Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами


- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 1
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Конспекты лекций по Литургике.
Информации по Православному богослужению в сети предостаточно. Так что выложенные здесь лекции имеют не более чем конспективный характер для себя самого и тех учеников Воскресной школы "Веры, Надежды, Любови и матери их Софии", которые пропустили по каким-либо причинам занятия или будучи даже в классе, по неможению телесному вздремали, и не слышали урока. Итак.
Урок №2. Литургия оглашенных (часть 1).
Оглашенные – готовящиеся к святому Крещению. Священник, диакон (если есть), хор, все прихожане. На Престоле: Евангелие, Антиминс в Илитоне, Крест. Так же Апостол, др. книги.
1. Каждение Престола
С 4-х сторон «Во гробе плотски...»
2. Предначинательные молитвы
Ца...
Развернуть
Урок №2. Литургия оглашенных (часть 1).
Оглашенные – готовящиеся к святому Крещению. Священник, диакон (если есть), хор, все прихожане. На Престоле: Евангелие, Антиминс в Илитоне, Крест. Так же Апостол, др. книги.
1. Каждение Престола
С 4-х сторон «Во гробе плотски...»
2. Предначинательные молитвы
Царю Небесный... (на Пасху «Христос Восресе...»). Испрашивание благословения «Время сотворити Господеви…» - Время действовать Господу.
3. Возглас (Благословенно Царство...)
Богослужение - Царство Божее на земле. Гражданство.
4. Мирная ектения
Миром - значит примирившись.
5. Возглас (Яко подобает Тебе...)
Окончание тайной молитвы, произносимой священником тихо в Алтаре. В ней он исповедует непостижимую славу и могущество Бога, Который дал нам возможность знать Его и служить Ему
6. 1-й антифон
Антифон - противогласие (т.е. попеременно обоими хорами). Вседневные (поются в будни), праздничные (поются в двунадесятые и великие праздники) и изобразительные (102 и 145 пс.) (в субботу и воскресенье).
7. Малая ектения (Паки и паки...)
8. Возглас (Яко Твоя держава...)
Священник свидетельствует перед Богом, что это собрание Его людей и Его достояние
9. 2-й антифон + Единородный Сыне...
Юстиниан I 536г. Спор с монофизитами. Используя изначально монофизтские формулировки, обрамляя их православными определениями, Юстиниан с одной стороны стремился примирить спорящих недопуская разделения в империи, с другой твердо стоял в определениях Халкидонского собора.
Свернуть
Урок №3. Литургия оглашенных (Часть 2).
10. Малая ектения (Паки и паки...)
11. Возглас (Яко Благ и Человеколюбец...)
Священник просит Бога даровать нам в этом веке, т. е. в этой жизни, познание Истины, а в грядущем веке – жизнь вечную
12. 3-й антифон
Блаженны "Во Царствии Твоем..."
13. Вход с Евангели...
Развернуть
Урок №3. Литургия оглашенных (Часть 2).
10. Малая ектения (Паки и паки...)
11. Возглас (Яко Благ и Человеколюбец...)
Священник просит Бога даровать нам в этом веке, т. е. в этой жизни, познание Истины, а в грядущем веке – жизнь вечную
12. 3-й антифон
Блаженны "Во Царствии Твоем..."
13. Вход с Евангелием. Премудрость. Прости.
Возглас сигнализирует об очень важном моменте службы, на котором все должны стоять «прости» т.е. прямо (исключаются всевозможные поклоны и т.п.). Входное - тематика праздника (Приидите поклонимся...).
14. Господи спаси благочестивыя...
Возглас возник в Византии в XIIIв. первоначально «Господи, спаси царя и услыши ны» (19 пс.) при участии царя и патриарха, в XV стал применятся и в обычных Литургиях. В 1453г. когда Византия была повержена возглас изменили. Так он вошел в наше Богослужение. Не смотря на то, что у нас царь был, возглас менять не стали
15. Трисвятое
Елицы во Христа крестистеся… в: Рождество, Богоявление, в Лазареву и Великую Субботы, Пасху, Пасхальную седмицу и Пятидесятницу. Кресту Твоему… - Крестовоздвижение и Крестопоклонную
16. Чтение Апостола
17. Чтение Евангелия
Книги Священного Писания используемого за богослужением разбиты на особые отрывки (зачала), каждое из которых посвящено определённому событию воспоминаемому Церковью в данный день. Существует определённая последовательность чтения, так что в течении всего года прочитывается весь Апостол и всё Евангелие полностью.
