Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Почему церковь не поддерживает такие обычаи, как поминки и цветы на могиле?

Вопрос: «Батюшка, Вы сказали, что сто лет назад священник даже не пустил бы в храм покойника с цветами… То есть сейчас не рекомендуется на могилы носить живые цветы?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Для церкви важно поддерживать разумные христианские обычаи. Примерно 90% людей приходят на могилы и приносят цветы, а вот молиться приходят на могилу только 10%. Для церкви предпочтительней обратное: чтобы 10% приносили цветы, а 90% – молились бы, потому что молиться на могиле – это обычай христианский, а приносить цветы – обычай языческий. А наша вера – христианская, и мы должны приносить нашу молитву, потому что наши цветы усопшему не нужны. Они нужны только тем людям, которые работают на кладбище и которые эти цветы еще раз продадут.

Протоиерей Александр Березовский:
– А поминки, которые мы все так любим: и в день похорон, и на девятый, и на сороковой. Застолье… Это всё – из той же языческой серии?

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Абсолютно из той же серии! Ведь – что такое помин? Помин – это когда мы молимся и на молитве вспоминаем усопшего.

Протоиерей Александр Березовский:
– А тут едим и вспоминаем…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Так можно и в кино пойти – и там вспомнить! Трапеза – это завершение. Собрались родственники на девятый день, пришли в храм, поисповедовались, причастились, попросили батюшку послужить панихиду, потому что девятый день, как умер наш родственник. Батюшка отслужил панихиду, мы пришли домой и все вместе пообедали.

А у нас что получается? Выкидываем литургию, выкидываем панихиду, выкидываем общую молитву – и остается только выпивка с закуской. Извините, но это не помин. Это называется – языческая тризна. И ее вообще может не быть, потому что помин – это молитва! Здесь же – всё заменили. А некоторые до того «напоминаются», что потом в пляс пускаются, потому что ему уже кажется, что он на свадьбе. А иногда и дракой кончается. И это называется – помянули! «Ну, – говорит. – помянем!» – и по рюмке выпили. Что это такое? Не знаю… Я думаю – если могилу вскрыть, то покойник окажется перевернутым… Потому что никому из усопших – да и никому из нас – я бы не пожелал, чтобы его вот так бы поминали.

Протоиерей Александр Березовский:
– Традиция… Та самая, советская…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Традиции бывают хорошие, а бывают плохие. Хорошая традиция – перед едой молиться. Плохая традиция – по всякому поводу ругаться матом: для связки слов, для «красного» словца, для «зеленого» и так далее.

Протоиерей Александр Березовский:
– А вот плохие – крепче держатся в народе…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Это тоже понятно, потому что, во-первых, хорошему никто не учил, а, во-вторых, если поле не засевать семенами – оно зарастает крапивой и лебедой. Не бывает так, чтобы оставить поле пустым, а на следующий год на нем выросли рожь или ячмень. Так не бывает! Оно всегда зарастает сорняками! Поэтому в силу того, что всех носителей традиций большевики перестреляли или сгноили в лагерях, а сам народ перестал что-либо помнить – всё и заросло сорняками. Спрашивается: зачем церкви поддерживать эти сорняки? Нет никакой нужды.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Во Славу Божию!

    Сообщество