- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 570
- |
- Видео 1678
- |
- Мероприятия 1
Грех Адамов (3)
(продолжение)
Итак, по учению Святых Отцов, выясняется, что грех прародителей в Раю вовсе не так мал, как может показаться при поверхностном взгляде! Мало того: видим, что он принес тяжкие последствия не для одного Адама, но и для всех, кто родился впоследствии от его семени. Но этот момент учения Церкви теперь более всего и важен для нас, поэтому остановимся на нем подробнее, рассмотрим: Каким образом грех Адамов вменяется всем людям с самого их зачатия и рождения.
Говорит «Православное исповедание»: «Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в Раю прародителю Адаму, когда сказано было к нему: От дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы и зачинаемся, и рождаемся с сим грехом, как учит Священное Писание: Одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5, 12)».
Но этот основополагающий догмат Православия особенно трудно уясним для рационалистического мышления, и здесь сегодня более всего претыкаются те люди, которые в вопросах веры привыкли более руководствоваться аналитическим мышлением, а не простотой веры. Христианской простоте свойственно на крылах смирения и доверия учению Церкви легко и скоро перелетать через все догматические трудности и непостижимости. Для тяжеловесного же оземлененного умствования и уповающей па силу логики и собственного своего расчета рассудочности характерно, плотно ступая по земле, брести прихрамывающими стопами, с огромным усилием перелезать через все встречающиеся возвышения и неровности пути. И многие не смогли преодолеть это затруднение, эту непостижимую для ума истину, открытую нам в Святом Писании, – и тяжело пали.
Уже нередко можно услышать такой недоуменный и даже задаваемый с душевным возмущением вопрос: «Неужели в грехе Адама может быть повинен и ответствен за него тот, кто вовсе не причастен делом и волею к этому греху, и лишь за то, что является потомком Адама?» Не так давно еще высказывал свое неправославное разумение этого вопроса митрополит Антоний (Храповицкий) в своем труде «Догмат Искупления»: «Мы не по своему желанию являемся внуками Адама, за что же будем нести вину его преслушания? Неужели же осуждение всех из-за Адама постигло людей помимо вины каждого из них?» Так выказывает он свое рассудочное измышление, построенное на опасении: как бы богооткровенная истина о наказании людей за Адамов грех не оказалась противной человеческому разуму.
А вот другого рода непонимание того же вопроса уже современным нам «богословом» – доктором филологических наук, заведующим кафедрой патрологии Тбилисской Духовной Академии Э. Челидзе: «И правда, – говорит он в своей статье, – если наша воля никак не участвовала в Адамовом согрешении, как же говорится, что каждый из нас согрешил в Адаме? Неужели без воли? Тогда и согрешения не было. Более того, если мы никак не участвовали в согрешении Адама, выходит, что Господь несправедливо наложил на нас наказание. Как же считают это своим согрешением все святые?»
Вот перед нами два крайних заблуждения. Одно недоумевает: как может грех Адамов ложиться на нас всей своей тяжестью, когда мы своей волей в нем не участвовали? Стало быть, мы и не можем быть ответственны за первородный грех. Такие выводы и делал упомянутый митр. Антоний: «Должно думать, что не потому мы все, даже при добром направлении воли, являемся грешниками, что мы внуки Адама, а потому Всеведующий дает нам жизнь в качестве людей, что Он провидел волю каждого на вас как подобную воле Адама и Евы, т. е. по существу не злую, но непослушную и горделивую».
Другое заблуждение также недоумевает: как без участия нашей воли в Адамовом согрешении мы можем подпадать под осуждение за чужой грех? Стало быть, наша воля участвовала в том преступлении, и доказательство видится в том, что святые грех Адамов оплакивали как свой личный грех. Такому взгляда, на первородный грех кажется нелепостью сказать, что мы «не волею согрешили с Адамом, но потенциальные носители его греха».
Как же нужно понимать этот вопрос, как соединить эту кажущуюся несообразность одного с другим? Дело в том, что грех первородный относится как раз ко грехам невольным. В «Православном исповедании» задается вопрос: «Как разделяется грех смертный?» Ответ: «Грех смертный есть первородный и произвольный». Затем идет разъяснение вопроса: «Что есть первородный грех?» (это разъяснение приводилось чуть выше). И уже как отдельный вопрос разбирается, «что есть грех смертный произвольный». То же находим в «Новой скрижали», в параграфе «Грехи невольные», где читаем: «В числе грехов есть грехи невольные, в которых мы хотя и не прямо виновны, но тем не менее приемлем их на свою душу и делаемся чрез то недостойными Бога. По смыслу богословскому невольный грех есть вначале грех первородный или причтенный нам от прародителей, которого виною есть чуждая, а не наша воля». Да и действительно, как себе представляет современный нам «богослов» наше участие «волей» в грехе Адама? Другое дело, что мы наследовали от Адама поврежденную волю, – но это ведь не то же самое!
С другой стороны, на вопрос: «Как же наша невольная причастность ко греху Адама, лишь за то, что мы его потомки, делает нас ответственными за него и подвергает осуждению Божественного правосудия, которое налагает на нас клятву и делает оброчниками смерти?» – Святое Писание и Отцы Церкви открывают нам только одно: как в Адаме все мы сделались участниками его греха и грешными, так во Христе все мы сделались праведными. Только до этой степени, по свидетельству Слова Божия и Святых Отцов, мы можем позволить своему разуму доходить в его требованиях согласовывать с ним эту Богооткровенную истину. Кто же идет дальше сего по пути рассудочного выяснения этой истины, пытается своими жалкими человеческими мерками «взвесить» и «уравновесить» Божеское милосердие и правосудие, тот оказывается в системе ложных понятий, в беспорядочном хаосе отрывочных рационалистических точек зрения, вдалеке от настоящего учения Православия. Чуть позже мы еще вернемся к этому и подробнее разберем сказанное здесь. Теперь же необходимо убедиться, что Святое Писание действительно свидетельствует о том, что мы несем вину за грех Адамов, бываем подвержены за него наказанию и смерти – и именно за тот грех, а не за одни наши личные грехи.
Продолжение следует...