Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Фильмы Православные

ЗАЧЕМ ЖИТЬ? (Ев., Лк., X, 25-37, прот. Владимир Астахов)

Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Человек некий, схождаший от Иерусалима в Иерихон, и впаде в разбойники. Его избили, побили, раздели и еле жива суща оставили лежать. И некий священник шел, и прошел мимо. И левит шел, постоял и прошел мимо. А самарянин некто шел, подошел к нему, поднял его, промыл раны его, возливая масло и вино, положил на своего ослика, привез в гостиницу, дал два динария, и сказал гостиннику: «Если потратишь больше – я буду возвращаться и всё воздам тебе»…

И спрашивает Христос: «Кто ближний впадшему в разбойники?» «Сотворивший ему милость» - отвечает законник. И Господь говорит (не только законнику, каждому из нас): «Иди, и ты твори такожде». Иди, и ты поступай так же! Иного пути нет.

Смотрите, откуда шел человек? Он был в храме, он был в области Божьей. Он был там, где познают Бога, где молятся Богу, где слышат Божье Слово. Он был в Иерусалиме – там, где Храм. Он… как Евангелие нам говорит? Какое слово? Не «вышел из Иерусалима в Иерихон», а «спускался из Иерусалима в Иерихон». Спускался, значит вот, с небесного шел в земное. Шел там, где правда земная уже. Уже «правда» в кавычках где. Уже шел. И сразу же, выходя из Божьего впал в разбойники – на него напали разбойники. Что они с него сделали? Еле жива суща – полуживой лежал человек. И вот здесь Закон Божий должен совершиться, Закон Божий нам данный.

Как закон исполняется? Чем мы отличаемся от животного? Чем мы отличаемся от волка, от собаки? От стервятника отличаемся, или от змеи отличаемся? Нам Бог дал волю свободную избрать Божью Правду, избрать Любовь. А Любовь – есть Бог! И Бог есть Любовь! Если мы избираем Любовь – мы избираем Бога. Если мы любим – значит, мы с Богом! Заповедь какая главная? «Возлюби Бога своего всем сердцем своим, всем помышлением своим, всей крепостью своею». И вторая, подобная ей, вторая сторона Заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя». Вот на этом весь Закон и все пророки. Вот в этом весь смысл нашей жизни – постигнуть любовь, принять любовь, любить, жить любовью. Состояться любовью!

Что есть Любовь? По-разному трактуют любовь, это чувство. Некоторые сводят к самому низменному состояние любви – это сексуальные чувства. Это оскорбление любви! Любовь намного больше, потому что Любовь – есть Бог. Как Бог любит нас, как Бог ради нас стал Человеком. Как Бог ради нас взошел на Крест, как Бог ради нас вытерпел муки крестные, страдания крестные – так и человек должен стать человеком. В меру. В меру такую, какую дает ему Бог. Он должен отказаться от своего «я», взять свой крест, любить, забывая о себе, жить не для себя, а жить для ближнего. Вот в этом Закон и пророки.

Смотрите, как нам Господь приводит пример – ясный, но такой страшный пример! Ясный, но как молния страшный! От края неба до края неба. Пример какой? Лежит человек окровавленный, лежит человек стонет. Наверняка, из его уст какое слово вырывается? «Помогите. Помогите!» Стонет: «Помогите!» Идет священник, которого, казалось бы, учили, годы учили. Казалось бы, священник, который всё знает, всё понимает, но он в области науки, он в области философии, он в области религии. Он не с Богом. Он многое учил – сути не понял! Не понял главного, что всё, что дано в Церкви, что дано в религии нашей – для того, чтобы мы отказались от себя! Остановились в своем стремлении для себя только жить! И вот того, кто ближний – вот того заметили, увидели, приняли и им жили! И в нем видели смысл своей жизни. Вот для этого. Вот для этого малого или большого, малого или старого. Вот для этого Бог дает нам жизнь. Чтоб она состоялась, эта жизнь.