18. Сугубая ектения (Рцем вси...)
19. Ектения об оглашенных. Возглас (Да тии с нами славят…)
20. Возглас (Оглашенные изыдите...) Из храма уходят все оглашенные.
Свернуть
Урок №4. Литургия верных (Часть 1).
Евхаристия - благодарение (греч.).
1. Сокращенная великая ектения+ тайные молитвы верных. Смысл: священник благодарит Бога о возможности служить перед Престолом. Просит даровать верным преуспеяние в доброй жизни, духовное разумение и сподобить всех неосужденно п...
Развернуть
Урок №4. Литургия верных (Часть 1).
Евхаристия - благодарение (греч.).
1. Сокращенная великая ектения+ тайные молитвы верных. Смысл: священник благодарит Бога о возможности служить перед Престолом. Просит даровать верным преуспеяние в доброй жизни, духовное разумение и сподобить всех неосужденно причаститься Святых Тайн (Даров) для стяжания вечной жизни и соединении Святых Божиих Церквей.
2. Пение 1-й части Херувимской песни и чтение священником молитвы Великого входа.
В первые века христианства жертвенник не стоял в алтаре, а находился в отдельной комнате, называвшейся тоже "жертвенником", и там совершалась проскомидия, и стояли Дары в начале Литургии. Когда наступала минута перенесения их на престол, то священник и диакон, предшествуемые свечей, торжественно переносили их через всю церковь мимо молящихся, и Царскими дверьми вносили их в алтарь. Таким образом служба прерывалась на несколько минут до и во время шествия и давала повод молящимся иной раз к рассеянности. Во избежание этого, при Греческом императоре Юстиниане, в VI в. написана была Херувимская песнь, - чтобы помочь верующим сосредоточить свои мысли на молитве.
В Великий Четверг, вместо Херувимской, поется: «Вечери Твоея Тайныя...», а в Великую Субботу: « Да молчит всякая плоть человеча...».
3. Великий вход и перенос Св. Даров. Поминовение всей Церкви (от Патриарха до «... и всех православных христиан»)
4. Пение 2-й части Херувимской песни и поставление Св. Сосудов на Престол.
5. 1-я просительная ектения (О предложенных, честных Дарех). Смысл: приготовление молящихся к освящению Даров.
6. Возглас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».
В былое время при этих словах, в доказательство полного единодушия между всеми, присутствующие давали друг другу лобзание мира. Теперь этот обычай сохранился лишь между священнослужителями: после слов - "возлюбим"... в алтаре священники целуют дискос, потир, престол и друг друга в руку, со словами: «Христос среди нас, - и есть будет».
7. Возглас: «Двери, двери премудростию вонмем».
Этими словами диакон напоминал некогда, привратникам, чтобы они наблюдали за дверьми храма, чтобы никто из оглашенных, или язычников, не проникал теперь в него. А нам эти слова служат предостережением, чтобы и мы не допускали до себя никакой земной заботы, никакой посторонней мысли; чтобы двери нашего ума и сердца были закрыты от всего внешнего, ибо сказано: "Не можете служить Богу и мамоне".
8. Пение Символа веры.
До 1917 года Символ Веры пелся хором от лица верующих. После отделения Церкви от государства, пропаганда атеизма утверждала, что вера у прихожан поверхностная, и народ не понимает догматов. После чего была введена практика пения Символа Веры всенародно.
9. Евхаристический канон
Возглас: «Станем добре…».Лик: «Милость мира, жертву хваления»
Мы должны благодарить Господа и быть готовы выразить Господу нашу любовь и преданность делами милосердия; вот самая для Него угодная жертва и самая приятная Ему хвала. Тогда священник благословляет народ со словами:
Возглас: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами». Лик: И со духом твоим.
