Собору Святого Марка и в заснеженную Россию.
Только совсем не знакомому с историей Византии могут показаться наивной модернизацией авторов фильма те «реперные точки», которые выбрали они для проведения исторических аналогий. Олигархи, преемники, диссиденты и шпионы, как известно, были абсолютно органичными понятиями для Византийской империи. К примеру, в империи не было системы наследования престола членами семьи, по праву родства, но зато император мог подобрать и воспитать себе «преемника», были и соправители, и могущественные клики, и придворная камарилья, словом все то, что следует за властью и деньгами. А мы что же думали, что все это случается с нами впервые в истории?
Основная мысль фильма как раз и представляется нам крайне своевременной и в то же время смелой. Император Василий II - один из наиболее успешных правителей, казалось бы, предусмотрев все – и богатейшую казну (Стабфонд), и вооруженную «греческим огнем» армию, и пышную столичную архитектуру – не смог создать механизма преемственности власти, и все было растрачено в мгновенье ока! Как часто в эмиграции сановники и историки Российской империи оплакивали схожесть судеб двух православных держав… Им исторические параллели не казались ни натянутыми, ни искусственными, пожалуй, лишь слишком запоздалыми.
Гибель Византийской империи - это гибель государства, но это еще не гибель византийского наследия. И это именно то, о чем и хотелось бы порассуждать, благодаря замечательной идее Архимандрита Тихона обратить наши умственные взоры к урокам Византии.
Источник Столетие.Ru
http://www.pravoslavie.ru/36391.html
Свернуть
Пусть будет Воскрешение Святой Руси, Господи, помоги!
С радостью!
Пусть будет Воскрешение Святой Руси, Господи, помоги!
С радостью!
Тимофей, Удваиваю.
Тимофей, Удваиваю.
Во славу Божию.
От себя еще хочу добавить, что смотря этот фильм, можно подумать, что "уже всё". Ведь так много совпадений: что Россия прошла уже почти по всем "византийским ступеням" и скоро рухнет как её проматерь. Но это не так. Как бы не горька боль утраты Византии, ей можно было гибнуть - она передала свое...
Развернуть
От себя еще хочу добавить, что смотря этот фильм, можно подумать, что "уже всё". Ведь так много совпадений: что Россия прошла уже почти по всем "византийским ступеням" и скоро рухнет как её проматерь. Но это не так. Как бы не горька боль утраты Византии, ей можно было гибнуть - она передала свое Православие на Русь. Россия же последний оплот Православия и, думаю я, ради Церкви, которую она в себе содержит, которую "врата адовы не одолеют", Россия будет сохранена Богом.
Свернуть