- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 570
- |
- Видео 1678
- |
- Мероприятия 1
Как правильно выстроить общение с детьми, чтобы не отбить у них охоту к молитве?
Вопрос: «У меня четверо детей. Мы стоим на пути воцерковления. Пытаюсь потихоньку приучать детей к утреннему и вечернему правилу. Читаем по «Детскому молитвослову». Часто сталкиваюсь с трудностями – не могу уговорить их молиться, или они отказываются стоять, а хотят сидеть. Или какая-то молитва у них любимая, а какая-то не нравится, и они не хотят ее читать. Как правильно себя вести, чтобы не отбить у них охоту к молитве, пока есть?»
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– Даже в течение одного дня – то, что правильно было утром, в обед уже не сработает. То, что хорошо вечером – на следующий день уже совсем не пойдет. И как правильно?
К воспитанию детей нужно подходить творчески, чтобы в арсенале у родителей всегда был некоторый запас разных приемов. Нужно изучать характер детей и можно даже обращаться к детскому психологу – он что-то подскажет. И все время – изобретать! Только творчески! Нельзя взять «Молитвослов» – и шуровать по нему. Это самый простой способ. Или некоторые думают: привел в церковь и оно там само произойдет – вырастет Матронушка из этого дитя. Нет, и большинство детей в 15 лет от всего этого уже отворачиваются – ничего нового для них в церкви уже нет.
Протоиерей Александр Березовский:
– К сожалению, ничего интересного и полезного…
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да они просто перестают слышать. В том-то и заключается искусство родителей – если есть у них огонь, горящий в сердце, они должны этим огоньком «поджечь» и своих чад. И это – самое важное!
Когда апостол говорит: «Женщина спасается чадородием», – имеется в виду воспитание.
Протоиерей Александр Березовский:
– А родителям хочется своих детей даже вперед толкнуть – у меня не получилась жизнь, так я хоть тебя…
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Но это все равно, что посадил семя, растет подсолнух – ну, и как его подтолкнуть? Разворачивать руками к солнцу? Или дергать его, чтобы он быстрее рос? Нет! Только удобрять, поливать и оббирать вручную насекомых, чтобы не повредить!
Только такая работа – очень деликатная, нежная, с пожданием, с размышлением, с советом, с книгой. Должно быть очень глубокое внимание и к его умственной жизни, и к сердечной – то есть нужно всё видеть! Как только что-то упустил – всё! Из души достать уже гораздо сложнее, так что лучше оградить – заинтересовать его чем-то более привлекательным, чем он может увидеть во дворе.
У нас в России очень распространены заборы. Для чего изначально появились заборы со штакетником? А чтобы ветер не приносил на огород сорняки. А там, где луг – там забор из слеги. Для чего? А от чужой скотины. То есть всегда – целесообразность. Не так, как сегодня – везде семиметровые металлические заборы – от «добрых» людей и от завистливых глаз…
ЭТО ОЧЕНЬ ТОНКАЯ МАТЕРИЯ. ДУМАЮ, У КАЖДОГО СВОЙ РЕЦЕПТ. РОДИТЕЛИ, ТУТ НУЖЕН ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ТАЛАНТ, А ОН ОТ БОГА! :)