- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 193
- |
- Видео 3283
- |
- Мероприятия 3
Почему мы должны прощать.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Как часто даем мы себе слово: «С завтрашнего дня уже все будет по-другому, с завтрашнего дня буду жить не так, как сегодня, не так, как вчера». Видим несовершенство свое, видим беды и несчастья свои, видим корень их в грехах и обещаем, говорим: «Буду жить по-новому, по-другому, совсем не так, буду жить так, как угодно Богу». Говорим, обещаем, берем на себя обязательства. И что? Продолжаем жить по-прежнему. Да, что-то уходит, что-то побеждаем, но многое остается. Остается и зависть, и мелочность, и ревность, и ложь проскочит, и осуждение. Ой, как бьет нас общество: судим и судим – да лучше ли от этого, лучше ли мы относимся друг к другу, ближе ли мы становимся к Богу от осуждений наших? Идет жизнь… Что же нужно сделать? Давая обещание, что стану лучше, что стану ближе к Богу, нужно принести Богу истинное покаяние, истинное видение всех своих грехов. Примириться с Богом через признание Его Святой воли, которая превыше всего, и прощение своих ближних и дальних, и испрошения прощения у Бога. Ведь в Церкви звучит главное: «Господи, помилуй! Господи, прости!». Смотрите первое слово «Господи», а второе – «помилуй, прости». Часто мы говорим себе: «Буду больше молиться, больше обращаться к Богу и Его Святую Волю слышать в ответ на молитву мою». Просим мы, чтобы поправились ближние наши, чтобы Бог дал им здоровья, и часто говорим себе: «Неужели Бог не слышит?». А вдумаемся иногда, когда нам кажется, что не доходит молитва к Богу… Ведь просим мы одно, а делаем совершенно другое.
Откуда к нам пришла молитва «Отче наш»? Знают ее все христиане без исключения, знают и те, кто только приближаются к Церкви, слышали ее, знают ее те, кто еще далек от евангельской жизни. Но, зная и произнося ее, вдумываемся ли мы в то, о чем просим? Там есть такие слова: «…да будет воля Твоя…». Да торжествует она - Твоя воля! А на самом деле, мы ведь очень часто молимся: «Да будет воля моя». Не впрямую, конечно, говорим Богу: «Да будет воля моя». Но на деле получается так. Ведь сердцевина этой молитвы, один из основополагающих моментов этой молитвы (Святые Отцы называют эту молитву кратким Евангелием. Эта молитва – выражение всего Евангелия) слова: «… и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…». Ведь после молитвы «Отче наш» сразу же Господь Иисус Христос объясняет именно эти слова молитвы. Откроем 6 главу 14 стих Евангелия от Матфея. Заканчивается молитва «Отче наш» и звучат слова: «Если будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный простит вас. А если не будете прощать людям согрешений их, то не простит и вас Отец ваш Небесный». Посмотрите, Христос объясняет из всей молитвы «Отче наш» только эти слова «… и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…». То есть, «прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешившим против нас». Вдумаемся, если мы произносим молитву «Отче наш» не простив ближних, сохраняя вражду с ними, то мы молимся и просим Бога, чтобы Он не простил нас! Но если Бог нас не прощает, то жизнь наша становится адом. Без Божьего прощения мир бы уже не стоял на земле. Мы бы все погибли, если бы Бог нас не простил, если б Он, видя все множество согрешений наших, не сказал с Креста: «Прости им, ибо не ведают, что творят». Если бы не излил любовь Свою на нас, любовь Божию, не взошел бы за нас на Крест.
Господи! Как же любит нас Бог, ибо прощает нам все, ненавидя наш грех, прощает всех нас. И смотрите, какое единственное условие ставит нам Господь для того, чтобы Он мог нас простить: «Вы простите, просто простите, тогда Я прощу вас, Отец Небесный, Бог все простит вам». И будете жить в любви, а значит в прощении. Что значит прощение с любовью. Это значит, когда мы человека лично ставим выше его прегрешений. Просто человека, просто ближнего своего. Нет там любви, где мать, когда ее ребенку становится тяжело, отступает от него, отказывается от него. Нет там любви, когда муж бросает жену, когда все, что можно было из нее взять: красоту, нежность, ласку. Все с возрастом, с годами он возьмет. И уже мало у нее остается, кроме ее сердца, ее человечности, а он бросает, он уходит. Нет, и не было в нем любви.
Люди, прощение - залог нашей жизни вечной. Вхождение в жизнь вечную. Прощение - залог существования мира, условие существования мира.
Всмотримся в жития святых. Был в Киево-Печерской Лавре священник, пресвитер Тит. Много он молился, но как часто в жизни бывает, имеем мы врагов, имеем, не совершенны мы. И судим друг друга и иногда боли приносим друг другу, что там иногда, часто приносим боли друг другу. И вот в смертной болезни лежал он и попросил, чтобы к нему привели диакона Евагрия, который с ним долго враждовал, и пресвитер этот тоже с ним долго враждовал. Диакон не хотел к нему идти, но братия привела его насильно. И стал Тит со смертного одра просить прощения: «Прости меня, прости меня, прости меня, что я часто грешил против тебя. Осуждал и злобствовал против тебя». Что же ответил диакон?
- Не прощу, никогда не прощу. Вовек не прощу и в этой жизни не прощу, и в той жизни ни прощу.
И упал Евагрий замертво, а Тит получил исцеление. Так ведь у Бога. Вот это яркий пример, что Бог прощает, когда мы прощаем. Когда испрашиваем прощения. Важный, нужный нам пример.
Но что значит испросить прощения? Это значит простить по-настоящему. Всмотримся в нашу жизнь. Ведь мы, во всех случаях споров и вражды нашей, в семье ли, на работе ли, где ли, мы всегда склонны судить другого. И всю вину перекладывать именно на него, на другого, на ближнего своего. А в жизни ведь совсем по-другому. Виноваты оба. Виноваты все, кто враждует. Один может чуть-чуть в большей степени. Другой чуть-чуть в меньшей. Но виноваты всегда обе враждующие стороны. А диавол нам нашептывает: «Ты прав, ты прав и не проси прощения. Пускай он у тебя просит прощения». И зло множится в мире. Ты человек уже не понимаешь того, что другой просит прощения. Ты злорадствуешь, злобствуешь. Ты уже забываешь о своих грехах, о своих провинностях. Тебе надо только одно доказать - вину другого. Ты превозносишься и продолжаешь грешить. Значит стоишь на пути смерти. Значит стоишь на пути погибели. Грех разъедает душу твою, пачкает ее. Грязнит душу твою, и ты не видишь греха. Истинное прощение - это видение греха в себе, а не в ближнем. Когда ты видишь грех в ближнем, ты должен отделить самого человека от греха его, тогда ты сможешь помочь ему. Не тогда, когда кричишь ближнему: «ты бессовестный, ты плохой», а когда говоришь: «ты заблудился, ты не прав, подумай, покайся. И я виноват тоже в том, что ты заблудился и не прав…»
Вспомним притчу о блудном сыне. Как отец отнесся к своему сыну? Он увидел, что тот весь в грехах, промотав имение свое, но он бросился к сыну с любовью, к самому человеку с любовью. Не пытайтесь исправлять ближнего своего. Не пытайтесь исправлять мир, если в вас нет любви, если в вас нет прощения. Холодно, холодно от ваших дел и от ваших решений. Как часто бывает: «Прости, но ты ведь сам виноват». А разве это уже «прости» ?.. Куда важнее сказать: «Прости меня и я тебя прощаю, прости меня, Христа ради, прости». Куда важнее… И помните, чем мы больше носим обид, чем мы больше носим озлобленности, чем мы больше не прощаем, тем несчастнее мы сами.
Всмотримся в людей, которые не прощают. Они в итоге оказываются одиноки. Одиноки, сами по себе. Они ищут общения, находят его. Выливают грязь на тех, от кого отошли - на ближних своих, а потом видят плохое и в тех, кого нашли и от этих отходят. И опять грязь, осуждение и одиночество. Беда одиночества, холод одиночества. Человек доходит до злобы, озлобленности. А тот, кто умеет прощать, тот, кто ищет прощения, ищет любви, да ее ищет - любви...
Один человек приехал на ярмарку. Приехал и стояла его телега. Он ушел в сторону. Когда он подошел, сел, пытался поехать, то оказалось, что лошадь не может двинуть телегу с места. Он обернулся и посмотрел, что кто-то наложил в эту телегу огромных камней. Он с трудом разгрузил телегу. Доехал до дома и забыл об этом всем. Забыл. Христианин он добрый был. Простил, не стал проклинать, не стал желать зла. И вот двадцать лет спустя, поверьте, эта история-правда, двадцать лет спустя в его дверь постучались. Он открыл дверь и увидел четырех пожилых уже человека. И сказали они ему: «Ты помнишь, как двадцать лет назад твою телегу загрузил кто-то в шутку камнями, помнишь?». Он ответил: «И вы все эти двадцать лет носили вы в душе своей эти камни.» Да, обиды наши, грехи наши- есть камни, и кто не прощает, и кто не просит прощения, тот носит камни, которые давят нас в жизни. Все мы согрешили, все мы согрешили, не угождайте люди греху, а ищите правды Божией. Только правды Божией. А правда Божия в том, что мы должны примириться через прощение. Через то, что мы просим прощения и прощаем сами. Это великая истина. И как трудно, действительно, как трудно вот найти такого человека. Простить без обид, без сведения счетов, без злопамятства, просто простить и самому искренне, от всей души, видя свое несовершенство, видя свою греховность попросить: «Прости меня, прости меня, ближний мой, родной мой, любимый мой, дорогой мой человек, который рядом, который дан мне Богом». Родненькие, идет жизнь, мы все хотим быть лучше. Все хотим, чтоб наши молитвы доходили к Богу. Давайте же слушать Бога, который один может сделать нас лучше, который услышит наши молитвы, если мы будем молиться Ему искренне, с правдой, с тем условием, которое Он нам дает: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, то есть, и прости нам все наши согрешения, как и мы умеем прощать согрешившим против нас. Будем учиться прощать, потому что Бог нас прощает. Бог нас любит. Не будем думать, что мы выше Бога, а смиримся перед Его Святой волей, перед Его любовью и будем любить.
Аминь.
Запись телепрограммы "На перепутье" 1998-2006гг.
Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.
Популярное видео
-
08:18
Сила мысли, её значение (ч.7/9)
Лидия · 1598 просмотров -
1:04:09
Секретный фарватер 1 серия (1986) фильм
Валера Иньков · 1654 просмотра -
06:13
Владимир Соловьев о митингах 26. 03. 2017.
Максим Дроздов · 1079 просмотров
Комментарии отключены и скрыты