- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 400
- |
- Видео 4
- |
- Мероприятия 1
Сщмч. АНАТОЛИЙ ЖУРАКОВСКИЙ. Илия Фесвитянин. Окончание.
VII
Илия шел с Елисеем из Галгала. Это было на заре, но уже на предвечерней, закатной поре его служения. К концу склонялась жизнь, наполненная чудес и созерцаний.
И точно самый воздух был напоен какими‑то сладостными, несбыточными предчувствиями.
В вихре Господь восхотел вознести Илию на небо.
И как тогда к Хориву, так теперь к другому освященному Божественным касанием месту, к Вефилю, где струилась когда‑то с неба Божественная лестница Иакова, спешит Илия. И как тогда, в таинственный миг Богоявления наедине хочет быть Илия с чаемым чудом.
И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль.
Трепетным ожиданием насыщен, кажется, самый воздух. Но молчание предварит грядущую радость свершений… О каких‑то неведомых «сынах пророков» из Вефиля говорит Библия. Они тоже ждали, извещенные, быть может, каким‑то Божественным знамением.
И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею, и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите.
Из Вефиля к Иерихону идет Илия, и там опять вопрошают «сыны пророков». И опять молчание хранят врата тайны.
И в третий, последний раз хочет Илия отстранить Елисея, как бы боясь, что грядущее будет слишком, до нестерпимости, ярким для не окрепшей еще в пророчествованиях и не искусившейся в созерцаниях души юноши.
И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба.
И час чуда настал.
Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана.
И милотью рассек Илия иорданские струи и, как посуху, перешел с Елисеем по обнаженному дну.
И стояли они вдвоем на другом берегу в нарастающей буре ожидания.
И как последний и совершенный дар, как награду за неотступность в горнем устремлении обещает Илия Елисею даровать все, чего только он ни попросит, если только увидит последнюю тайну его восхождения.
И не малого просит Елисей: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне».
И обещает Илия.
И в странно трепетной беседе дальше идут двое.
Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и вознесся Илия в вихре на небо.
А Елисей, сразу ставший одиноким, к небу простер свои руки.
Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои, и разодрал их на две части.
Куда вознесся Илия? В чем тайна его восхождения? Конечно, восхождение это — не полная победа… Оно не предвосхищает, но лишь предваряет и предобразует то, что однажды совершил Единый Воскресший.
«В доме Отца Моего обителей много» (Ин.14:2). Тайна окружает нас отовсюду, и неисчислимое множество миров и сфер теснит и обволакивает то маленькое, что называем мы миром.
И грани, которые кажутся нам непоколебимо недвижными, первым и последним пределом не только воспринимаемого, но и действительного, для того, кто хоть раз воочию увидел Бога, разламывают они свои цепи и разрушают свой плен.
В горние, неведомые нам сферы, в неведомые планы бытия взят был Илия от земли.
Оставшиеся на земле думали еще о том, чтобы найти его труп. Им казалось, что как раньше не раз, так и теперь он будет перенесен в другое место. И если это последнее чудо пророка, то они обретут где‑нибудь в горных высях его мертвое тело.
Только Елисей один ведал, что нераскрываема для человеческих очей совершенная тайна чуда.
«Сыны пророков» вышли навстречу Елисею, «поклонились ему до земли и сказали ему: вот, есть у нас, рабов твоих, человек пятьдесят, люди сильные; пусть бы они пошли и поискали господина твоего; может быть, унес его Дух Господень, и поверг его на одной из гор, или на одной из долин. Он же сказал: не посылайте».
Но они приступали к нему долго, так что наскучили ему, и он сказал: пошлите. И послали пятьдесят человек, и искали три дня, и не нашли его. И возвратились к нему, между тем как он оставался в Иерихоне, и сказал им: не говорил ли я вам: «не ходите»?
Так в последней тайне, в огненном пылающем вихре — сплошное чудо жизни пророка.
И разве сам он не был пылающим пламенным чудом Божественного огня, в огне живущим и в огне чудотворящим?
Со страниц Божественной Книги, повествующей нам об Илии, смотрит на нас сама Вечность.
Илия Фесвитянин — вечный спутник человечества, близкий всем векам и народам. Его муки и его трагедии, таящиеся в простых, как складки его милоти, словах рассказа, эти неизменные прообразы тех неизбежных скорбей и мук, глубинам которых сопричащается всякий действительно взыскующий невидимого града.
И его чудеса не просто необычайные события далекого прошлого, это ступени восхождения для всех влекшихся к вратам Вечности, снопы света, брошенные оттуда в нашу жизнь, отброшенную от подлинной Горней Правды.
Его образ и его жизнь, кажущиеся нам такими необычайными и далекими своей необычайностью, становятся бесконечно близкими, нужными, отвечают на самые затаенные порывы нашего сердца, если только мы сами, через покров чуда, проникнем в их сокровенную глубину.
Образ Илии пророка в сердце Израиля запечатлен в веках.
И отдаленный от Илии столетиями другой учитель Израиля, Иисус, сын Сирахов, в своей книге «Премудрость» сложил ему гимн, свидетельствующий о потрясающей силе впечатления, произведенного его явлением на Израиля и на мир.
«И восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник.
Он навел на их голод, и ревностью своею умалил число их;
словом Господним он заключил небо, и три раза низводил огонь.
Как прославился ты, Илия, чудесами твоими, и кто может сравниться с тобою во славе!
Ты воздвиг мертвого от смерти и из ада словом Всевышнего;
ты низводил в погибель царей и знатных с ложа их;
ты слышал на Синае обличение на них и на Хориве суды мщения;
ты помазал царей на воздаяние и пророков — в преемники себе;
ты восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями;
ты предназначен был на обличения в свои времена,
чтобы утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость,
обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова.
Блаженны видевшие тебя и украшенные любовью, — ибо мы жизнью поживем.
(Сир.49:1–11)
На фотографии - лагерный портрет о.Анатолия. Ему довелось пережить свое вознесение к Богу 3 декабря 1937 года в 1 час 15 минут...
Все слова ложатся на сердце и в душу!
Удивительный человек отец Анатолий! Спасибо!
Все слова ложатся на сердце и в душу!
татьяна, А кто же эти тайны объяснять будет? Как люди во времена Ильи не понимали что происходит, так и сейчас не понимают.