Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вопросы и ответы. Православие в деталях

ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ. Как побороть свои соблазны. (Ев., Мк., VIII, 34-IX, 1)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
И говорит нам Господь в Евангелии, обращается к нам Господь: «Кто хочет идти за мной – отвергнись себя и возьми Крест Мой, и следуй за Мной. И кто хочет душу свою спасти – погубит ю, а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия тот спасет ю. И какая польза человеку, если он обретет весь мир, а душе своей повредит? И какой выкуп даст человек за душу свою? И кто постыдится слов Моих в роде сем прелюбодейном и грешном – того и Я постыжусь перед Отцом Моим Небесным, который придет во Славе Своей со Ангелы Святыми. И сказываю вам, есть некие, которые стоят здесь, которые не вкусят смерти – увидят уже отверстые Врата в Царство Небесное».

Мы можем увидеть Врата Царства Небесного, потому что так угодно Богу. Можем видеть, потому что мы можем взять Крест. Берем Крест – следуем Господу и видим, что за Крестом, видим, что следует за Крестом. Не берем Крест – не видим, что следует за Крестом. Всякий, кто возьмет крест, данный Богом – тот увидит отверстые Врата Царства Небесного. А Крест – это следовать за Христом. А Крест – это видеть во Христе пример, а это видеть во Христе урок, это видеть во Христе единственный путь, как нужно поступить. Пришел Бог в мир, стал ради нас Человеком. Да, Человеком до конца стал ради нас. И всё как человек претерпел, всё абсолютно претерпел, только греху не уступил – вот это разница между Человеком-Христом и нами всеми грешными. Всё смог претерпеть и более – и на жизнь всех нас той боли, которую Христос претерпел, и не только боли от страдания, от гвоздей, от всего боли, а и боли любви, когда видишь, когда родной твой погибает, а мы все для Него родные, мы все для Него главные. О каждом из нас Он как об одном единственном думает, о каждом из нас страдает, о каждом из нас печется, и каждым из нас живет. Когда мы видим, если вот ребенок бежит – вы знаете, трамвай идет, а ребенок куда? Под трамвай или под машину, или там обрыв, или люк – кто-то взял, украл, снял люк, и ребенок бежит, и сейчас туда упадет. Что с нами происходит? Что происходит с нашим сердцем? Что происходит? Мы сжимаемся! Больше сжимаемся, чем лампочка, перед тем, как лопнет, мы сжимаемся потому что разобьется ребенок, разрежет трамвайное колесо этого ребенка. Страшно. Ужас. Вот так о каждом Господь переживает. Вот так о каждом Господь, каждом из нас, когда мы идем ко греху, когда мы проходим мимо Него, мимо Христа. Он говорит – отвергнись, то есть – отвернись, отвернись от греха человек и возьми Крест. Отвергнись – это значит отвернись, отойди, отойди со своего пути, возьми Путь Господень, иди путем Господним. Следовать тому, что тебе говорит Господь.

Мы очень часто стараемся, мы знаем, что курить плохо, мы знаем, что судить плохо, мы знаем, что обманывать плохо, мы знаем, что оправдываться плохо, мы знаем, что плохо делать все это. И не хотим этого делать, совсем не хотим этого делать. Мы даем себе в душе слово: с завтрашнего дня не буду курить, с завтрашнего дня подойдет ко мне сплетница – не буду ее слушать и не буду судить, с завтрашнего дня постараюсь говорить правду… Отворачиваемся от греха. Но если мы просто отворачиваемся от греха в пустоту – там тоже пустота, там ничего нет, поэтому нам трудно побороть наш грех, нашу привычку. Трудно расправиться с привычкой осуждения или зависти, курения или пьянства – трудно. Нужно повернуться ни куда-нибудь, отвернуться не просто в пустоту - к телевизору или к соседям, или к телефону, или перебирать деньги, считать, сколько я их там отложил и спрятал. Нужно повернуться ко Христу. Отвергнуться себя означает повернуться ко Христу и понять, что надо душу положить, как мы за близкого своего, родного – надо душу положить, надо душу отдать, не беречь ее, а отдать. Душа – это жизнь наша. Тело истлевает, душа живет. Душа бессмертна, это жизнь наша. И надо эту душу положить, тогда мы спасем ее, тогда мы сбережем эту душу. Вот это важно. Сколько раз мы себе обещаем, а ведь надо это сделать – ради Христа. Ради Христа. Принять Христа серьезно. Принять Христа не как магазин – вот пойду, помолюсь, свечу поставлю и здоровье исправится. А принять Христа, как самого страдающего за тебя. Как нам жалко бабушку нашу или маму нашу, которая плачет и молится за нас. Знаете, бывает, невольно повернешься назад, а тебя вот эта старческая рука что делает? Тебя эта старческая рука крестит. И становится на душе тепло. Тебя любят и скрытно от тебя, не в «показуху», как мы любим друг другу говорить: «Я за тебя…», а скрытно, чтоб не видно было человек тебя осеняет, человек молится, человек просит Бога, чтоб тебя Господь сохранил. И мы понимаем, вот этот человек нас любит, и мы этого человека уже что? Больше любим, мы его больше понимаем, мы пытаемся ему не наносить боль, вот так и Христос со Креста – каждого из нас, каждого из нас любит. Рвется тело, рвутся руки, рвется сердце – больно Ему, вот он Крест! Вот он Крест живой! Кто-то говорит, зачем крест изображать? Потому что он живой. Потому что он этими руками, этой Кровью омыт, этими руками согрет – Крест Христов. Вот этот Крест и с этого Креста зовет нас. Он не трон искал, как царь, Он Крест выбрал, чтобы болью Своей разбудить в нас боль. Мы только боль физическую чувствуем, когда больно, зуб болит – говорим: «Больно» и сострадания требуем. Но эта боль проходящая, ее врач вылечит. Есть другая боль, которую нам надо претерпеть, эта боль за тех, кого Он любит. Что значит следовать за Христом? Что значит идти за Христом? Что значит выбрать Крест Его? Это значит, посмотреть вокруг и подумать о том, кого ищет Христос, чтобы согреть? Кому хочет Христос помочь? К кому Христос первому пойдет? К кому я должен пойти? К кому каждый из нас должен пойти? К кому Он должен душу открыть? Не начальнику угождать, не тому, кто тебе делает добро, и ты ему делаешь добро. А тому, кто нуждается в Боге, кто нуждается во Христе. Прийти к нему – вот это значит взять Крест. Значит, взять Крест, и посмотреть на него, иногда избитого…

