

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 968
- |
- Видео 36
- |
- Мероприятия 0
Икона Богородицы "Млекопитательница"
икона Богородицы «МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА»
25 января (12 января по старому стилю)
__________________________________________________
Описание иконы БогоМатери Млекопитательница:Млекопитательница (греч. — Галактотрафуса) — в иконографии — Богородица, изображённая кормящей грудью Младенца Иисуса.
Иногда Богородица изображается в короне и с ангелами.
Мафорий может быть синим или зеленым - как символ земного происхождения Богородицы.
Позади Девы Марии могут быть солнце и луна, изображения взрослого Иисуса или святых, в частности Николая Чудотворца, Иоанна Крестителя и др..
Нередко на иконах с этим сюжетом маленький Иисус держит рукой свою ножку.
На иконе Богородицы Млекопитательница изображена Пресвятая Дева, кормящая грудью Богомладенца. По устному преданию этот образ редкой иконографии первоначально находился в лавре Саввы Освященного, расположенной в 18 верстах от Иерусалима. Святой основатель единственной на Востоке лавры при своей кончине предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соимённый ему царственный паломник из Сербии, и что чудотворная икона Богородицы «Млекопитательница» будет дарована ему от лавры в благословение.
Предсказание святого Саввы, мирно скончавшегося в VI веке, исполнилось более чем через шесть веков. В XIII веке прибыл в Палестину святой Савва архиепископ Сербский – сын сербского государя. Памятуя о завещании святого Саввы Освященного, монахи лавры передали ему икону Богородицы «Млекопитательница», а также подарили от себя ещё одну икону Божьей Матери – «ТРОЕРУЧИЦУ».
Возвращаясь из Палестины в Сербию, святой Савва посетил на горе Афон основанный им Хилендарский монастырь. Этому монастырю он и передал в собственность икону Божией Матери «Млекопитательница», где образ находится и поныне. Замечательно, что икона Пресвятой Богородицы была поставлена святым Саввою в иконостасе не по левую сторону царских врат, как принято, а по правую, где обыкновенно ставится икона Спасителя. Образ же Господа Вседержителя он поместил по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери.
На иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» изображены солнце и луна с соответствующими надписями. Образ иногда встречается в зеркальном изображении и с другой символикой. Существует несколько чудотворных списков, о каждом из которых сохранились письменные и устные предания. Так, в России прославился образ, обретенный в 1650 году в селе Крестогорск недалеко от Минска.25 января Православный мир чествует икону Божией Матери «Млекопитательница». Новорожденный малыш нуждается в материнском молоке, поскольку в нем пища и здоровье, нуждается в ласке и утешении. Как и всякая мать, Пресвятая Богородица кормила молоком своим Иисуса Христа. Потому к Ней мы молимся, чтобы росли наши дети здоровыми, жизнью своей Бога славили, чтобы радовались, глядя на них, их питательницы.
А между тем, образ, который слывет покровительницей кормящих матерей, появился и прославился в мужском монастыре, оплоте строгости и целомудрия. Икона Божией Матери «Млекопитательница», прославилась не у малых детишек, а у строгих афонских монахов. И вскормила она их не молоком, а мудростью духовной и разумением книг Божественных.
История этой иконы уходит в глубину веков, в то время, когда появились первые монашеские обители и первая Лавра на Востоке — Лавра Саввы Освященного. Именно там хранился этот святой образ и отдан был по пророческому завещанию Саввы Освященного своему царственному тезоимениннику Савве Сербскому вместе с иконой «Троеручица».
Икона Богоматери, именуемая «Млекопитательница», в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хиландарскому монастырю. Устное предание, до сих пор сохраняющееся в этой обители, говорит, что первоначально эта икона находилась в лавре преподобного Саввы Освященного, которая расположена в восемнадцати верстах от Иерусалима.В середине XIX в. прославился еще один список «Млекопитательницы», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой. В Харькове от нее было явлено первое чудо — у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве…
С Ильинским же скитом связывают происхождение известных икон Божией Матери «Млекопитательница», находящихся в Москве и Одессе. Настоятель скита Гавриил, причисленный ныне к лику святых, преподнес в 1894 г. список «Млекопитательницы» афонской работы «в дар и благословение в храм Богоявления, что на Елоховом поле» в память о двухмесячном пребывания «в оном храме» чудотворного образа из Ильинского скита.
