Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Редкие и необычные иконы

1 апреля - день иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОГИЛЕВО-БРАТСКАЯ

В Трехсвятительском Кафедральном соборе города Могилева находится чудотворная икона Пресвятой-Богородицы под названием «Могилево-Братская».

Икона впервые прославилась в 1655 году во время войны царя Алексея Михайловича с Речью Посполитой. Когда Могилев уже был в «добровольном подданстве у русских», к городу подошел князь Радзивилл с польскими войсками и несколько недель прилагал всевозможные усилия, чтобы вновь присоединить город к Польше. Сначала он пытался склонить горожан к сдаче «прелестными письмами», но, не имея в этом успеха, стал осаждать город «приступами, подкопами, огненных ядер напущением и иными многочисленными своими вымыслы».

Жители, укрывавшиеся внутри валовых ограждений, усердно молились Богу об избавлении от окружающей беды. В числе молившихся жителей была вдова пекаря, старушка. Она постоянно молилась у себя дома перед иконой Пресвятой Богородицы. 19 марта она увидела слезы, вытекающие из очей Божией Матери. Как раз в это время князь Радзивилл поджег сложенный в земляном подкопе порох, но взорвавшаяся земля упала на самих осаждавших и убила многих людей, не причинив ни городу, ни его жителям никакого вреда. После такой неудачи, а к тому же получив сведения о направлении к Могилеву казака Коробки с московским войском, Радзивилл, разграбив и сжегши все могилевские предместья, 2 мая снял осаду и отступил от города. Жители признали источавшую слезы и спасшую могилевчан от верной гибели икону чудотворной и поместили ее в Братской Богоявленской церкви, а также назначили ей празднование 19 марта.

В 1702 г. мещане ходатайствовали перед польским королем о позволении построить на том месте, где была изба старушки-пекарки деревянную или каменную часовню. Как отмечает Ф. Жудро, в своей просьбе они писали, что «образ Божией Матери спас их от разорения во время войны с Москвой и до сего дня (т.е. до 1702 г.) не перестает проявляться в чудесах». Была построена деревянная часовня, которая простояла до 1809 г., когда была разобрана по причине ветхости.

Вскоре после события 1655 г. была составлена особая молитва Пресвятой Богородицы ради этой иконы, а также было установлено несколько крестных ходов.

Через полстолетия, в 1708 году, Пресвятая Богородица через свою икону снова спасла город от неминуемой гибели. Во время шведской войны, когда в городе пребывал царь Петр I вместе с войсками, князь Меншиков часто подумывал о том, как бы отомстить городу «за побиение москвитян» в 1661 г. и каким бы образом склонить царя на то, чтобы перебить всех жителей Могилева. Когда он на балу высказал свое намерение Шереметеву, старому кавалеру, и другим чиновникам, то Шереметев сказал: «Александр Данилович! Полно говорить; на то су была война, можно разуметь, полна-ста, и наши были виноваты; смотри нынче: не много ли в Польше наших побито, да будет ли мститца? Да во всем Божие изволение; плюнь на это. Посмотри, нынче город Могилев нас самих и солдат драгун и офицеров царским хлебом и солью кормит, а беды нам не творит, а от них благодарны, нехай себе здравствуют». Таким образом, о намерениях Меньшикова отозвались и остальные офицеры.

Квартируя в замке, князь Меншиков часто ходил молиться в братскую церковь. Однажды он, стоя перед чудотворным образом, размышлял, каким бы образом отомстить могилевчанам. Вдруг он внезапно упал перед образом «якобы обомлел». После этого случая князь перестал ходить в братскую церковь, а начал ходить в Спасскую. Таким образом, покровительством Пресвятой Богородицы, за злым намерением Меншикова не последовало никакого действия.

В 1910 г. загорелось предместье Лупово, огонь перекинулся в город и стал представлял угрозу Воскресенской церкви и Братскому монастырю. Отчаявшиеся горожане со слезами понесли на горевшие улицы Могилево-Братскую икону Пресвятой Богородицы. «И вдруг, как бы невидимой силой гонимый, ветер от города повернул обратно. Опасность миновала и торжественный благовест с колокольни Воскресенской церкви возвестил жителям города о новом чуде Царицы Небесной».

