- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 570
- |
- Видео 1678
- |
- Мероприятия 1
КАК ВАЖНО УСПЕТЬ ПРОСТИТЬ. (Ев., Мф., VI, 14-21 проп. от 14.02.2010г.)
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа
Ну вот, на нашем жизненном пути и настал тот момент, когда надо остановится и задуматься…Остановиться и задуматься: «Зачем, почему я живу? Для чего я живу? В чем смысл моейжизни?» Как мы хотим жить! Как мы любим жизнь… и часто любя… Кого мы больше всего обижаем? Того, кого любим, да? Того, кто нам дорог. А почему же мы обижаем того, кто нам дорог и кого мы любим, чаще всего? Давайте задумаемся, родненькие.
Самого близкого человека, самого родного. Легче всего обидеть бабушку, да? Вспомним свое детство. Вспомним свою жизнь. Легче всего обидеть маму. Вспомним свою жизнь. Можно накричать, можно грубо сказать. Легче обидеть того, кто всегда рядом с тобой – мужа, жену. Легче всего обидеть. И один только ответ мы можем найти для этого –потому нам легче обидеть, что этот человек нас всегда простит. Мы знаем, мы чувствуем, что этот человек всегда проститнас. Тем паче Господь.
Всмотримся сегодня в Распятие Божье. Всмотримся в Голгофу. Христос на Голгофе, Христа распинают. А Он нам говорит, Он нам кричит, немощно кричит: «Распинайте, делайте со Мной всё, что хотите! Но нет такой силы, которая остановит Мою любовь к вам!» И когда мы увидим, что уже последний гвоздь забит. Когда уже последний стон Его прозвучал... Мы всё- равно увидим Его живым. Потому что в Нем прощение, потому что Он прощает. Потому что Он пришел в этот мир, чтобы нас простить. Поэтому, обижая ближних - тех, кто самый близкий нам, самый родной, самый дорогой – мы больше всего обижаем Христа, обижаем Бога. Давайте задумаемся, в нашей жизни как часто мы отрекались от Него! - в угоду обстоятельствам, в угоду окружающим нас людям, начальству нашему, людям, от которых зависело наше положение, наша жизнь. Как мы часто отрекались от Христа, внутри зная и понимая, ведь Он простит, Он простит! Как часто эта фраза хлестко звучит: «Бог простит.» Но … не только тогда это звучит, когда мы выспрашиваем друг у друга прощение: «Бог простит» Нет, оно бывает, звучит жестоко, когда, родненькие, мы сделаем что-то плохое, мы произносим: «А…», и хочется здесь добавить слово так, как мы произносим: «Всё- равно, Бог простит». В том-то и любовь, что она не превозносится, она не ищет своего, она всё прощает. В том-то любовь Божия. И вот, сегодня, мы должны задуматься на этом жизненном пути. Остановиться и задуматься, как мы живем? В себя ли живем? В свою ли правду живем? Для себя ли живем? Своим ли судом живем? Или действительно, хотим вырваться из плена грехов, плена зависти и ревности, плена осуждения? Мы осуждаем, мы завидуем, мы ревнуем, мы обижаемся, мы превозносимся над другими, мы гордимся. И нам кажется, что так легче жить. Но это и есть плен нашей жизни. Это есть плен, и в этом плену мы скованны грехом, мы не видим того, что от нас требует Бог, просит от нас Бог:«И по тому, как вы будете любить друг друга – узнают, что вы мои ученики».
Действительно, мы христиане ровно на столько, насколько мы умеем любить. А любить, родненькие, это значит, простить, это значит, принять человека таким, каким его принимает Бог! А Бог нас всех принимает такими, как мы есть. Бог нас принимает, Он нас не наказывает, Он нас не разрушает, не уничтожает, он дает нам эту жизнь. Дает нам эту жизнь, дает нам силы, дает нам здоровье, дает нам сердце! – живое сердце, чтобы оно не каменело, а чтобы оно жило. Чтобы оно расцветало, чтоб оно билось! Чтобы в нас торжествовала любовь… Как можно жить и не любить? Другой вопрос – Как можно любить и не прощать? Такое не возможно! Поэтому мы всегда и надеемся, что нас простят. Как мы жаждем любви! А значит, жаждем прощения! Как мы надеемся, что нас любят. А значит, надеемся на то, что нас простят. И вот сегодня, мы должны задуматься - мы прощаем ли? А мы понимаем ли? А наполнена ли наша жизнь любовью? Любовь – это когда в себе видишь грех, в себе видишь несовершенство, но другому прощаешь грех, другому готов всё отдать, всё, что у тебя есть!
