Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Грех Адамов (2)

(Продолжение)
Вот как говорит об этом близкий нам по времени жизни святой отец – святитель Феофан Затворник Вышенский:

«Бог создал человека для блаженства – и именно в Нем, чрез живое с Ним общение. Для сего вдунул в лицо его дыхание Своей жизни, что есть дух. Человеку даны в духе сознание и свобода, но не затем, чтоб он зазнался и своевольничал, а затем чтоб, сознав, что все имеет от Бога, он для того, чтоб жить в Боге, все свободно и сознательно направлял к сей единой цели. Когда он так бывает настроен, то в Боге пребывает и Бог в нем пребывает. Бог, пребывающий в человеке, дает духу его силу властвовать над душою и телом, а далее и над всем, что вне его. Таково и было первоначальное состояние человека. Бог являлся прародителям и подтвердил все сие Своим Божественным словом, наказав им Его единого знать, Ему единому служить, в воле Его единого ходить. Чтоб они не запутались в соображениях, как все это выполнить, Он дал им небольшую заповедь: не вкушать плодов от одного дерева, названного Им древом познания добра и зла (Быт. 2:17). Так и начали жить наши прародители и блаженствовали в Раю.

Позавидовал им падший прежде того по гордости дух и сбил их с пути, наустив их преступить данную им небольшую заповедь тем, что обольстительно представил, будто со вкушением от запрещенного плода они вкусят такого блага, которого без того и вообразить не могут, – «станут как боги». Они поверили и вкусили. Дело вкушения, может быть, и невелико; но худо, что поверили, не зная кому. Может быть, и это не так бы было важно, если б не те страшно преступные мысли и чувства к Богу, какие, как яд, влил в них злой дух. Он наговорил им, что Бог запретил им вкушать от древа затем, чтоб и они не сделались богами. Этому поверили.

Но, поверив так, они не могли не принять хульных о Боге помышлений, будто Он завидует им и неблагожелательно к ним относится, а приняв такие помышления, не могли миновать и некоторых недобрых к Нему чувств и своевольных решений: «Так мы же сами возьмем то, до чего Ты не хочешь допустить нас». «Так вот Он какой, – засело у них в сердце о Боге. – А мы думали, что Он такой благой. Ну, так мы сами себя устроим наперекор Ему». Вот эти-то мысли и чувства были страшно преступны. Они-то и означают явное отступление от Бога и враждебное восстание против Него. У них внутри то же произошло, что приписывается злому духу: Выше облак поставлю престол мой и буду подобен Вышнему (Ис. 14:13–14) – это не как летучая мысль, а как враждебное решение.

Так сознание зазналось и свобода воссвоевольничала, приняв на себя устроение своей участи. Отпадение от Бога совершилось полное, с отвращением некиим и враждебным восстанием против. За это и Бог отступил от таких преступников – и живой союз прерван. Бог везде есть и все содержит, но внутрь свободных тварей входит, когда они Ему себя предают. Когда же в себе самих заключаются, когда Он не нарушает их самовластия, но, храня их и содержа, внутрь не входит. Так и прародители наши оставлены одни. Если б покаялись поскорее, может быть, Бог возвратился бы к ним. Но они упорничали, и при явных обличениях ни Адам, ни Ева не сознались, что виноваты. Последовал суд и наказание изгнанием из Рая. Тут опомнились, но уже было поздно. Надо было нести наложенное наказание, а за ними и всему роду нашему».

В этих словах святой отец очень тонко подмечает самую суть согрешения прародителей, а именно – в чем его злостность. О тяжести первородного греха говорили все Отцы. Можно было бы выписать огромное множество цитат, но достаточно будет и нескольких, ведь все эти слова крайне категоричны и однозначны. Преподобный Симеон Новый Богослов:

«Первозданный Адам, будучи в Раю, впал по внушению змия в гордость и, возмечтав быть «богом», как сказал ему дьявол, вкусил от древа, от которого Бог повелел ему не вкушать. За это предан он великим карам – тлению и смерти, для смирения гордыни его. Но когда Бог осуждает на что, то дает и приговор, и приговор Его становится делом и карою вечною. И уже никакой нет возможности уничтожить эту кару, бывающую по Божескому определению.

Подумай же теперь: Адам согрешил великим грехом, потому что словам Бога не поверил, а словам змия поверил. Сравни Бога и змия и увидишь, как велик был грех премудрого Адама. Когда от всей души поверил он змию, а не Богу, то Божественная благодать, почивавшая в нем, отступила от него, так как он стал врагом Богу, по причине неверия, какое показал к словам Его. Адам подумал, что Бог позавидовал ему и не хотел, чтоб и он знал доброе и лукавое. И для того заповедовал ему не вкушать от древа познания добра и зла, чтоб и он не стал богом, подобным Богу, создавшему его. И вкусил, и тотчас познал наготу свою, и вместо того, чтоб соделаться богом, стал тленным и – как тленный – смертным.

И вот, как видишь, приговор Божий пребывает навсегда карою вечною. И стали мы, все люди и тленны, и смертны. И нет ничего, что могло бы отстранить сей великий и срашный приговор. Адам, никакой не имея нужды, взял от плода этого древа, – от которого Бог заповедал ему не вкушать, угрожая, что как только вкусит, умрет, – вкусил и умер.

Надобно знать, что так как человек имеет тело и душу, то смертей у него две: одна – смерть души, другая смерть тела; равно как и два бессмертия – душевное и телесное, хотя то и другое – в одном человеке, ибо душа и тело – один человек. Так, душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после, спустя девятьсот тридцать лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отделение от нее Святаго Духа, Которым осеняемым быть человеку благоволил создавший его Бог. По этой причине потом и весь род человеческий соделался таким, каким стал через падение праотец Адам – смертным, т. е. по душе и телу. Человека, каким создал его Бог, не стало более в мире, и возможности не было, чтоб стал кто-либо таким, каким был Адам до преступления заповеди».

«Лишился он всех духовных и небесных благ, а вместо них получил пристрастие к земным и видимым тварям. И стал глух, слеп, наг, несочувствен к тем благам, от которых ниспал; к тому же еще – смертен, тленен и несмыслен, подобно неразумным животным, как говорит царе-пророк Давид: Приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 13).

И мы еще не все сказали, что следует сказать. И как Адам по преступлении заповеди сделался тленным, смертным, слепым, обнаженным, так и все, рожденные от него, сделались всем тем, чем стал он, перстный, т. е. тленными, смертными, глухими, слепыми, обнаженными, бесчувственными, ничем почти не разнящимися от неразумных животных или, лучше сказать, ставшими хуже их».

Святой Ефрем Сирин: «Поскольку грех был велик, то наказание было бы мало, если бы постигло только одного или некоторых. Но как Еве и дщерям ее определены болезни рождения, как Адаму и всем чадам его определены печали и смерть, так змию и всему семени его определено быть в попрании, так и бывшему в змии со всеми воинствами его определено идти в огонь».

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы.Записки

    Сообщество

    Елицы

    Сообщество