Великое усердие жителей града Могилева к прославленному чудесами образу Божией Матери не прекращалось никогда. Даже в трудные для Церкви Христовой времена могилевчане помнили о своей святыне и сохраняли ее. Правда, местный историк Н.С. Борисенко полагает, что первообраз утрачен в годы Великой Отечественной войны, а сохранились только копии. Мнение это не подтверждено серьезными аргументами и не может быть достоверным, так как специальные исследования на этот счет не проводились. Но даже если допустить, что образ в Трехсвятительском соборе – это копия, то, все равно, очень древняя и, что самое для нас важное, прославленная чудесами».

В «Списке разграбленных немецкими оккупантами культурно-исторических ценностей, хранившихся в Могилевского государственного исторического музее до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» под номером 28 указана «Икона Братская Богородица. Начало XVIII в.».

С 1960 г. Могилево-Братская икона, либо ее список, находилась в единственном храме города – Борисо-Глебском соборе. После возрождения в 1989 году Могилевской кафедры и назначения на нее Высокопреосвященнейшего архиепископа Максима (Крохи) образ был помещен в возвращенном Трехсвятительском соборе. Также была составлена служба Божией Матери в честь Могилево-Братской иконы. В начале XXI ст. настоятель собора протоиерей Геннадий Пацевич потрудился в деле воссоздания оклада к чудотворному образу. Бывший на иконе еще в XIX в. оклад был утрачен, очевидно, в 1920-е гг. в связи с большевистской кампанией изъятия церковных ценностей».

В настоящее время Могилево-Братская икона находится в Трехсвятительском Кафедральном соборе города Могилева. Празднование в честь нее совершается 19 марта (ст. ст.) / 1 апреля (н. ст.). Почитаемые списки Могилево-Братской иконы находятся в Свято-Борисоглебском храме и Свято-Никольском женском монастыре.

Ближайшая подруга Императрицы Александры Феодоровны, бывавшая в Ставке, позднее писала в своих мемуа­рах: «Среди неправды, интриг и злобы было, однако, и в Могилеве одно светлое местечко, куда я приносила свою больную душу и слезы. То был Братский монастырь. За вы­сокой каменной стеной на главной улице — одинокий бед­ный храм, где два-три монаха справляли службу, проводя жизнь в нищете и лишениях. Там находилась чудотвор­ная икона Могилевской Божией Матери, благой лик Ко­торой сиял в полумраке бедного каменного храма. Я каж­дый день урывала минутку, чтобы съездить приложиться к иконе. Услышав об иконе, Государыня также ездила раза два в монастырь. Был и Государь, но в нашем отсутствии. В одну из самых тяжелых минут душевной муки, когда мне казалась близка неминуемая катастрофа, помню, я отвезла Божией Матери свои бриллиантовые серьги»