Священник прошел. Левит так хорошо учил Библию! Как хорошо учить Библию, как хорошо постигать Слово Божье. Остановился, задумался: «Сейчас ведь надо читать, наверное, сейчас молиться, наверное, надо. Сейчас, наверное, постигать истины библейские надо!» Постоял-постоял, и пошел дальше. А Истина вот тут была радом. Истина была с сердцем другого человека.

Вот то сердце, казалось бы, самарянин – отвергнутый, с которым общаться нельзя было – он больше познал. Он познал боль, и познал способ, как уйти от боли, как избавиться от боли – это эту боль познать в другом. И когда ты видишь боль в другом, и когда ты эту боль исцеляешь своей заботой, своим милосердием, когда ты неравнодушен. Когда совершается самое главное – в тебе рождается Божий человек, ты начинаешь любить! Отходит «я», отходит эгоизм. Он познал, познал всю боль и поэтому, как дар Божий для него был этот впадший в разбойники. Он подошел к нему, и ушло «я», ушла та проблема, которая сейчас стоит: «Как я буду дальше? Что мне дальше делать? Куда я иду? Что будет? Как завтра кушать?», и все, сейчас не до этого! Сейчас лежит человек окровавленный. Он достает масло, он достает вино, обливает раны его, обмывает!

Где читается это Евангелие, в каком Таинстве? Когда мы соборуемся в Великий Пост. Первое Евангелие какое читается? О милосердном самарянине! Вот это масло и вино должны омыть наши души от греха! От чумы греха, от холеры греха, от гниения греха! Вот как тот самарянин возливал масло, так в Таинстве Соборования мы идем в храм, чтоб Господь обмыл наши раны, язвы греховные, вымыл в нас, чтобы мы встали. Встали и пошли. И увидели своего впадшего в разбойники, разбитого грехом, изувеченного. И сердце свое открыли, и остановились, сказали: «Сейчас не до этого!» Услышали дитя своего, который «мама» говорит. Услышали бабушку свою, которая говорит: «Внучек!», которые ждут нашей любви! Не чьей-то там – нашей любви! Которые знают, что мы – самые родные! Которые смотрят нам в глаза! Да, избитые! Как себя ведет ребенок избитый? Он плачет, он кричит! Как себя ведет старик больной? Он стонет, он ропщет! А что мы хотели от побитого, от избитого, от еле жива сущаго? Мы хотели услышать, что он будет нас хвалить? Что мы хотели? Какого милосердия мы ищем? Чтоб только крошечку дали – и сразу же похвальбу получили, какой ты хороший? Или вытерпели, от себя отказались – взяли свое масло, взяли свое вино, взяли свои два динария, возложили на свой скот, привели в больницу! Чтобы мы это сделали - оторвали от себя собственность свою, деньги свои, но самое главное – тепло свое, время свое, чуть-чуть жизни своей отобрали!

Оно ж ведь как бывает? Растет дерево, гибнет. А подошли, ветви отсекли – оно что? Лучше жить начинает! Как бывает, семечка лежит вот так вот в банке – ничего не происходит! В землю кинули – казалось бы, гибнет семечка, нет, колос растет! Этот колос наполняется множеством семян. Так и когда мы себя бережем, от всего прячемся, от всего уходим, когда просто сами о себе заботимся, о себе думаем, думаем о своем спасении своей души – мы становимся вот это семя, которое лежит на камне или на столе, в сухости лежит, некуда корень пустить, некуда плод дать сторичный!

Жизнь наша… Бог дает. Бог дает. Мы думаем: «Да, вот Бог дал там зарплату хорошую. Вот, Бог дал нам там благополучие. Вот Бог дал исцеление болезней». Но самое главное что Бог дает? Ближнего дает, родные! Ближнего дает! Почему сейчас так много одиночества? Почему сейчас сдают детей в детские дома? Почему сейчас от детей отказываются? Почему сейчас столько сирот на земле? Потому что некогда! Ведь не только священник прошел! Прошел тот, который идет водку пить! Прошел тот, который идет друзьям рассказывать, какой он смелый, какой он хороший! Прошла блудница, которая идет на блуд! Прошел депутат, которому сейчас выборы важнее всего! Все мы проходим, проходим, а оно одиночество везде! Проходим-проходим, а потом что? Итог жизни! Сами одинокими становимся… Сами говорим… А как же нам скажут тогда? Зовем детей своих, зовем друзей своих: «А когда, где ты был? Я тебя звал, где ты был?»…

