Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2)

Мы говорим: «Какой негодяй!» — а у самих азарт в глазах!

Мы говорим: «Какой негодяй!» — а у самих азарт в глазах!
09 сентября 2014 г.
Беседа со священником Сергием Кругловым

«Выплеск эмоций», или Как поставить заслон злу?
Семь фактов о злословии
Школа злословия: о грехе осуждения
Школа злословия, или об одном незаметном грехе.
Греховная опухоль или разновидность нелюбви
– Отец Сергий, как победить злословие? Что это такое? Злословие и осуждение – это одно?

– Злословие – это часть осуждения, та часть, которая выражается в речи, языком. Вообще, когда мы говорим о страстях, о грехах, я всегда думаю вот о чем: часто, когда люди приходят каяться, постоянным рефреном идет следующее: «Что же мне делать, одно и то же каждый раз, я никак не могу победить грех, он такой навязчивый».

Священник Сергий Круглов
К сожалению, наше время очень технологично, мы все любим рецепты, формулы: как выучить английский за три дня, как избавиться от болячки за неделю, хотим, чтобы это произошло как можно проще и быстрее. Вот и в церковь люди тоже часто приходят за технологиями: «Скажите, как победить грех, я буду делать то-то и то-то, и желательно, чтобы это случилось уже послезавтра».

Как мы относимся к жизни, как общество потребления относится к жизни, так же очень многие люди, приходя с улицы в храм, относятся к духовным вопросам.

А тут нужно другое – нужно немного остановиться, утихомирить бешеный ритм жизни, который внутри нас, и просто посмотреть на вещи как они есть, сказать: «Господи, открой мне истинную картину мира, истинную картину меня самого, помоги понять, что происходит со мной». Если человек действительно искренне и честно этого хочет, не боится видеть себя самого, то Господь откроет ему просимое.

Любой грех – не создан, он, как говорили святые отцы, «ничто, которое ничтожит». Богом созданы хорошие вещи, а сатана – родоначальник греха и враг рода человеческого – не творец, он ничего хорошего сделать не может, но берет хорошую вещь и ее портит. Любая греховная страсть – это какое-то испорченное добро, грех паразитирует на чем-то хорошем. Простой пример: одно дело вино, которое веселит сердце человека, а другое — пьянство. Именно поэтому так трудно бывает избавиться от греха, он врастает в человека.

Работа человека и работа Божия над грехом сходны с тем, что делает хирург, когда удаляет раковую опухоль: опухоль надо удалить, но самого-то человека оставить в живых, здоровые ткани надо оставить нетронутыми. Вот и грех осуждения тоже паразитирует на хорошей вещи: на том, что человеку от Бога дано врожденное чувство нелюбви ко злу, врожденное чувство правды. Это чувство правды очень важно, то, что должно быть в человеке, что мы очень приблизительно называем нравственным ориентиром.

Этот ориентир позволяет человеку чувствовать, где происходят вещи хорошие, Божьи, а где неправильные, греховные, опасные – интуиция подсказывает. Извращение этого ориентира грехом превращает его в оружие, в дубину против ближнего – когда мы видим грех, неправду в человеке и за это начинаем человека отсекать от себя, выбрасывать из своей жизни, ставить на нем клеймо и т. д. В результате мы очень хорошо навыкли видеть грехи других людей и совершенно не видим самих себя.

Любой грех – это разновидность нелюбви, и осуждение – одно из ярких проявлений такой нелюбви. Любовь – это связь, а осуждение – попытка отторгнуть, поставить предел, заслон между мной и человеком. Это возврат в то одиночество, в которое замыкает человека гордыня, и враг этому очень радуется. Когда человек выходит из себя навстречу человеку, навстречу Богу, – мы знаем из заповедей, что любить человека и любить Бога это процесс неделимый, – тогда у человека есть шанс не только спастись, но и жить дальше. Конечно, враг рода человеческого не хочет нашего спасения и культивирует в нас осуждение, способов для этого очень много, тем более человек и сам в этом отношении очень талантливое существо…
Продолжение в комментарии

11 сентября 2014 в 21:11


О бревне в глазу и безответственности
– Один из видов злословия – сплетни. Но имеет ли значение, правдивы или нет распространяемые сплетником сведения? Если в разговоре я назвала кого-то, например, толстым – это грех? Но ведь это правда?


– Во-первых: как отличить сплетню от полезного разговора, ко...

Развернуть

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: