- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 570
- |
- Видео 1678
- |
- Мероприятия 1
Непогрешимость Церкви в Православии
Прочитал статью священника о. Василия (Литвинова) "Из беседы с протестантами: об отрицании опыта Церкви или о том, что Предание первично к Писанию". Понравилось, что в Елицах появился "пишущий" священник, причем такой, для которого Елицы- это своего рода амвон, а не трибуна, как, к сожалению, у некоторых других людей в сане (к счастью, подавляющего меньшинства), пишущих в Елицах статьи-декларации своего мнения.
Вопрос, поднятый о. Василием конечно интересен, но он, если так можно сказать, далеко не самый трудный, который могут задать еретики православному. Вспомнилась статья в "Благодатном огне" о дискусе православного с иезуитом, взятая из брошюры Ю. А. Колемина "Авторитет в вопросах веры".
Вот подлинный разговор:
– Имеется ли у вас в православной Церкви авторитет, хранящий веру вашу в чистоте с апостольских времен? – спрашивает иезуит.
– Имеется, – отвечает православный.
– Кто он такой, этот ваш авторитет?
– Наша православная духовная власть.
– Скажите мне: признаете ли вы, что ваша духовная власть гарантирована от всякого заблуждения?
Православный человек немного смущен этим вопросом, что дает иезуиту повод к следующему объяснению:
– Не смущайтесь моим любопытством! Я спрашиваю потому, что вы мне ведь только что говорили, что ваша духовная власть хранит вашу веру в чистоте со времен апостолов. Так как ваша духовная власть, т. е. Российский Правительствующий Синод, существует не с апостольских времен, а только со времен Петра Великого, и так как мы нигде не находим никакого обещания, данного Российскому Синоду, в смысле гарантии его от всякого заблуждения, то я и хотел именно знать, на чем вы основываетесь, когда вы Синоду приписываете какой-нибудь авторитет в вопросах веры?
– Да я ему такого авторитета не придавал, – говорит православный.
– Позвольте, ведь вы мне только что говорили, что для вас авторитет в вопросах веры – это ваша подлежащая духовная власть. Разве Российский Синод не является вашею подлежащею духовной властью?
– Ну да, является-то является, только я не говорил, чтобы он являлся той властью, которая получила бы обещание по текстам Священного Писания.
– Если он не получил обещаний, тогда откуда же вы берете, что он не может ошибаться?
– Да я не говорил, что он не может ошибаться.
– Так что может ошибаться?
– Ну да, может, конечно, – с недовольством отвечает православный, припертый к стене.
– С какой же стати, – продолжает с тонкою улыбкой иезуит, – вы тогда признаете его авторитетом? Ведь авторитет предполагает необходимость подчинения. Но вы ведь сознаетесь, что он может ошибаться. С какой же стати подчиняться вам в вопросах абсолютной истины такому авторитету, который может ошибаться?
Православный чувствует, что что-то неладно, и говорит:
– Да нет. Российский Синод – это, конечно, наша подлежащая духовная власть, но только русская наша власть, поместной русской православной церкви. Поэтому она является только как бы подчиненною властью, а не той, которая имеет обещания и которая никогда заблуждаться не может.
– Ага! Будьте добры, скажите мне, какая же тогда эта ваша высшая власть, которая, по-вашему, имеет эти обещания и которая именно и является тем авторитетом, который хранит вашу веру в чистоте с апостольских времен? Может быть. Константинопольский Патриарх?
Православный молчит. Но иезуит продолжает:
– Не он, значит. Может быть, какой-нибудь другой Патриарх? Или вообще, может быть, каждый православный иерарх? Конечно, нет! Ведь бывали и иерархи еретики. Так, может быть, какой-нибудь синод, если не Российский, то какой-нибудь другой православной церкви? Тоже нет? Ну кто же тогда?
– Да никто... – с недоумением отвечает православный.
– Никто?! Так что у вас каждый православный, ну вот вы сами, например, гарантированы от всякого заблуждения?
– Да нет же.
