- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 465
- |
- Видео 84
- |
- Мероприятия 1
Странный священник (первый рассказ из серии «Окна нашего двора: две весны спустя»)
Вера Васнецова вместе с мужем и детьми уже давно ходила по воскресеньям в храм. Участвовала в Таинствах. Посты соблюдала. Молилась, естественно… Впрочем, молилась она всю свою жизнь, было за что Бога благодарить: дом у нее — полная чаша! Но после того как подружилась со своей соседкой Любочкой, стала… Как бы это сказать? «Воцерковленной», вот как! С Любашей они и книги православные читали, и даже христианские фильмы смотрели, а потом взахлеб обсуждали. В общем, религиозная жизнь бурлила в полном смысле этого слова! Пока в один прекрасный день батюшка не назначил Вере епитимью.
— Ты каяться пришла или на жизнь жаловаться? — недовольно спросил старенький священник, сурово глядя исподлобья.
— Каяться, — смущенно пробормотала Вера.
Потом она судорожно принялась искать в кармане листочек, на который еще вчера аккуратным и разборчивым почерком выписала все свои грехи. Наконец, бумажка была извлечена, и Вера принялась тараторить:
— Осуждением согрешила, сплетнями, празднословием, нерадением в духовной жизни…
— Понятно, — резко оборвал ее батюшка, — как бороться с этим всем собираешься?
Васнецова покраснела. Что он вообще от нее хочет?! Она пришла к Богу! С покаянием! А он мало того что не дает обо всех грехах рассказать, так еще и непонятные вопросы задает! Вера мгновенно разозлилась. Что она, девчонка какая «зеленая»? Полжизни, вообще-то, за плечами. Трех детей с мужем на ноги подняли. А тут робеет, как школьница…
— Не знаю, как бороться, — гордо вскинула она голову и посмотрела на батюшку испепеляющим взглядом. Ну, по крайней мере, ей хотелось думать, что именно «испепеляющим».
— А я знаю, — чему-то обрадовался священник. — Епитимью хочешь?
Вера округлила глаза. Точно неправильный батюшка. Прежний был правильный. Обычный. А этот странный какой-то.
— Какую такую епитимью? — с любопытством спросила женщина.
— Это уж я сам решу, какую. Ты, главное, отвечай: хочешь или нет? Это же твое дело, бороться со страстями или нет.
— Ну, давайте, — неуверенно ответила Васнецова.
А как иначе? Все-таки священник. Не скажешь же ему: «Не хочу». Неудобно как-то… Да и выглядеть будет, будто она не хочет побеждать страсти.
— Хорошо. Тогда месяц телевизор не смотри. Фильмы по компьютеру тоже. Книги, кроме Священного Писания и Святых отцов, не читай.
И он накрыл ее голову епитрахилью.
— Батюшка, так я и не смотрю телевизор этот! — пробормотала Вера, отходя от аналоя. — И на дисках мы с Любой только православные фильмы смотрим…
— Даже очень-очень православные нельзя, — торжественно произнес странный священник, — месяц. Не забудь.
Вера спешила домой, чтобы скорее поделиться с соседкой тем, что с ней только что произошло. Но Любочки дома не оказалось, и тогда она пошла к себе. День пролетел, как обычно, в суматохе. Нужно было очень многое успеть по хозяйству. Наконец, она присела в кресло и блаженно закрыла глаза. Рука сама потянулась к книге, лежавшей на столике. Ну вот, хоть полчасика до прихода мужа можно отдохнуть… Стоп. «Епитимья!» — пронеслось в Вериной голове. Книга была художественная. Очень интересная! Самая что ни на есть православная! Но все-таки художественная… Вздохнув, она с раздражением убрала ее на полку. И что теперь делать? Внимательно изучив все, что у нее было из святоотеческой литературы, женщина решила: «Лучше просто полежу». Ну не настроена она была сейчас на такие серьезные вещи! Когда целый день работаешь, то хочется хотя бы несколько минут провести расслабившись! А чтение Святых отцов и Писания требует огромных усилий от человека! Вот же батюшка… Не знает, небось, каково это — оказаться лишенной даже такого маленького утешения, как хорошая книга!
На следующий день стало еще хуже. Была суббота. Любочка пригласила ее посмотреть одну очень интересную передачу. Выступал известный миссионер.
— Не могу, — нахмурившись, ответила соседка и рассказала про «странного» священника и его епитимью.
— Надо же, — протянула Люба, — ну, тогда не буду тебя искушать… Пойду одна глядеть.
А Вера тем временем маялась. Ничего, оказывается, ей теперь нельзя! Ходи по квартире, как неприкаянная, вместо того чтобы, как Любка, благочестивую передачу посмотреть!
На третий день она была вынуждена в перерывах между стиркой и уборкой квартиры взять в руки пылившуюся на полке книгу аввы Дорофея. Неинтересно, конечно, а что делать? Просто сидеть на стуле, бездумно уставившись в стену, было еще неинтереснее…
Через неделю на прикроватной тумбочке Веры появилась Библия. Новый Завет она, разумеется, и так читала. А вот Ветхий как-то стороной обходила. Что ж, по крайней мере, будет теперь хотя бы знать, что в нем написано…
Через четыре недели Любочка позвонила в дверь Васнецовых, держа в руках целую стопку дисков:
— Все, Верка! Отмучилась! Конец этой твоей странной епитимье! Гляди, сколько фильмов я уже посмотрела. Выбирай, какой тебе? Посмотри, а потом обсудим!
Но Вера только удивленно хлопала ресницами. Неужели месяц так быстро пролетел?..
— Любочка, — смутилась она, — не хочется мне что-то сегодня ничего глядеть…
Но, увидев расстройство соседки, воскликнула:
— Слушай, а ты читала «Невидимую брань» Никодима Святогорца? Там такая интересная тема поднимается! Пойдем ко мне, я тебе зачитаю!
На следующий день Любочка неловко переминалась с ноги на ногу, стоя в притворе храма. Она путано старалась что-то объяснить священнику, пока тот, наконец, не прикрикнул:
— Толком скажи, чего хочешь! Что ты все кругами ходишь!
— Мне бы епитимью, — прошептала Люба.
Батюшка неожиданно улыбнулся. Кто его знает, может, он и не странный… Может быть, вполне обычный священник.
Наталия Климова
В яблочко!
Прям для меня статья.
Кристина, не только для тебя... :)
Нынче епитимьи с осторожностью благословляют дабы людей от храма совсем не отбить.
Такая епитимья всем на пользу....
Я тоже хочу, присоединяюсь...
Это не емитимия, а конфетка. А три месяца каждый день акафист и 20 земных поклонов осилите??..