Речь идет о Могилевской Братской иконе Божией Мате­ри, находившейся в Богоявленском Братском монастыре в Могилеве — в описываемое время первоклассной мужской необщежительной обители, основанной в 1633 году. Мона­стырь неоднократно подвергался опустошительным пожа­рам (в 1664, 1708, 1748, 1810 и 1850 гг.). Перед революцией в обители было два каменных храма (летний Богоявленский, с приделами Сошествия Святаго Духа, Рождества Богоро­дицы и преп. Феодосия Печерского, и зимний во имя св. Иоанна Богослова с приделом свт. Николая Чудотворца). Под управлением архимандрита было 37 человек братии.
С чудотворной иконой, пребывавшей в Богоявленском соборе обители, было связано чудесное избавление Моги­лева от осады его литовским гетманом князем Радзивиллом. В монастыре совершалось два крестных хода: 19 мар­та (вокруг ограды) и в день Преполовения (с 1842 г.) — на Днепр. Возможно, один из этих крестных ходов был свя­зан с празднованием, установленным в честь чудотворного образа. К сожалению, сведения о нем нам так и не удалось обнаружить даже в самых подробных справочниках об ико­нах Божией Матери.
Между тем, как мы уже отмечали, посещение Государем монастыря и молитва Его перед Братской иконой связаны с особыми обстоятельствами, завершившимися чудесным явле­нием Державной иконы Божией Матери. Наряду с Братской и Державной иконами в приводимых далее нами выписках из Дневника Государя и переписки Царственных Мучеников речь пойдет о двух других чудотворных образах: «Знамении» Царскосельской и Владимирской чудотворной иконе, приве­зенной в Ставку из Москвы перед праздником Пресвятой Тро­ицы 28 мая 1916 г. по настоянию Императрицы Александры Феодоровны и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны.
6.9.1916(Императрица Государю из Царского Села): «Ико­на в монастыре, куда Я часто ездила (Он [Г. Е. Распутин] знает этот монастырь, много лет тому назад во время своих странствований по России Он там молился), по Его словам, творит великие чудеса, и ей суждено спасти Россию. Пой­ди же туда как-нибудь, это так близко от дома — у Пречи­стой Девы такой дивный лик!»
28.9.1916 (Императрица Государю из Царского Села): «Здесь сейчас замечательный молодой, только что посвя­щенный епископ Мельхиседек, которого Питирим при­вез с Кавказа; — он теперь епископ Кронштадтский и т. д. Когда он служит, то церковь бывает битком набита — очень "возвышенный" — (это будущий митрополит); вообрази, он долго был настоятелем Братского монастыря в Могиле­ве и боготворит и страшно чтит тамошний чудотворный об­раз Богоматери, который Мы с Тобой постоянно посещаем. Прошу Тебя, Милый, поедем туда, возьми Меня и Бэби с Собой, Я беру с Собой лампадку, чтоб повесить ее перед об­разом, Я когда-то обещала это настоятелю. Мне в пятницу предстоит познакомиться с Мельх[иседеком] в ее [А. А. Вы­рубовой] доме, и Наш Друг будет там, — они говорят, что его беседа чудесна, она прекрасно действует, — он превос­ходно говорит и помогает душе на время подняться над зем­ными печалями, но Я хочу, чтоб и Ты был здесь, чтоб пере­жить это вместе со Мной».
Из дневника Государя (12.10.1916): «В 2 '/2 заехали в Брат­ский монастырь, поклонились иконе Богородицы и поеха­ли к старой Ставке».
Из дневника Государя (13.10.1916): «Прогулка была в тех же местах как вчера».
Из дневника Государя (16.11.1916): «Поехали на вчераш­нее место, откуда Я пошел с Дочерьми и Мордвиновым к Днепру и мимо церкви наверх лесом назад».
Из дневника Государя (17.11.1916): «Днем поехали туда же».
4.12.1916(Императрица Государю из Царского Села): «...Сон Нашего Друга так знаменателен! Милый, помолись у иконы Могилевской Божьей Матери — Ты там обретешь мир и крепость. Загляни туда после чая, перед приемом, — возьми туда Бэби с Собой — там так покойно, и Вы можете там поставить свечи. Пусть народ видит, что Ты — Царь-христианин, — не смущайся, — такой пример принесет пользу другим».
9.12.1916 (Императрица Государю из Царского Села): «Наш Друг говорит, "что пришла смута, которая должна была быть в России во время или после войны, и если Наш (Ты) не взял бы места Ник[олая] Ник[иколаевича], то летел бы с Престола теперь " Будь бодр: крикуны угомонятся — только распусти Думу поскорее на возможно более долгий срок — верь Мне [...] Отправься к любимой иконе, наберись там решимости и силы. Постоянно помни о сновидении Нашего Друга. Оно несьма, весьма знаменательно для Тебя и всех Нас».