Жизнь идет. Бог посылает. Это самое большое богатство, когда мама рядом, и маме можно помочь, подержать за руку, покормить с ложечки! Она, казалось бы, как ребенок. А вот, как и ребенок… Вот так и надо, как ребенок. Не бросать! А любовью согреть! Любовью согреть. Оттопить сердце. Жизнью разбитое сердце.

Почему наши дети вырастают, и кидают нам самое страшное? Когда 18, 17 лет наступает: «Кто ты мне такой! Что хочу, то и делаю, я уже взрослый» И идет этот ребенок в ту темноту! В страшную темноту идет! Идет и думает, что для него самое лучшее – это друзья, которые коноплю предлагают, которые предлагают водку, которые блуд предлагают, которые учат грязным словам! Где отец? Где мать? Где авторитет родителей? Почему не бьется сердце, что: «Нет, я не могу обидеть папу! Я не могу обидеть бабушку. Бабушка будет плакать, если я сейчас уйду в ту темноту!» Потому что папа и мама в свое время в телевизор смотрели, в свое время по телефону с подругой разговаривали, в свое время друг с другом ругались, поучали, показывали, какие мудрые! А дитё стояло и смотрела на всё, что происходит, на это бесчинство, которое происходит: отец над матерью превозносится, мать над отцом, и уже не видят, что оно рядышком маленькое, светлое, чистое стоит и думает: «Папа, мама, да вы мне оба дороги! Не ссорьтесь, не надо обижать друг друга!» Видели ли там мы тогда этого ближнего? Этого малого! Видели ли тогда эти глаза! Видели ли это воробьиное сердечко, это маленькое, которое билось вот так, из грудной клеточки вырывалось пока мы ругались!? Каждый день Бог нам посылает ближнего. Каждый день Бог посылает человека, которому надо возлить масло, к которому надо проявить милосердие, которого надо согреть, войти в дом, внести, которого надо услышать!

А мы постигаем, сколько всего, как? Сейчас мы все рассуждаем, будет ли конец света? Сообщили нам через интернет. А давайте сравним время! Сейчас время тяжелое, да: трудная работа, зарплаты маленькие, много непорядка, много бесчинства в мире, много безобразия! А разве в 1942 году было больше порядка? А разве в 1942 году было лучше? Когда под Сталинградом 2 миллиона человек с обеих сторон убили! За полгода два миллиона вот так ушло! Залились кровью! Там земля вся пропитанная кровью! Когда столько было пленных, что ни одна ни другая сторона, не могла… их просто в поле бросали и люди с голоду умирали! Некуда было этих пленных девать. Когда хоронить некогда было. Когда похоронки выписывали быстрей-быстрей, нет человека и выписали! Когда бомбы валились и когда Ленинград умирал от голода, почему люди не говорили: «Конец света»? Почему люди не слушали ерунду всякую? Почему люди к победе стремились? К победе над грехом, к победе над нацизмом, к победе над ненавистью! Люди стремились, люди жили победой, люди молились. Люди не верили в похоронки, люди ждали! Потому что сердце было, милосердие было. Потому что, да, она шла стирала портянки грязные, гноем наполненные, потому что больше бинтов не было, больше портянок этих не было. Она эти бинты страшные, гнойные стирала, чтобы опять солдатам дать. Она шла – чан огромный капусты – она ревматизм зарабатывала, на фронт капусту квасила! Каждый человек делал: кто у станка делал, кто в партизанском отряде – все защищали друг друга! Все друг друга защищали – а значит, Родину защищали! И не до мыслей было глупых! Не до интернета было! Люди верили, верили в победу, в торжество добра, победы над злом. Верили, что придет мир. И мир станет этот гораздо лучше, чем во время войны или до войны! Он станет светлым!