Родненькие, давайте задумаемся, когда мы не видим греха? Когда мы этот грех копаем в другом? Когда мы не видим своего? Когда мы черствеем? А это так вот, как знаете, это как пить за здоровье другого! Пьем-пьем за здоровье, а в конце концов это - что? Это просто страсть пьянства. И в конце концов, когда пьем за здоровье другого – что? Свое собственное здоровье теряем. Остаемся без здоровья. Когда мы считаем, что у другого денег много? - чужие деньги считаем или на чужую одежду смотрим, или чужое богатство считаем – мы чужое видим. Мы уже не думаем о том, как нам надо создавать богатство, как нам надо работать. Как работать во Славу Божью. И мы остаемся бедными, бедными не только в деньгах. Мы остаемся бедными и духом своим. Смотрим на чужое – свое всё теряем. Потому что в нас это не справедливость говорит, когда мы другого судим. А в нас говорит зависть. Просто элементарная зависть! Вот так и во всём. Если мы задумаемся, когда грехи другого считаем и когда грехи другого не можем простить, когда живем в осуждении, когда всё думаем, что мы лучше других, тогда мы поймем, что своих собственных грехов не видим. А если их не видеть, своих собственных грехов, тогда их и отмыть нельзя. И покаяться в них нельзя, и исправиться от них невозможно, родненькие. Для того, чтоб увидеть свой грех, покаяться, изменить жизнь свою – нужно простить другому. Нужно простить другому! Нужно простить и видеть другого хорошим, добрым, нужным, необходимым для тебя человеком. И тогда поймешь: как же я должен для него жить, для этого ближнего, для того, кого мне Бог дал. Когда простишь его, придёт вопрос: «Как же я буду жить для него, если я такой грешный?» И придет покаяние, родненькие, придет покаяние. Покаяние – это не просто исправление, это не перечень своих грехов: написал, пришел, сказал, батюшка их прочитал и всё – считай, покаялся. Да нет! Тут же, сразу же они повторятся начнут эти грехи, опять к ним вернешься. Покаяние – это стон. Стон о том, что грехи тебе мешают! Мешают жить и мешают любить! Мешают понять и мешают простить! Увидел и понял, что ты в них, что ты не совершенен, человек, в этих грехах. Увидел их и понял, что они на тебе камнем лежат, давят тебя, давят твою жизнь! Уничтожают тебя эти грехи!
Давайте будем спешить, спешить покаяться. Потому что в покаянии смысл жизни. В покаянии смысл начала пути ко спасению. А покаяние нужно начинать с простого – стать перед Богом грешником, встать перед Богом не иллюзорным праведником, не выдуманным для себя праведником, не выдуманным для себя хорошим человеком, а реальным, каким ты есть. Грешником встать перед Богом. Встать и сказать: «Господи, я среди людей такой грешный, такой несовершенный. Такой слабый, такой плененный грехом! Такой раздавленный грехом и еще смею других судить, и еще смею над другими превозноситься, и еще смею других упрекать! Попрекать! И еще смею других не прощать…» Ведь мы же себя в этот момент, когда мы превозносимся, ставим выше Бога. А ведь Он куда глубже видит наши грехи – Бог праведен, Бог свят и Он прощает. Прощает, так страшно принимая муку и какую – за грехи каждого из нас. А Он прощает. Пускай каждому из нас эти Божьи слова: «Прости им, ибо не ведают, что творят» - сейчас прозвучат. Он говорит: «Прости! Прости за всё! За все те беззакония, за все те убийства! За всё то зло, что мы творим! Творим перед Богом и творим друг другу!» … Он нас учит… С этих слов… Он дает нам этот пример…Да, трудно простить. Самое трудное – простить.
Как часто в нашей жизни, мы даже понимаем, что надо простить. Но говорим: «Не сегодня, не сейчас, потом!» как часто в нашей жизни мы понимаем, что надо простить, но не этого человека, а другого, всех вокруг, но только не этого! Не того, который столько мне боли принес. А ведь мы должны понять, что может человек совсем не желает нам боль причинить, может он, действительно, скован грехами, раздавлен. Ведь себе мы прощаем, когда мы скованны грехами – мы себе прощаем.
Давайте возьмем самый простой грех – зависть или осуждение, или курение – любой грех возьмем. Мы способны простить его себе. Способны себе простить этот грех, а другому –нет. А другого осуждаем. И Бог нам дает вразумление – где осудили, там и сами согрешили. Ведь это так, родненькие. Нет такого греха, который мы в ближних осудили, и чтобы его не было бы у нас. Нет такого греха. Есть у каждого. Хотим избавиться от искушения? – нужно спешить простить. Хотим избавиться от испытаний, тяжелых испытаний – нужно успеть простить. Пускай крестом будет для нас умение прощать. Каждому из нас будет крестом Божьим и даром – умение прощать. И давайте подумаем, если бы мир умел прощать, насколько меньше бы было зла на этой земле…Насколько меньше было бы на этой земле боли, страданий. Давайте посмотрим на конфликты в нашей семье, между нами, между друзьями. На работе, где мы уже устали, мы уже измучены! Как мы устали сейчас от этих диких выборов! Мы уже друг друга готовы простить и всё, мы устали! Не надо уже дальше, не надо, остановитесь! А неумение прощать говорит: «Нет, надо еще дальше! Надо еще дальше!» Как мы устали от войн! Как мы устали от судов! И уже в душе рвется у нас иногда – да, нужно остановиться. Нужно простить! Нужно посмотреть друг на друга как человек на человека! И вот тут какое-то препятствие. Что-то держит. «Куда прощать? Пускай он просит первый прощение. Я уже готов, но пускай он первый прощение!»
