

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 570
- |
- Видео 1678
- |
- Мероприятия 1
Юмор, шутки, смех – это всё грех?
Вопрос: «В списке грехов, которые встречаются в книгах по подготовке к исповеди, встречаются такие грехи, как шутки, смехотворство, а иногда даже – и продолжительный смех. Но не только в этих брошюрах, но и у апостола Павла прочитал, что смехотворство неприлично христианину. А у святителя Василия Великого прочитал, что не должно смеяться и терпеть смехотворство. Так же и другие некоторые святые отцы говорят о греховности шуток и смеха. Имеют ли они все в виду какие-то особенные, характерные проявления юмора, веселости, шуток и смеха, такие, как злорадство, неуместный смех (например, на похоронах), злые шутки, безумное веселье, безудержный смех и так далее? Или же всевозможные проявления, кроме тихой духовной радости. Когда и где разрешаются христианину эти и подобные виды выражения радости?»
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– Очень интересный вопрос, и видно, что Сергей к нему приготовился.
В идеале, конечно, смех, как выражение безудержной веселости (как в молитве сказано: «Без ума смеяхся»), конечно, не годится. Смех, который высмеивает другого человека – тоже. Нужно соразмерять свою веселость с внутренним ощущением приличия и собственного духовного покоя, иначе – это уже проявление страсти. И страсти злой. Поэтому надо внимательно смотреть, не повредит ли это душе. А то, что смех может повредить душе – об этом и говорится в тех текстах, которые Вы перечислили. Обязательно надо думать о пользе своей душе и пользе душам тех людей, которые участвуют в этом смехотворстве.
В идеале всё должно быть благоговейно, скромно, по чину. Это не значит, что юмор и смех совершенно отрицаются. Всегда должны присутствовать контролирующие всё ум и совесть. И тогда, при известной тренировке, всё будет хорошо. Во всяком случае, не надо кого-то этим обижать. Это уж совсем нехорошо.
Интересные личности
- Священник
- Митрофорный протоиерей
- Священник
Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете говорит нам Господь наш Иисус Христос. Праздный образ жизни и желание смеха и смехотворства обнаруживает действующие страсти уныния и блуда в человеке.