

Православная Греция
Сообщество создано для тех, кто интересуется историей Православия, святынями Греции и духовным наследием греческих старцев, Святой Горой Афон, а также духовным общением России и Греции.
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 221
- |
- Видео 12
- |
- Мероприятия 0
Страстная Неделя и Пасха в Греции, традиции.
Праздник Пасхи — главный праздник Православия, Праздник Праздников и Торжество из Торжеств — называется в Греции ещё и Ламбри, а также Пасхалья.
Светлому Христову Воскресению предшествует Страстная Седмица или Неделя Страданий, во время которой христиане вспоминают и вновь сердечно переживают Страсти Христовы, Его Распятие и Погребение. А в конце Страстной Недели все христиане торжественно с ликованием празднуют Светлое Воскресение Христово, когда Христос победил смерть и за трагедией смерти следует Триумф Жизни!
Все дни Страстной Недели (Седмицы) символизируют собой, каждый из тех дней, которые провел Иисус Христос в Иерусалиме со дня Его входа в город Иерусалим до Его Воскресения.
В Вербное Воскресенье или, как его называют в Греции, Пальмовое Воскресенье, — последнее воскресенье Четыредесятницы — отмечается торжественный Вход Господень в Иерусалим. По Евангелию, жители этого города встречали Христа как Царя, устилая Ему путь пальмовыми ветвями, поэтому в Греции в Вербное воскресенье все храмы украшаются пальмовыми ветками и зеленью других благородных растений, среди которых лавр, мирт и ветви оливы. После праздничной литургии верующим раздают пальмовые листья (веточки оливы или веточки базилика) и небольшие кресты, сделанные из пальмовых листьев. А вечером в храмах, в торжественной обстановке без электрического света, при свечах, священники полагают в центре храма икону Христа.
Апогеем Великого Поста в Греции является, конечно же, Великая или Страстная Неделя. Вот где разворачивается настоящая Евангельская история повествования о Страстях Христовых. Люди набиваются в храмы на богослужения, где становятся не только зрителями и слушателями, но и действующими лицами христианской традиции. Великий Четверг уже сокращенный рабочий день, а с Великой Пятницы до вторника Светлой Недели официальные выходные.
Школьники отдыхают и Страстную, и Светлую Недели целиком. Храмы в эти дни практически открыты круглосуточно, особенно в Великую Пятницу. Еще очень важным моментом греческого отношения к событию Христовой Пасхи является причащение всех присутствующих Святых Христовых Таин на торжественной литургии праздника Пасхи.
В Великий Понедельник (или в Страстной Понедельник) вспоминается прекрасный Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший и потом прославившийся. Это прообраз Христа, преданного соотечественниками на страдания и смерть. В этот день вспоминается также проклятие Господом бесплодной смоковницы — прообраза лицемерных фарисеев, при внешнем благочестии не имеющих истинных плодов веры.
В Великий Вторник вспоминаются обличительные притчи и беседы Господа, сказанные Им в этот день в Иерусалимском храме: о десяти девах, о талантах, о кончине мира и Страшном суде.
В Великую Среду вспоминается жена-грешница, помазавшая Господа миром в Вифании в доме Симона–прокаженного и совершившееся сразу после этого предательство Иуды. В песнопениях не раз сопоставляются поступок покаявшейся блудницы и предательство ученика.
В Великую среду в последний раз служится литургия Преждеосвященных Даров, последний раз читается молитва преп. Ефрема Сирина, последний раз делаются земные поклоны, последний раз читается Псалтирь. Заканчивается все характерное для великопостного богослужения. После среды начинаются совершенно особые службы, посвященные спасительным страстям Господним
В этот день вечером священники выносят икону "Тайная Вечеря" и полагают ее в центр храма.
В Великий четверг Православной Церковью вспоминается Тайная Вечеря — последняя трапеза Спасителя с апостолами накануне Его страданий. В этот день на богослужении вспоминаются четыре события Евангелия, произошедшие в четверг: омовение Господом ног Своим ученикам, предательство Иуды, сама Тайная Вечеря — установление Таинства Причастия и молитва Спасителя в Гефсиманском саду.
В Великий Четверг старается причаститься каждый православный христианин, поэтому храмы бывают полностью заполнены верующими. В Великий Четверг Причащение совершенно особенное, ибо именно в этот день произошло установление Спасителем самого главного Таинства Церкви — Таинства Евхаристии или Святого Причастия.