– Тоже нет? Так что у вас решительно никто, как бы высоко он ни стоял, не гарантирован от заблуждения и не имеет поэтому никакого разумного основания считать себя тою авторитетною подлежащею духовною властью, которая имела бы право на ваше доверие и подчинение в вопросах веры! Одним словом, когда вы мне давеча говорили, что у вас такая подлежащая духовная власть имеется, вы ошибались. И так как вы сами говорили, что ваша вера остается незапятнанною благодаря именно присутствию этого вашего вероисповедного авторитета, то отсюда следует, как дважды два четыре, что вследствие отсутствия такой необходимой власти вы обязательно блуждаете во тьме.
Но православный не сдается еще и отвечает:
– Нет. Такая власть обязательно у нас имеется. Только ни одна из наших поместных духовных властей не является этой высшею над всеми властью.
– Хорошо, – продолжает иезуит. – Вы исключили непогрешимый вероисповедный авторитет всех ваших епархиальных поместных духовных начальств, архиереев, синодов и патриархов. Кто же, благоволите все-таки мне ответить, кто же она тогда, эта ваша высшая власть, хранящая залог Христовой веры у вас в неприкосновенности? Кто он тогда, этот ваш непогрешимый авторитет? Вы ведь не посмеете теперь сказать, что это – ваше священство, то есть те же архиереи, синоды и патриархи, насчет которых вы изволили согласиться, что они могут ошибаться. Ведь авторитет в вопросах абсолютной истины и одновременная возможность заблуждения – это, изволите ли видеть, только чепуха.
Православный недоумевает. Но он все же находятся – и говорит:
– Ну да, я на самом деле выразился не вполне точно. Знаете, мы вообще с точностью не очень-то ладим. Когда вы меня спросили, кто у нас хранит залог православной веры, я немножко скороспешно ответил вам, что подлежащая духовная власть. Но это верно только отчасти. Потому что веру нашу хранит, конечно, тоже каждая духовная власть, но не в отдельности. Хранительницею веры нашей является, собственно говоря, сама Церковь.
– Православная Церковь? Церковь? Кто? Что такое? Церковь? Что такое Церковь?
Православный человек вспоминает единственный ответ своего катихизиса на такой неожиданный вопрос и говорит:
– Общество верующих, соединенных православною верою, священноначалием и таинствами[3].
– А вы сами, – продолжает иезуит, – имеете православную веру?
– Имею, по милости Божией.
– Священноначалие признаете?
– Признаю.
– В таинствах участвуете?
– Участвую.
– Ошибаться можете?
– Могу.
– Органом церковной непогрешимости не являетесь?
– Боже спаси!
– И все вы, от первого до последнего, находитесь в том же положении?
– Все мы находимся в том же положении.
– Так что в этой вашей Церкви, о которой вы мне говорите, что она является хранительницею вашей веры, никакого решительно органа се непогрешимого авторитета нигде не имеется?
Опять недоумение православного. Но, спохватившись, он возражает:
– Простите, у нас такой орган имеется. Именуется же он «Вселенским Собором».
– Вселенский Собор? Где же он у вас находится?
– Да нигде... он собирался, когда это являлось необходимым.
– Когда это являлось необходимым! Следует думать, что эта необходимость, на которую вы ссылаетесь, была именно необходимость сохранения веры в чистоте?
– Конечно.
– Так что с девятого века у вас в такой вероохранительной деятельности, полагаем, надобности не было, так как ведь вселенские соборы с тех пор у вас больше не собирались[4]. Неужели у вас за целых 1000 лет не возникало никогда и нигде на Востоке никаких заблуждений?
Новое недоумение православного. Но иезуит продолжает спрашивать и говорит так:
– Хорошо. Положим, что у вас за целые тысячи лет действительно не было уже надобности в проявлении вашего непогрешимого церковного авторитета. Положим, с очевидною натяжкою, что это так. Но скажите мне: ручаетесь ли вы, что такая необходимость уже вовеки больше не представится?
– Нет. Откуда же мне знать! Но когда представится необходимость, тогда, полагаю, и соберется Собор.
– Собор! Погрешимый или непогрешимый?
– Ну да, тот, о котором идет речь.
– То есть непогрешимый, не так ли, потому что мы ведь говорим о вашей непогрешимой власти, на которую вы изволите ссылаться?
– Ну да.
– Речь, стало быть, идет о Соборе вселенском, а не о поместном, не так ли, потому что вы признаете качество непогрешимости только за первым?
– Конечно, так.
– Хорошо. Стало быть, тогда соберется вселенский Собор. Мы, конечно, видим вашу немощь, которая не позволяет вам добиться не то что вселенского, но даже несчастного вашего русского поместного Собора[5]. Но предположим, хотя бы ради упражнения, что это так. Вот вы, действительно, устроили непогрешимый, т. е. вселенский, Собор. Что же он из себя представляет, этот ваш непогрешимый Собор, и каковым именно он должен явиться по составу своему, чтобы претендовать на непогрешимость своих вероопределений?
– На нем присутствуют верующие, с пастырями во главе, от всех стран, – отвечает православный.
– Да какие именно? – спрашивает иезуит, – ведь полный Собор всех православных людей, живущих на земном шаре, является фактически невозможным; никогда такой Собор не собирался, да и не соберется когда бы то ни было. Так что вы, пожалуйста, не увертывайтесь, а покажите нам орган вашего непогрешимого церковного учительства и скажите мне, каков именно точный его состав.
– Ну, на нем там присутствуют верующие, иерархи там с духовенством да с мирянами, – лепечет православный.
– Так что всякое собрание иерархов с духовенством да с мирянами есть вселенский Собор?
– Да нет, он отличается известными признаками.
– Да какими?
– Да на нем присутствуют представительства от всех церквей.
– Позвольте! ни на одном из всех ваших семи вселенских Соборов не было налицо этого признака. На втором вселенском Соборе всего присутствовало даже только 150, к тому же исключительно восточных, епископов[6]. Да кроме того, это даже практически совсем не выполнимо. Как же на вселенском Соборе будут присутствовать все иерархи, все духовенство и все миряне, хотя бы даже только в лице их законных представителей! Это ведь предполагает такое социальное устройство, такую дисциплину, такие бессомненные формы законного представительства во всех решительно государствах, церквах и народах, каковых не было не только во времена ваших семи вселенских Соборов, но нет и сегодня, да вряд ли и будет когда-либо. Так что все это якобы непогрешимое учительство ваше является не чем иным, как жалкою фикцией), которою вы прикрываете ваше церковное банкротство. Ибо это значит ни что иное как то, что у вас нет уже того необходимого, бесспорного, непогрешимого учительства веры, на которое вы давеча ссылались, когда вы мне говорили, что православная Церковь веру свою хранит в незапятнанной чистоте.
Видите ли, как вы находитесь в противоречии с собою, с вашею теориею православной незапятнанности! Видите ли, что с вами стало с тех пор, как вы отвернулись от того единого, ясного, всегда точного и всегда действительного критерия непогрешимости, который основывается на апостольском престоле святого Петра!.. – Церковь – не фикция. Она действует.
Ваша же церковь мертвою лежит, до такой степени мертвою, что собственное ее непогрешимое учительство бездействует уже 1000 лет, если вообще допустить, что оно могло бы существовать... в чем вы сами сомневаетесь, ибо не ведаете даже его определительных признаков, с тех пор, как вы отбросили единый истинный критерий. Этот единый истинный критерий имеется в утверждении Соборных решений преемником Петра.
Протестанты, заблуждающиеся по другим соображениям, отличаются от вас только тем, что они имели смелость и последовательность дойти до последних выводов из того же самого положения, которое является основанием и вашего отступничества. Вы же, собственно говоря, верующие христиане, а потому и в страхе остановились на полдороге, вращаясь теперь беспомощно в сфере вашей собственной непоследовательности и ваших церковных фикций, для того чтобы не открывать ваших глаз и чтобы не лишиться душевного спокойствия при виде собственного безумия. Потому всяких логических изысканий вы и боитесь... ибо имеете для этого основание...
***
Дальнейшее развитие этой темы, и где была допущена ошибка православным, я здесь опускаю, т.к. больше хотел показать сложность могущих быть вопросов со стороны еретиков, и чтобы прочитавший это задумался и проверил себя- знает ли он достаточно хорошо свою веру, или вот так же его можно будет обмануть, как и православного героя статьи. Кому интересно будет знать (если еще не знает или знает не точно) православный ответ о непогрешимости Православной Церкви, может его найти здесь www.blagogon.ru/digest/281/ , в самой статье.
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Митрофорный протоиерей
Полезное изыскание. :heart:Предания - это путь нашей Церкви. Каждый из верующих - часть этого предания. Каждый вносит свой вклад в будущность, стремясь к Вечности. Направление дано Писаниями. А реализация - за каждым из нас.
Основа Церкви - Иисус Христос. Не просто - Спаситель, а Богочеловек, нося...
Развернуть
Полезное изыскание. :heart:Предания - это путь нашей Церкви. Каждый из верующих - часть этого предания. Каждый вносит свой вклад в будущность, стремясь к Вечности. Направление дано Писаниями. А реализация - за каждым из нас.
Основа Церкви - Иисус Христос. Не просто - Спаситель, а Богочеловек, носящий имя: Иисус. Реально живущий Человек. Он - сам носитель Предания. И каждый, верующий в Него, является частью Его Ума, присоединяя свой (слабый, немощный, но - ум Христов!), к Уму Христову. В этом неповторимом блеске драгоценностей, отдельных верующих умов, и сияет Ум Христов.
Как оторвать Писание от Предания? Если - я - в Христе, то и Он во мне. Я, напитанный Писанием, в той мере, на сколько только способен мой ум, являюсь носителем (в краткий исторический период моей жизни на земле) Света Христова, продолжателем Христа.Во мне, отдельном человеке, находятся и Писания, и Предания. Живя по Писаниям (в меру своих возможностей), каждый продолжает историю написания Истории Церкви.
Каждый верующий во Христа, достоин написания о нём жития. В общей Книге Жизни. В каждом - Дух Святой. "Святая - святым!".
Только в виду немощи, каждый из нас совершает проступки, не достойные святым. Это понимает каждый, знающий по Преданиям, о жизни подвижников,- героев Церкви. И по ним мы строи свою жизнь. Практически сопостовляя свою, с жизнеописаниями в житии наших отцов.
Моя жизнь - Христос. Цель - быть с Ним воедино.Задача - жить по Его Заповедям. Учась на примерах святых наших отцов, уже прошедших земной путь, и уже находящихся неразлучно с Тем, к Которому они стремились. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков.Аминь!
Свернуть
о. Василий, мне не ясен один момент: а разве не признают католики и протестанты все Вселенские соборы до анафемы? Ведь и они принимали в них участие и соглашались с решениями. И своих святых того времени они, хоть и забыли, но не отменили их святости. Или они, как и в случае с Писанием, "выбирают...
Развернуть
о. Василий, мне не ясен один момент: а разве не признают католики и протестанты все Вселенские соборы до анафемы? Ведь и они принимали в них участие и соглашались с решениями. И своих святых того времени они, хоть и забыли, но не отменили их святости. Или они, как и в случае с Писанием, "выбирают" от туда то, что их устраивает, а для другого находят причины не принимать?
И еще вопрос: у меня есть трактование Апокалипсиса о. Даниила (Сысоева), мною уважаемого. Можно ли принимать его трактование, потому что оно уже подошло в очереди для прочтения у меня. Спасибо.
Свернуть
Аркадий, По второму вопросу. При работе над Откровением пользуюсь великолепной работой проведенной в Оптиной: bible.optina.ru (в смартфоне - программа "Толкование Священного Писания") + в смартфоне Библия с номерами Стронга и с толкованиями разных авторов: "MyBible" Предпочитаю со всех сторон взг...
Развернуть
Аркадий, По второму вопросу. При работе над Откровением пользуюсь великолепной работой проведенной в Оптиной: bible.optina.ru (в смартфоне - программа "Толкование Священного Писания") + в смартфоне Библия с номерами Стронга и с толкованиями разных авторов: "MyBible" Предпочитаю со всех сторон взглянуть на рассматриваемый объект... Толкования о. Даниила в них правда нет... А ввиду шести деток старшему из которых 8 лет в основном работаю на смартфоне. Был бы рад Вашему участию в подробном рассмотрении Откровения и дополнениям толкованиями из о. Даниила и других отцов...