Родненькие, в жизни есть только одна истина, одна правда – прав тот, кто умеет прощать, Бог – Истина и Бог Велик! Потому что Он нас прощает. Потому что Он, ни смотря ни на что, Своей кровью наши грехи смывает. В этом Его величие, в этом и вся правда Божия. Мы должны спешить простить.
Как часто мы судим. Каждый день судим - в транспорте судим, на работе судим, в семье судим, сами остаемся с собой – мы судим и судим, и судим! Мы определяем, кого можно простить, а кого нельзя, и в конце концов не прощаем никого. И в конце концов все нам подсудны! Мы становимся противниками Божьими. Но есть только одно– прости, человек!
Прости, человек! И вот сейчас мы становимся на путь покаяния. Путь молитвы. Мы вступаем в пост. «Где сокровище ваше – там и сердце ваше», говорит сегодняшнее Евангелие. В чем ваше сокровище – там и сердце ваше. Если ваше сокровище –гордость, если ваше сокровище – самомнение, если ваше сокровище –хвальба, похвальба и осуждение, то где же ты, человек? Где же твое сердце? С кем твое сердце? А если сердце бьется и сердце переживает, о том, чтоб лучше было и в семье, и детям, и внукам – всем было лучше, и ближнему было лучше, и дальнему было лучше, и в мире было лучше. Если сердце бьется, то и сокровище ваше – Бог. Самое главное - ты с Богом, человек. Ты способен, человек, познать волю Божью. Ты способен, человек, жить. Это ты способен двигаться в Царство Небесное, в Царство Любви. В сегодняшний день мы должны простить. Простить не потому что так Церковь установила, Церковь никого не заставляет. Церковь нам сегодня предлагает, Церковь нам сегодня напоминает – Прощенное Воскресение. Напоминает раз в году, что каждый день, каждый час мы должны прощать. Каждый час мы должны задуматься, что Бог прощает нас. Каждый час мы должны вдуматься и помнить слова: «Если вы будите прощать согрешающим братьям вашим, то и Отец ваш Небесный простит вам» Ведь как мы молимся каждый день! «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» - смотрите, мы сами Богу ставим условие. Сами Богу ставим условие! Мы не говорим просто: «Прости нам», а «Прости нам» когда? – когда мы будем прощать! Когда мы научимся прощать! И будем хотеть прощать! Прости нам. И Бог принимает это условие, и прощает нам, когда мы прощаем. И сегодня, в этот день, родненькие, каждый из нас, если он любит, если в его сердце есть добро, каждый из нас пускай не думает о себе много. Пускай каждый из нас поймет – мы грешны. Мы грешны! И Богу бы надо нас наказать. А Бог не наказывает, а Бог прощает. И в сегодняшний день мы должны простить. Мы должны простить и попросить прощение. Вы скажете: «Я ни в чем не виноват» Нет, каждый виноват, и каждый должен попросить прощение. Родненькие. Ведь как же мир станет лучше, если мы искренне сегодня не попросим прощение – каждый? И сегодня каждый у себя спрашивает: «Простил ли я, и успел ли попросить прощение? Успел ли дать человеку ту возможность, чтобы и он стал лучше, и я стал лучше?» Будем жить этим не только в сегодняшний день, а все дни жизни нашей.
И еще, испросив сегодня прощение, мы вступаем в Пост. В Посту трудно и тяжело. В Посту нам Господь немножечко показывает, что мы без Него, что мы - без Него! Какие мы слабые и какие мы немощные. В Посту придут к нам искушения, станет немного меньше сил физических, станет немножко меньше сил у нас преодолевать трудности. И вот тут нужно помнить: даже если сорвался, даже если осудил – вспомни Прощеное Воскресенье, ведь ты уже очистился, ты же примирился – не набирай заново. Не набирай! Не копи злобу, не копи осуждение. Пускай в Посту будет мир в душе. И тогда, с миром встретим Бога. Только так можно встретить Бога. С миром. А сегодня задумаемся, ради кого мы просим прощение. Ради Того, для Кого мы живем. И подходя сегодня друг к другу, или беря трубку телефона и испрашивая прощение, добавим к нашим словам: «Прости меня, брат. Прости меня, сестра» - добавим слова: «Христа ради» И вот, если мы живем Христа ради!, то мы должны в этот момент ничего не вспоминать, ничего не считать! Ничего не держать в себе! А должны просто простить… Христа ради… Вот видите, какая немощь, немощь человеческая. По моей немощи мне сегодня Господь, не по величию!, а по немощи, Господь сегодня дает это право у вас первым испросить прощение. Простите меня, братья и сестры, Христа ради. Бог простит!
Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.