В этот день после литургии все женщины и девушки спешат поскорее домой, чтобы покрасить первое яйцо в красный цвет, испечь пасхальный хлеб и сладости. Дети, ходят от дома к дому, держа в руках крест из тростника, украшенный полевыми цветами и поют трогательную народную песню: «Сегодня черное небо, черный день сегодня..."
Вечером в Великий Четверг во всех церквях совершается утреня Великой Пятницы, во время которой священники читают Двенадцать страстных Евангелий — это рассказ о страданиях и смерти Богочеловека, разделенный на 12 Евангельских чтений, и под грустные звуки церковных колоколов в храмы заносят Кресты с распятым Спасителем. Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении молящиеся зажигают свечи. Это указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия даже во время Его ужасных страданий и свидетельствующие о Его святости и Божестве.
В Великую Пятницу в храмах совершается «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа». Утреня означает собой время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (см. Мф. 27, 1); первый час – время ведения Спасителя на суд к Пилату (см. Мф. 27, 2); третий час — время осуждения Господа на суде у Пилата; шестой час — время крестных страданий Христа; девятый час — время смерти; вечерня — снятие тела Христова с креста.
Божественная литургия в Великую Пятницу не совершается, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву — совершаются Царские Часы.
На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
В Страстную Пятницу с первыми лучами солнца женщины, девушки и дети с корзинками, полными цветов, спешат в храм украшать символическое сооружение Гроба Господня — «епитафио».
Вынос Плащаницы происходит в 13.00 часов дня, который сопровождается скорбным звоном церковных колоколов, и так продолжается до заката. Храмы переполнены прихожанами, которые остаются здесь и после службы, на всю ночь, оплакивая смерть Христа так, как смерть родного им человека.
Вечером Великой Пятницы совершаются многочисленные крестные ходы с Плащаницами Спасителя, украшенными белыми хризантемами. В Греции этот цветок символизирует одновременно скорбь по умершему человеку и надежду на его воскресение и жизнь вечную. Во многих районах Греции именно в этот день устраивают первые фейерверки.
Вынос эпитафия на греческом острове Скьяфос проходит точно также как на Святой Афонской Горе, начиная с самого раннего утра Великой Субботы.
Скьяфос — единственный остров в Греции, на котором таким образом проходит Страстная Седмица! В 1:00 ночи колокольный звон пробуждает верующих. Все идут в церковь, чтобы поклоняться Плащанице Спасителя. Присутствующие молятся и поют все вместе, никто не остается равнодушным к происходящему.
В 4.00 утра начинается крестный ход с Плащаницей — "епитафио" через весь город Скьяфос. Печально бьют колокола. Шествие проходит по морской набережной, в море отражается огонь от свечей и образ эпитафия. В каждом доме, мимо которого проходит крестный ход с Плащаницей, делают каждение тмином.
В 5:30 утра шествие возвращается в храм, и здесь совершаются священные действа, символизирующие Сошествие во ад Господа Нашего Иисуса Христа. Тяжелые деревянные двери старой церкви закрыты, крестный ход останавливается, песнопения утихают и прекращаются. Священники берут тело Христа из гроба, и стоят перед закрытыми дверями, символизирующие врата ада, где находится властитель смерти. Священник медленно и сильно стучит в дверь. Со словами из Священного Писания, приказывая открыть двери смерти, чтобы пройти Царю Славы Христу. Из глубин храма раздается голос человека, который символизирует ад. Его голос дрожит напугано. "Кто сей Царь?" и отказывает войти Христу. После краткой дискуссии, священник, который представляет Христа, силой толкает дверь, и она распахивается. В этот момент священник с Плащаницей проходит в храм, символизируя собой Иисуса, проходящего через ад, чтобы попасть в рай. Все христиане следуют за этим священником через открытые двери церкви, как через открытые врата рая.
Люди входят с песнопением в храм и начинается божественная литургия Страстной Субботы. Такая традиция сохранилась только на острове Скьяфос.
Время после литургии Великой Субботы в Греции называется "Первым Воскресением". Священники разбрасывают лавровые листочки — символ победы Христа. Все церкви и площади, прилегающие к храмам улицы, заполнены лавровым листом. После литургии, женщины идут в свои дома, чтобы подготовить традиционные для Греции пасхальные угощения — суп магирица (из овечьих потрашков), красят пасхальные яйца и пекут пасхальный хлеб цуреки.
Вечером в Великую Субботу, незадолго до полуночи, начинаются пасхальные торжества. Перед началом главного пасхального богослужения, во всех храмах гасят свет и задувают все свечи. Священники выносят зажжённый от Благодатного Огня трисвечник, поют специальное песнопение: — "Придиите, приимите свет, от невечерняго света и прославите Христа, воскресшего из мертвых" и раздают верующим Благодатный Огонь (Агио Фос), который доставляется специальным рейсом из Иерусалима и распространяется по всем храмам Греции.
Ровно в полночь, за пределами храма, во время торжественного пасхального звона колоколов, перед закрытыми церковными дверями, священник объявляет о долгожданном Воскресении Христа, громко выкрикивая первый пасхальный возглас: "Христос Воскресе" (Христос Анести!) и тут же все верующие хором отвечают: "Воистину Воскресе!" (Алифос Анести!) и все вместе поют праздничный тропарь Пасхи: "Христос воскресе из мертвых…!» Большая площадь перед храмом наводнена пасхальными свечами (лампадами), которые держат молодые и пожилые. Все радуются, обнимаются и целуются, поздравляя друг друга со Светлым Христовым Воскресением, с Великим праздником Пасхи! А в воздухе над храмом начинается настоящий праздник фейерверков и салютов.
Окончание Великого Поста в Греции, встречается с сильным южным, средиземноморским акцентом. С возгласами: «Христос Воскресе», небо буквально лопается от оглушительного звона всех колоколов, взрывом неисчислимого количества петард и пиротехники, получившие невероятное распространение в последние годы. Раньше все заканчивалось лишь ружейными выстрелами в воздух, но в последнее время грохот на Пасху стоит такой, что неслышно никого и ничего; такое впечатление, что ад раскололся напополам.
В конце пасхального богослужения в храмах священники раздают верующим пасхальные яйца красного цвета.
Верующие несут горящие свечи с Благодатным Огнем домой, чтобы освятить свое жилище, многие крестят горящей лампадой притолоку дверей или рисуют этой свечей крест над входом в дом. Каждый христианин старается сохранить этот Священный Огонь в течение всего года до следующей Пасхи. В деревнях от этого огня весь год зажигают домашние печи, чтобы готовить еду, тоже самое делают и в греческих монастырях.
После пасхальной службы все семьи собираются дома за праздничным столом, чтобы поздравить друг друга с Великим Праздником Воскресения Христова и насладиться вкусной пасхальной едой. В пасхальную ночь на стол подают традиционную магирицу (суп из бараньих потрашков), красные яйца и пасхальные деликатесы.
А уже в пасхальное воскресенье, днем, устраивается пир на весь мир! С раннего утра жарят на вертеле козлятину или ягненка, готовят шашлыки для праздничного стола — с родными и друзьями, с народными песнями и национальными танцами! По местной традиции, каждая семья занимается тем, что глава семейства, с раннего утра, крутит на вертеле барана, или ягненка. Все ходят, целыми семьями по гостям, христосуются, и обязательно несут часть жареного барана другу в гости, где неукоснительно, на семейном совете, будет вынесен бескомпромиссный вердикт о кулинарных способностях хозяина дома.
Греции поздравлять с Пасхой начинают намного раньше, чем у нас. Заранее поздравляют с Пасхой словами: «Кало Пасха!» — это пожелание хорошо провести пасхальные дни.
В Страстную Неделю желают обычно «Кали Анастаси!».
В Великую Субботу сразу после литургии поздравляют с Первым Воскресением! — «Проти Анастаси!»
А наше привычное пасхальное приветствие звучит, как и у нас, после Пасхальной Заутрени.
Χριστός Ανέστη! (Христос Анэсти!) — Христос Воскресе!
Αληθώς Ανέστη! (Алифос Анести!) — Воистину Воскресе!
Светлого всем праздника Пасхи!
Христос Воскресе!!!
Воистину Воскресе Христос!!!








- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Viber
- Skype
- Telegram
- LiveJournal
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- Blogger
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Рекомендуем
Доброе утро
О выборе

Вопросы батюшке
Задай свой вопрос


Заказать молебен
прп. Спиридону Тримифунтскому

Патриарх Кирилл
Страница Патриарха

Молитва по соглашению

Наши проекты

Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Наша статистика
- Регистраций287541
-
Посетителей317532
- Священников1171
- Храмов всего19736
- Активных храмов12234
Все права защищены
Правила | О нас | Партнеры
Служба поддержки | Разработчикам | Мобильная версия