Свернуть
Аркадий, По первому вопросу. С католиками не общаюсь. С протестантами - ничего кроме Библии не признают...
Аркадий, По второму вопросу. При работе над Откровением пользуюсь великолепной работой проведенной в Оптиной: bible.optina.ru (в смартфоне - программа "Толкование Священного Писания") + в смартфоне Библия с номерами Стронга и с толкованиями разных авторов: "MyBible" Предпочитаю со всех сторон взг...
Развернуть
Аркадий, По второму вопросу. При работе над Откровением пользуюсь великолепной работой проведенной в Оптиной: bible.optina.ru (в смартфоне - программа "Толкование Священного Писания") + в смартфоне Библия с номерами Стронга и с толкованиями разных авторов: "MyBible" Предпочитаю со всех сторон взглянуть на рассматриваемый объект... Толкования о. Даниила в них правда нет... А ввиду шести деток старшему из которых 8 лет в основном работаю на смартфоне. Был бы рад Вашему участию в подробном рассмотрении Откровения и дополнениям толкованиями из о. Даниила и других отцов...
Свернуть
о. Василий, спасибо за внимание, но такие книги я читаю очень медленно, не более 10 страниц в день (а то и меньше), поэтому с такой скоростью, наверное, Вам вряд ли буду полезен. :simple_smile: Если что-то и будет у меня, чем можно будет поделиться- то это, скорее всего, будет редкость, а не пос...
Развернуть
о. Василий, спасибо за внимание, но такие книги я читаю очень медленно, не более 10 страниц в день (а то и меньше), поэтому с такой скоростью, наверное, Вам вряд ли буду полезен. :simple_smile: Если что-то и будет у меня, чем можно будет поделиться- то это, скорее всего, будет редкость, а не постоянство.
У меня вот вопрос, который я думал отправить в рубрику "вопросы батюшке", но, пользуясь случаем, спрошу у Вас. Число "40" довольно часто встречается в Писании и Предании Церкви. Если на другом сакральном числе "12" Богу часто угодно основывать Свои деяния (колена Израильские, апостолы, которых после отпадения Иуды Искариотского специально доводили до этого числа жребием), то число "40" в духовной жизни очень часто и много значит в плане очищения: это и 40-дневный Великий пост, и столько же лет Бог водил Израиля по пустыне, чтобы тот очистился от людей, предавших завет Божий о земле обетованной. Есть ли в Православии какое-либо сакральное объяснение 40-недельному созданию человека в утробе матери?
И по-традиции второй вопрос: если в токовании на Евангелие Блаженного Феофилакта некоторые моменты меня смущают (например, его объяснение различий в изложении событий разными евангелистами), могу ли я с ними не соглашаться или принимать нужно его толкование полностью?
Свернуть
Можешь. Каждый человек может ошибаться. И даже святой человек может примешивать свой дух к вразумлению от Духа Святого... Кстати, блаженными Церковь называет наравне с Христа ради юродивыми тех отцов, которые высказывали неоднозначно принятые Церковью мысли... Если что-то смущает, то лучше посмо...
Развернуть
Можешь. Каждый человек может ошибаться. И даже святой человек может примешивать свой дух к вразумлению от Духа Святого... Кстати, блаженными Церковь называет наравне с Христа ради юродивыми тех отцов, которые высказывали неоднозначно принятые Церковью мысли... Если что-то смущает, то лучше посмотреть соборное мнение Церкви, т.е. толкование на это место других отцов... На указанном выше сайте Оптиной пустыни это сделать теперь легко... По поводу 40 недель ничего сказать не могу... Не знаю... Простите...
Свернуть
"ВАРТИМЕЙ, СЫН ТИМЕЕВ" (это я ли?)...
Посвящается брату и сестре во Господе Иисусе Христе Сергию. Омск. и Марии. Новосибирск. - с радостью.
1.
"Господи, помилуй!" -
Кричу-кричу.
"Господи, помилуй!"...
А Бог не слышит.
Но я же окаянный не молчу,
А все кричу-кричу-кричу...
"Господи, помилуй!"...
Когда...
Развернуть
"ВАРТИМЕЙ, СЫН ТИМЕЕВ" (это я ли?)...
Посвящается брату и сестре во Господе Иисусе Христе Сергию. Омск. и Марии. Новосибирск. - с радостью.
1.
"Господи, помилуй!" -
Кричу-кричу.
"Господи, помилуй!"...
А Бог не слышит.
Но я же окаянный не молчу,
А все кричу-кричу-кричу...
"Господи, помилуй!"...
Когда услышит Бог меня?
Не знаю я, не знаю я...
И вновь кричу-кричу-кричу:
"Господи, помилуй!".
На исповеди,
В храме,
В жизни! не молчу...
От слепоты своей грешу-кричу,
Не понимаю, что творю.
Как Вартимей Его зову:
"Давидов Сын! спаси меня"...
2.
А в ответ, то тишина,
То голоса услышу,
Как упрек: "Молчи!
Напрасно не кричи!
От слепоты ты разум потерял!
Тебя Господь не ус-лы-хал-л-л"...
Горе-то какое!
3.
Бог меня не услыхал...
Однако ж! я кри-ча-ть не пе-ре-стал.
Теперь кричим вдвоем:
И он-Вартимей и я:
"Господи, помилуй!
Господи, помилуй!
Господи, помилуй!
Давидов Сын!
Спаси меня"...
PS: "Неужели сатана воздвигнет гонение на Святую Церковь и многих отвратит от веры(-Православной)? Ужели в Церкви Божией произойдет раскол и ересь?" (Святой преподобный Ефрем Сирин, 306 - 373, 67 лет, Творения, Труд 2. Источник: сайт "Азбука веры").
"И вот, застигла меня нескончаемая зима, а я наг и ничем не запасся, дивлюсь сам на себя: почему ежедневно грешу и ежедневно каюсь, в один час созидаю, а в другой разоряю, с вечера говорю: «Завтра покаюсь», – а с наступлением утра находит на меня леность и провожу день в рассеянии; опять в полдень говорю: «В следующую ночь буду трезвиться и со слезами умолять Бога, чтобы милостив был к грехам моим» – а пришла ночь – погружаюсь в сон?! Со мной вместе получившие сребренники подвизаются день и ночь и со славой домогаются начальства над десятью городами, а я по недеятельности своей скрыл сребренники в землю. Господь же мой скоро придет, и вот трепещет сердце мое, целые дни оплакиваю леность свою, ничего не имея в оправдание свое перед Ним. Ущедри меня, Единый Безгрешный, спаси меня, Единый Человеколюбивый, ибо не знаю иного и не веровал в иного, кроме Тебя, благословенного Отца и Единородного Твоего Сына, для нас воплотившегося, и Святого Твоего Духа, все животворящего. И ныне помяни меня, Владыка, и изведи из темницы беззаконий моих. Ибо от Тебя, Владыка, зависит то и другое: и когда войти нам в этот век, и когда переселиться из него. Помяни меня безответного и спаси меня грешного. Благодать Твоя, которая в веке сем была моей защитой, моим прибежищем, моей похвалой и славой, сама да покроет меня крылами своими в оный страшный и трепетный день, ибо знаешь Ты, испытующий сердца и утробы, что уклонился я от многих стезей стропотных и от многих соблазнов (стропотными же называю стези еретических мудрований и принужденное толкование), уклонился же не сам по себе, но по благодати Твоей, потому что Ты просвещал ум мой. Молю Тебя, Святой Владыка, спаси душу мою в Царстве Твоем и сподоби меня благословлять Тебя со всеми благоугодившими Тебе, потому что Тебе подобает слава, поклонение, величие – Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь" (Там же).
"Молитва должна быть дерзновенной" (Блаженная Акилина Московская, 1870 - 1945, 75 лет; Ивановна Кулигина; могилка ее на Даниловском кладбище г. Москвы, м. Тульская. Самиздат, брошюра).
Аминь.
PS: https://elitsy.ru/profile/38096/1545717/
Свернуть