Возглас: «Горѐ имеем сердца» горѐ - т.е. высоко. Призывая к участию в службе, церковь нас постепенно подводит ко Святому Святых; ответ - Лик: «Имамы ко Господу!»
Возглас: Благодарим Господа, - призывает священник (возблагодарить Господа за чудное дело искупления рода человеческого, а также за допущение нас всех к воспоминанию о нем и к совершению таинства.)и мы отвечаем хвалебною песнию Богу, от полноты сердца:
Лик: «Достойно и праведно есть...».
Звуки этого пения сливаются со звоном колокола, который раздается, чтобы известить и отсутствующих верующих о происходящем в церкви, и дать им возможность хоть издали молитвенно перенестись в нее.
Между тем священник перед престолом тихо возносит Богу благодарение за все Его великие милости, и за то, что принимается от нас грешных хвалебная песнь, тогда как престол Его окружен сонмами безгрешных Ангелов, которые день и ночь предстоят престолу Его,
Возглас: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». (Иез. 1, 4-24) и (Откр. 4, 6-8) в честь Ангелов предстоящие у престола Божия в образе орла - (поюще), тельца - (вопиюще), льва - (взывающе) и человека - (глаголюще). Эти живые существа суть символы Сидящего на престоле: Верховного над всем и всеми (орел), Царя всей твари (лев), воплотившегося нас ради (человек), и принесшего Себя в жертву (телец) за грехи мира
Лик: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф... (Господь сил) (Исаии, 6:3) и (Откр. 4:8),
...исполнь небо и земля славы Твоея... (наполняющий Твоею славою небо и землю).
... Благословен грядый во имя Господне; осанна в вышних!»(Матф. 21:9).
Священник тайно молится, и, вспомнив Тайную Вечерю, громко повторяет слова Иисуса Христа, указывая на Святой хлеб:
Возглас: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». (Марк. 14:22-24). Потом указывает на Чашу:
Возглас: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». (Лук. 22:19-30).
И мы все в эту минуту переносимся мысленно к прощальной трапезе Спасителя с Его учениками перед тем, как Он пошел на страдания и смерть за каждого из нас, - и из глубины сердца отвечаем: "Аминь", т.е. воистину оно так.
Затем, приподымая крестообразно сложенными руками Потир и Дискос и воспоминая слова Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание:
Возглас: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».
Лик: «Тебе поем…»
Освящение Св. Даров
Священник благословляет агнца, благословляет потир, затем потир и дискос вместе, кончая молитву свою словами: Преложив Духом Твоим Святым. аминь, т.е. соделав хлеб и вино истинным Телом и истинной Кровию силою Духа Твоего Святого, а затем извергается на землю, как пред Самим Иисусом Христом, прося, чтобы причащающихся Святых Таин Господь сподобил освящения, прощения грехов и общения Святого Духа.
Прославление Божией Матери («Достойно есть…»).
Поминовение живых и умерших («И всех, и вся…»).
Свернуть
Урок №5. Богослужебные книги.
Этот конспект немного не по порядку, то так получилось, что нужно забежать немного вперёд.
Каждая богослужебная книга имеет свое «ядро», основу своего содержания, и более или менее многочисленные приложения, которые включены в нее для удобства пользования; порой прил...
Развернуть
Урок №5. Богослужебные книги.
Этот конспект немного не по порядку, то так получилось, что нужно забежать немного вперёд.
Каждая богослужебная книга имеет свое «ядро», основу своего содержания, и более или менее многочисленные приложения, которые включены в нее для удобства пользования; порой приложения могут быть одинаковыми у разных книг.
Евангелие - текст разделен на «зачала», указаны начала фраз, перед каждым зачалом соответственно смысла «Во время оно…» или «Рече Господь…» и т. д.
Приложения: указатель чтений на каждый день года.
Апостол - содержит Деяния апостольские и послания. Текст также разделен на «зачала» и указаны начала фраз, перед каждым зачалом «Во дни оны…» или «Братия…» и т. д.
Приложения: Эта книга заключает в себе также прокимны и аллилуиарии, праздничные и вседневные антифоны, а также указатель чтений по дням года.
Псалтирь богослужебная разделена на 20 кафизм, каждая из которых делится на три «славы».
Псалтирь следованную или, с восследованием. Представляет собой некий богослужебный сборник. Следованная Псалтирь включает псалмы, некоторые главы Типикона и некоторые чинопоследования Часослова. Кроме того, в ней находятся каноны и последования, обычно входящие в молитвослов. Есть и месяцеслов: в урезанном виде: на каждый день указан тропарь и кондак, а также знак праздника.
Служебник в этой книге находится последование всех важнейших частей Божественной литургии, всех трех чинов литургии, св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и Преждеосвященных Даров. Служебником пользуйся священнослужители и диаконы. Там даются указания к тем действиям, которые они должны совершать, приводятся молитвы и тексты, которые они произносят, т. е. молитвы священника, ектеньи, возгласы и т. д. Также в Служебнике указано, что в это время читается или поется на клиросе. Кроме чина Божественной литургии в Служебнике находится чин вечерни и утрени, тоже с точки зрения священнослужителя.
Приложения: отпусты, месяцеслов, прокимны, некоторые другие чины и указания для священнослужителей.
Архиерейский Чиновник В целом он совпадает со Служебником, + таинство Рукоположения или хиротонии. Чин освящения антиминса.
Часослов - находится чинопоследование часов: это четыре службы дневного круга богослужения. Часословом регулируется, распределяется молитва по времени суток, по часам дня. Часослов содержит неизменяемые молитвословия служб дневного круга.
Приложения: - 17-я кафизма, употребляется за богослужением ежедневно: в неделю и субботу на утрени и на вседневной полунощнице.
Минея μην — месяц.
Минея месячная содержит изменяемые песнопения неподвижных праздников. Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но месяц может быть распределен по двум или трем книгам, так что томов гораздо больше, чем 12. Год начинается 1 сентября по старому стилю, это церковное новолетие. Минея содержит только одно приложение, это Богородичны.
Минея праздничная это удобный богослужебный сборник, выборка праздников из Минеи месячной в масштабе всего года: двунадесятые — Господские и Богородичные, некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых.
Минея общая -это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика. Минея общая построена по типу службы святому (служба пророку, служба пророкам; служба святителю, служба святителям; служба апостолу, служба апостолам и т. д.) в Минее общей есть и господская служба — служба Господу общая и служба Богородице общая. Употребляется в том случае, если мы хотим совершить святому праздничную службу, полную, а в Минее месячной ему помещена служба одного из рядовых святых, где просто нет необходимых текстов для торжественного праздника. Недостающие тексты восполняются из Минеи общей.
Октоих. οκτω (греч) — восемь и ηχος (греч) — глас по-славянски - Осьмогласник. Содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга. Октоих состоит из 8 частей по числу гласов; строение всех частей совершенно одинаково, а различаются они напевами и текстами. Когда меняются гласы, меняются не только напевы, но и тексты - темы дней седмицы. Гласовый столп.
Первый день церковной седмицы — это неделя. Седмица начинается со своей вершины, с дня, который может быть назван Пасхой. Седмица начинается с недели, а день, как мы знаем, начинается с вечера. Поэтому каждый глас будет начинаться со службы, которая называется «в субботу вечера», а кончается, естественно, службой «в субботу утра». Значит, в субботу вечером, на воскресной всенощной происходит смена гласа.
Приложения: содержит таблицу, по которой можно определить, что читается в данное воскресенье. Столп евангельских чтений. В Октоихе помещены и сами тексты этих Евангельских чтений. И богослужебные тексты, которые связаны с Евангельским чтением, которые зависят не от гласа, а от евангельского чтения в это воскресенье; это ексапостиларий, его Богородичен и евангельская стихира.
Период пения Октоиха - от Недели Всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее, но и во время пения Триоди Октоих иногда участвует в богослужении. С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе. Начало пения Октоиха совершается с 8-го гласа.
Триодь (трипеснец) потому, что в системе Триоди есть особые, неполные каноны, состоящие из трех песней. Состоит из двух частей - по времени употребления - Постной (от Недели о мытаре и фарисее до Недели Ваий) содержит изменяемые молитвословия служб великопостного цикла и Цветной (от недели Ваий до недели Всех святых) содержит изменяемые молитвословия служб пасхального периода.
Ирмологий - собрание ирмосов. Ειρμος —греч. означает сцепление, соединение, связь. Ирмос является организующим текстом канона. Ирмологий содержит ирмосы, собранные из различных богослужебных книг и соединенные по системе гласов: все ирмосы 1-го гласа, 2-го гласа и т. д. — до 8-го. Приложения: песнопения Божественной литургии, то, что поет хор, песни Священного Писания, Богородичны (такое же приложение есть в Минее месячной).
Требник (греч. Ευχολογιον), содержание не относится к системе богослужения времени. Самое название связано со словом «требование», т. е. все чины, которые есть в этой книге, совершаются не каждый день, а совершаются по необходимости, по требованию, называются «требы». В Требнике содержатся величайшие таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; есть там и панихиды, отпевания, разные чины освящения.
Типикон (греч. Τυπικον) содержит дисциплинарную и богослужебную части. О богослужебной части можно сказать, что она содержит указание на то, в какие дни и часы, в каком порядке и каким образом соединяются и вычитываются все те тексты, все те последования, которые находятся в вышеперечисленных богослужебных книгах. Таким образом, Типикон является регулятором богослужения, и без его указаний невозможно составить службу, даже имея все остальные богослужебные книги.
Свернуть
Урок №6. Литургия верных (Часть 2)
9. 2-я просительная ектения (Вся святыя поминувши…).
10. Пение «Отче наш«.
11. Возношение Св. Даров. («Святая Святым…»).
12. Причащение священнослужителей в алтаре и «причастный» стих.
13. Причащение мирян.
14. Возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и песнопение «Видехом С...
Развернуть
Урок №6. Литургия верных (Часть 2)
9. 2-я просительная ектения (Вся святыя поминувши…).
10. Пение «Отче наш«.
11. Возношение Св. Даров. («Святая Святым…»).
12. Причащение священнослужителей в алтаре и «причастный» стих.
13. Причащение мирян.
14. Возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и песнопение «Видехом Свет Истинный».
15. Последнее явление Св. Даров и песнопение «Да исполнятся уста наша».
16. Благодарственная ектения за Причащение.
17. Заамвонная молитва.
18. «Буди имя Господне» и 33-й псалом.
19. Последнее благословение священника.
Свернуть
Урок №7. Понятие о суточном круге Богослужений.
Богослужение начинается с вечера и имеет в своём составе 9 служб:
1. 9-й час (воспоминание предсмертных страданий Иисуса Христа и Его смерти) относится к относится к богослужению прошедшего дня.
2. вечерня (прославляет Бога как Творца и Промыслителя, ...
Развернуть
Урок №7. Понятие о суточном круге Богослужений.
Богослужение начинается с вечера и имеет в своём составе 9 служб:
1. 9-й час (воспоминание предсмертных страданий Иисуса Христа и Его смерти) относится к относится к богослужению прошедшего дня.
2. вечерня (прославляет Бога как Творца и Промыслителя, напоминает о грехопадении наших прародителей, напоминает о неизбежности для человека смерти и призывает к святости жизни.) начало круга.
3. повечерие (выражаются благодарные чувства христианина к Богу перед отходом ко сну по окончании дня, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных)
4. полунощница (воспоминание о полунощном молитвенном подвиге Христа Спасителя пред Его крестными страданиями, а также о дне Второго пришествия Сына Божия)
5. утреня (подразделяется на три части, из которых в первой христиане исповедуют свои грехи и испрашивают милости Божией на предстоящий день, во второй – прославляют лиц или события этого церковного дня, а в третьей – славословят Самого Господа Иисуса Христа.)
6. 1-й час (воспоминание о времени когда Иисус Христос был приведен от Каиафы к Пилату и осужден на смерть.)
7. 3-й час (воспоминание о суде Пилата над Спасителем, мучения, которые Он претерпел в претории, а также о Сошествии Святого Духа на апостолов)
8. 6-й час (воспоминается шествие Спасителя на крестные страдания и Его крестная смерть.)
9. Божественная Литургия. богослужебная вершина дневного круга.
Свернуть