В 1894–1896 гг. архимандрит Гавриил возвел на Ильинском подворье в Одессе великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле. Главный престол в нем был освящен во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». В храме помимо других святынь была помещена и привезенная с Афона икона Божией Матери «Млекопитательница». Сегодня она находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре.
На рамке ее укреплены редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы. В построенном архимандритом Гавриилом Свято-Ильинском соборе пребывает теперь другой, более поздний список иконы «Млекопитательница». В недавние времена была обретена и аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» с надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила Афонского…
На отдельных списках иконы «Млекопитательница» могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: «Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!».
К иконе Божией Матери «Млекопитательница» обычно обращаются за помощью кормящие матери. Считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей...


Икона Божией Матери «Млекопитательница» появилась внутри Церкви, или это калька с языческих статуй? Размышляет Ольга Шульчева-Джарман.
Икона Богородицы "Млекопитательница"
Христиан порой упрекают в том, что они утратили чистоту ранних веков, допустили в Церковь изображения, похожие на те, которым...
Развернуть
Икона Божией Матери «Млекопитательница» появилась внутри Церкви, или это калька с языческих статуй? Размышляет Ольга Шульчева-Джарман.
Икона Богородицы "Млекопитательница"
Христиан порой упрекают в том, что они утратили чистоту ранних веков, допустили в Церковь изображения, похожие на те, которым как идолам поклонялись язычники. Особенно это касается почитания изображений Богоматери. «Древние египтяне тоже поклонялись матери-Исиде, более того, они делали ее изображения с младенцем Гором на руках!» — говорят такие люди. — «Есть даже такие изображения, на которых Исида кормит Гора грудью!»
Что ж, образ материнской любви, отображенной в статуе Исиды, не чужд всякому человеку. Но если продолжать разговор о том, является ли икона Богоматери, питающей Христа Младенца, просто поздней копией языческой статуи, то мы должны поставить вопрос — а что, собственно, означает кормление грудью?
В наше время это символ единения матери и дитяти, символ великой материнской радости. Да, этот смысл читается и в иконе — действительно, кто ближе всех к Богу, как Его Мать, кто одновременно ближе к Нему, как к беззащитному Младенцу, нуждающемуся в Её молоке?
Но в античности молоко воспринималось иначе, чем в наше время. Античные врачи считали, что молоко образуется из крови и лишь слегка видоизменяется в груди. Собственно, подобный взгляд восходил к Аристотелю. Молоко — это кровь, измененная («сваренная») так, что младенец может ею питаться. Итак, младенец, питаясь молоком, питается кровью матери.
Великий античный врач, которого часто называют «первым педиатром Вечного города», Соран, считал, что ребенок должен питаться лишь молоком матери, которая обладает всеми теми качествами, которые отсутствуют у самой лучшей кормилицы.
Опираясь на эти философские и научные воззрения своей эпохи, св. Климент Александрийский писал:
«Что молоко через превращение образуется из крови, это теперь, следовательно, ясно… Кровь и молоко, друг другу по субстанции равные, следовательно, суть символ страданий и учения Господа. Мы, Его чада, можем, следовательно, хвалиться Господом и говорить: Горжусь я тем, что происхожу от отца славного и крови таковой же.(…) И какое родственное отношение существует между Логосом и крещением, такое же отношение существует и между молоком и водой. Потому что изо всех жидкостей оно переносит смешение лишь с водой, вследствие чего оно становится чище, подобно тому, как крещение служит очищению от грехов».
Итак, христиане вскормлены млеком Церкви, или, что то же самое — Кровью Христовой. Ибо Человек Иисус Христос пришел на землю от Матери Своей, Приснодевы Марии, и питался от Её девственных сосцов. Он воплотился «от чистых кровей Девы» и питался Её молоком, происходящим из крови, для того, чтобы возрасти и отдать Себя в пищу верным…
Тема причастия Христу через таинственное млеко появляется в писаниях преподобного Симеона Нового Богослова:
«Мы уже составили тело возраста духовного о Христе Иисусе. Теперь следует нам восходить до головы, чтоб представить тело духовное в его полноте и всецелости. Итак, что есть в теле духовного возраста о Христе грудь, спина, плечи, мышцы, руки, шея? — Под грудью его разумей благоутробие, в котором есть сосцы человеколюбия, источающие и богатно дающие млеко милостыни сиротам, вдовицам и всем другим нуждающимся, как говорит Апостол: облецытеся… во утробы щедрот. Но откуда набирается сие млеко в сосцы и как приготовляется, сие оставляю изыскать вам самим».