Из дневника Государя (9.12.1916): «Едучи с Алексеем к ста­рой Ставке, остановились и зашли приложиться к здешней чудотворной иконе Божией Матери».
10.12.1916 (Император Государыне из Могилева): «Вче­ра, катаясь в любимом лесу Алексея у старой Ставки, Мы вошли и минутку молились перед иконой Божьей Матери. Я доволен, что Мы это сделали, раз это было Твоим осо­бенным желанием».
12.12.1916 (Императрица Государю из Царского Села): «Я очень счастлива, что Ты съездил помолиться перед доро­гим образом, — там так покойно, — чувствуешь себя отре­шенным от всех треволнений в ту минуту, когда изливаешь свою душу и сердце в молитве, обращенной к Той, к Кото­рой столько людей приходит со всеми своими горестями».
Из дневника Государя (10.12.1916): «Снег шел целый день. [...] Прогулку сделал к арх[иерейскому] лесу. Сильно дул ве­тер, пока дошли до леса, снег залеплял глаза и правые уши. До обеда принял Трепова».
13.12.1916(Император Государыне из Могилева): «...Я одо­брил этот план [роспуска Думы 17 декабря], но взял с него [председателя Совета министров А. Ф. Трепова] торжествен­ное обещание держаться его и довести до конца. — Я нароч­но пошел помолиться перед иконой Божьей Матери до это­го разговора и после этого почувствовал успокоение».
Из дневника Государя (13.12.1916): «Прогулка была из­вестная к арх[иерейскому] лесу...»
Из дневника Государя (17.12.1916): «Прогулку сделали туда же в арх[иерейский] лес».
17.12.1916[‡] (Императрица Государю из Царского Села): «Сегодня днем более, чем когда-либо, буду думать о Тебе — да благословит Господь все Твои замыслы и планы! Наде­юсь, что Тебе удастся предварительно помолиться перед об­разом. Я заказала всенощную на дому».
13.2.1917— первое сновидение крестьянке Андриановой об иконе Божией Матери Державной в Коломенской Воз­несенской Церкви. В этот день в 1917 г. начался Великий пост. Накануне, 12 февраля, был праздник Иверской иконы Божией Матери — покровительницы России, чей Св. образ имеет особое эсхатологическое значение, будучи мистиче­ски связан с конечными судьбами Mipa.
22.2.1917(Императрица Государю из Царского Села): «Да хранят Тебя светлые ангелы. Христос да будет с Тобой, и Пречистая Дева да не оставит Тебя! Наш Друг [Г. Е. Распу­тин] поручил Нас Ее знамени. [...] Пожалуйста, съезди к об­разу Пречистой Девы, как только сможешь. Я так много мо­лилась за Тебя там».
25.2.1917 (Император Государыне из Могилева): «Сейчас в 2.30, перед тем, как отправиться на прогулку, Я загляну в монастырь и помолюсь за Тебя и за Них [Детей] Пречи­стой Деве».
25 февраля 1917 г. Государь записей в Свой дневник не про­изводил.
25.2.1917(Императрица Государю из Царского Села): «По­жалуйста, сходи на минуту к иконе Пречистой Девы и спо­койно помолись за Себя, чтоб прибавилось сил, за Наше большое и малое Семейство».
26.2.1917 (Императрица Государю из Царского Села): «Бог поможет — это, кажется, уже предел. Вера и упование! Так спокойно от сознания, что Ты был у этого дорогого образа».
26.2.1917 (Второе сновидение Евдокии Андриановой): Этот день был последним, когда законная власть контролирова­ла события; с этого же дня, по указу Государя, должна была прервать свои занятия Государственная дума (на следующий день она отказалась этому подчиниться).
26.2.1917 (Император Государыне из Могилева): «Я был вчера у образа Пречистой Девы и усердно молился за Тебя, Моя любовь, за милых Детей и за нашу страну, а также за Аню [Вырубову]. Скажи ей, что Я видел ее брошь, приколо­тую к иконе, и касался ее носом, когда прикладывался.
Вчера вечером был в церкви. Старуха, мать архиерея, благодарила за деньги, которые Мы пожертвовали. Сегодня утром [т. е. 26 февраля, в день второго сновидения Е. Андриано­вой! во время службы Я почувствовал мучительную боль в се­редине груди, продолжавшуюся '/4 часа. Я едва выстоял, и лоб Мой покрылся каплями пота. Я не понимаю, что это было, потому что сердцебиения у Меня не было, но потом оно по­явилось и прошло сразу, когда Я встал на колени перед [Вла­димирским чудотворным] образом Пречистой Девы».
2.3.1917 — обретение иконы Божией Матери, именуе­мой «Державная».
3.3.1917 (Императрица Государю из Царского Села): «У Нас был чудный молебен и акафист перед иконою Божией Матери [«Знамение» Царскосельской] [...] Поручила Их [Детей] и Тебя Ее святому попечению. Потом Ее пронесли через все комнаты [...] Все кругом черно, как ночь, но Бог над всем. Мы не знаем путей Его, ни того, как Он поможет, но Он услышит все молитвы».