Во что мы мир превратили? Когда уже верим во всякую басню бабскую. Как это - библейское выражение – негодным же бабьим басням не верьте! Это в посланиях апостола Павла сказано. А мы верим в эти бабьи басни! В эту ерунду верим, слушаем! Почему? Потому что не привыкли жить друг для друга. Когда живешь для другого, когда ты живешь для матери, для детей живешь, когда живешь для семьи своей, для страны своей – некогда, времени нет, нет времени размышлять, когда конец света. Есть одно время – мне надо сделать сегодня: книжечку открываю и дедушка пишет «1;2;3;…12;…15;16;» Это старик на день расписывает, что ему надо сделать: «Хлеб пойти…», «в САБЕЗ пойти», «лекарство купить», «проведать друга». Он записывает, но он и… у него времени нет, что 21 декабря будет конец света. Нет на это времени – он живет! И поэтому никакого конца света не будет – ему Бог даст время! Время исполнить всё, что он наметил! Каждому даст Бог время, если в нас еще теплится любовь. Если в наших сердцах еще любовь – знайте, никакие лжепророчества не сбудутся, это лжепророчества! А Бог будет давать нам время заботится друг о друге, переживать друг о друге! Вслушайтесь в слова «переживать», то есть жить жизнью другого! «Милосердствовать» - сердце свое милостивым делать! «Сострадать» - это страдание другого и свои соединить. «Соболезновать» - это боль другого взять на себя. Вслушаемся просто. Если уже Евангелие не так важно, вслушаемся в язык наш, в слова, которые мы говорили, а оно ж не с пустого взялось! Это ж наши предки – деды, прадеды, прапрадеды эти слова давали миру, и они вошли в нашу жизнь!

Будем милосердствовать, родные, будем жить милостью сердца! Будем помнить, что мы живем до тех пор, пока мы нужны. Нужны вот впадшему в разбойники, нужны одинокому, нужны малому, нужны старому, нужны больному. Нужны просто человеку, который смотрит и просит: «Постой, остановись, выслушай!» Просто выслушай! Просто пойми. Просто посочувствуй. Просто помилосердствуй.

Какая самая большая радость в жизни? Когда наиболее хорошо? Когда пьяная голова? Так, на утро ж будет похмелье, будет болеть голова. Когда нам хорошо? Родные мои, когда в сердце тепло, когда мы сделали доброе, когда мы сделали милосердное, доброе сделали. Когда помогли, когда поделились, от себя оторвали – вот в этот момент у нас вот здесь тепло в душе. У каждого. Ну вспомним же это время! Да не бывает же человека абсолютно ледяного! Абсолютно холодного. У нас же у всех этот период был, у нас же у каждого вот это времечко было – вот этот миг жизни, тепло на душе, мы сделали в Бога, мы сделали для ближнего. Мы милосердные – значит, мы живые! Пускай это умножается на земле нашей. Не будем жалеть себя. Не будем думать о себе. А будем просто жить. Аминь.

Вот переведите на английский или на китайский слово «милосердие». Не получится. Оно только в нашем языке есть. Если нам Бог дал такую благодать, если народ наш всегда жил милосердием – нельзя нам его терять. Нельзя, родные! Будем милосердны, как и Отец наш Милосерд. И будем все детьми Божьими. Сохрани вас всех Господь! Мира, добра, Божьей милости вам.

И еще, родные, 28 числа начинается Рождественский пост. Всё житейское в сторону, больше – Богу. И знайте, что пост – это не только не кушать мясо и молочное, и яичек не кушать, в этот пост рыбку можно. А пост – это и дела добра: приучать себя – это в больницу пойти проведать, и пойти к соседу, которому тяжело, трудно старичку, бабушке старенькой, пойти проведать, оказать милость свою. Потому что пост – это победа над собой, победа над своим «я». Войдем в пост смиренным сердцем, но и сердцем милосердным. Аминь

Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.
25.11. 2012г.

Комментарии отключены и скрыты

Интересные личности