Действительно, Христос, питающий чад Своих, сравнивался часто с пеликаном, птицей, которая, по мнению людей, вскармливала своих птенцов своею плотью.
Оплакивание Христа. 1194 г., церковь св. Пантелеимона в Нерези
На византийских иконах имеется подчеркивание этой темы в виде выделения персей Спасителя — это не только «мышца крепкая» Бога Израилева, но и «сосцы человеколюбия». Икона «Положение во гроб» открывает тайну Животворящей смерти Христовой, которой мы причащается в Божественной Евхаристии…
Преподобный Симеон Новый Богослов писал о тайне Богообщения в Святом Причащении телу и крови Христовых:
Распятие
Та неизреченная рука (Божия) настигла (меня) —
(…)Изливая свет, она виделась мне невещественно,
Непрестанно и невечерне.
Она простирала мне как бы сосец
И сосать молоко нетления
Обильно давала мне, как сыну Божию.
О сладость, о неизреченное наслаждение!
Она и чашею Божественного Духа
И безсмертного потока сделалась для меня,
От которой причастившись, я насытился тою пищею
Небесной, которою одни Ангелы
Питаются и сохраняются нетленными…
Действительно, здесь мы видим, что речь идёт о настолько высоких предметах, что было бы почти кощунственным отстраненно изучать тот внутренний опыт преподобного Симеона — самим живя вне аскезы и почти вне молитвы.
На одной из икон «Млекопитательницы» Христос словно повторяет контуры человеческого сердца. Богоматерь, чья молитвы совершенна, знает, что подразумевали исихасты под «схождением ума в сердце». Сердце Церкви, таинственная Её глубина — Сам Христос Богочеловек. Она взирает на Того, Кто грядет «заклатися и датися в снедь верным», Она созерцает тайну Его умаления, Его кенозиса…
«Ибо Ты не весь видишься мне, хотя и весь являешься мне. Будучи весь неуловим, Ты желаешь и бываешь для меня уловимым; будучи невместим во вселенной, Ты поистине делаешься как бы малым в руках моих, и вращаемый в устах моих, видишься сверкающим, как световидный сосец и сладость, о чудное таинство! Так и ныне дай мне Себя, чтобы я насытился Тебя, чтобы поцеловал и облобызал Твою неизреченную славу, свет Лица Твоего, и наполнился (их) и преподал тогда и всем прочим, и преставившись, пришел к Тебе весь прославленный. Сделавшись от света Твоего и сам светом, я (таковым) предстану Тебе, и тогда избавлюсь от этих многих зол и освобожусь от страха, так чтобы опять уже не изменяться», — молился преподобный Симеон.
Другая икона Богоматери, на которой Она, без Младенца на руках, склоняется над постелью умирающего, чтобы исцелить его, носит название «Целительница». Написание этого, достаточно позднего образа (около XVIII в.) , связан с реальным видением тяжело больному человеку — Богоматерь напоила Его Своим молоком.
Какое ещё может быть вещество в Церкви, вкушаемое и творящее чудо, как не Кровь Христа? И именно этот образ Причастия запечатлен в рассказе чудесно исцеленного Викентия Бульвиненского.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» приводит замечательное сравнение питания молоком матери и Таинства Причастия:
«Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь? Кто дал тебе в пищу плоть, созданных Им животных, Тот дал, наконец, в пищу и питание и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух ей, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь.
Или, как прежде в младенчестве ты питался матерью и жил ею, её молоком, так и теперь, выросши и ставши греховным человеком, ты питаешься Кровью своего Жизнодавца, дабы чрез то был жив и возрастал духовно в человека Божия, святого; короче: чтобы как тогда ты был сыном матери, так теперь был бы чадом Божиим, воспитанным, вскормленным Его Плотию И кровию, паче же Духом Его — Плоть и Кровь Его дух суть и живот суть, — и соделался наследником Царства Небесного, для которого ты и сотворен, для которого и живешь».
Мадонна делла Катена. Средневековые иконы Рима и Лацио - Млекопитательница
Таинственное общение Матери и Младенца превышает привычные нам отношения кормящей матери и ее малыша. Они вмещаю в себя и это, но и гораздо большее. Ибо Младенец у груди Марии — Бог, ставший настолько малым, что нуждается в молоке.
Свернуть