Иногда, знаете, как вот тот ребенок, сидит в медицинском кресле у стоматолога и кричит – не надо! Но только один есть путь – зуб гниет, щеку раздуло и только один есть путь - удалить этот зуб. Больно будет, и ребенок вот так отталкивает, отталкивает – не надо, не надо! Я помню, одна девочка встала и говорит также «больно, больно», очень боялась. Потом встала, а у врача что иконочка в кабинете висела, она что сделала? Крест на себя наложила, говорит: «Сейчас я помолюсь и сяду». И встало это дитё пятилетнее, помолилась, села в кресло и уже не плакала, и не кричала, далась врачу и живет по сей день, уже двоих детей имеет. И вот, родненькие, вот это надо. Вот это надо - подойти к тому, который казалось бы от нас отталкивается, говорит нам эту страшную фразу: «Что мне твой Бог дал?» И надо ему объяснить, и надо мучительно терпя, не возмущаясь, не раздражаясь, живя примером своим помогая, душой рваться к нему, как Христос к каждому из нас рвется. Надо найти к нему подход и сказать: «Да ведь не мой Бог, а наш Бог. И не обо мне Он думает, и не только мне помогает, Он и о тебе думает, и тебе помогает, и к тебе Он пришел также, как и ко мне пришел. Ко всем Он к нам пришел и взошел на этот Крест».

Взять вот этот Крест, вот в этом роде, да, действительно, и тогда, и сейчас этот род какой? Грешный, прелюбодейный. А надо исповедовать Христа. Надо жить Христом, не о себе думать. Отойти, отвернуться от своего, повернуться ко Христу. Повернуться ко Христу, жить Христом в этом роде. И вы увидите, вы увидите, уже увидите – врата отверстые, еще не войдете – туда надо долго идти, в Царство Небесное, долго идти, падая, всегда вставать и идти, неся Крест свой, всегда вставать, подниматься и идти. Увидеть уже можно сердцем. Увидеть, когда увидите в брате своем, в глазах его – любовь. Любовь искреннюю, еще недавно в стеклянных глазах, еще недавно в разбитых глазах, еще недавно слепых глазах, которые читать умеют и телевизор смотреть умеют, но боли видеть не умеют. В этих страшных стеклянных глазах вы не видели ничего, но вы вытерпели боль, вы выстрадали боль, вы жили этой болью. И вот это отражение, отражение в глазах любви, появление в глазах любви, тепла – вот это и есть уже видение Царства Небесного. Царство Небесное это что? Это Царство Любви. Это не Царство, где будут дворцы из золота, это просто то место, где мы будем понимать друг друга, забудем своё «я», перестанем хвастаться и будем жить друг другом, перестанем судить, перестанем обвинять, перестанем своего искать. А будем жить так, как нам хочется сейчас, чтобы нас понимали, и мы понимали, чтобы нас любили, и мы любили, чтобы мы были сострадательны и милосердны, чтобы Божья Христова правда торжествовала, чтобы было то, о чем говорит нам Господь: «Какая польза человеку, если он обретет весь мир, а душе своей повредит». Слушайте Христа, Его одного слушайте! Живите Христом! Им одним живите, а значит, живите всеми, кого Он вам посылает. Любите, иногда безответно, иногда мучительно, иногда даже может быть больно и оскорбительно, но все-таки, следуйте за Христом. Потому что не взяв Крест, не увидишь Воскресения. Не взяв, не пронеся Крест – не увидишь победы над смертью, не увидишь радости Светлого Христова Воскресения, не увидишь радости Царства Небесного. Родненькие, если мы болеем не своим «я», а болеем болью другого – вот тогда мы живем. Мы, казалось бы, теряем душу, но обретаем её. Жизни вам, Креста, Креста Господня, Любви, Любви и радости в этой Любви! Радости Крестоношения. Любите друг друга и помните, как Господь любит каждого из вас, любите друг друга. Аминь.

Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди