- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Православная антропология. Ответ Людмилы.
Церковь – основа христианской веры, реальность и Божественное явление. Познание того, что же такое Церковь раскрывается человеку по мере духовного христианского становления. Человек обращается к Церкви, прежде всего за спасением. Понятие спасения основано на учении о человеке – на антропологии. Венцом творения Божия является человек, созданный как образ и подобие Божие.
Святые отцы выделяют три части человека: дух, душу и тело.
1. Тело, по сути есть орудие, идеально приспособленное для жизни деятельности в материальном мире.
2. Душа носит в себе важнейшее качество Богоподобия – бессмертие. Все действия души можно распределить по трем частям: мыслительная, желательная и чувствующая части.
- Мыслительная часть души – это рассудок. Рассудок заведует рассуждением, обдумыванием, нахождением решений. Плод работы рассудка – это знания. Рассудок имеет подручные силы: наблюдение, воображение, память. В теле мыслительной части души соответствует мозг.
- Желательная часть души – это воля. Воля – действующая сила, сферой деятельности ее – наши желания, которые определяются разнообразными потребностями.
-Чувствующая часть души – это дела сердечные. Сердце есть корень и центр жизни. Оно побуждает к деятельности другие силы. Сердце поддерживает энергию всех сил души и тела.
Человек есть неразделимое целое. Под влиянием потребностей в сердце возникает чувство, в действующей части возникают желания. Чувства и желания передаются в рассудок. Рассудок анализирует все и передает результаты анализа воле, которая по плану рассудка, побуждаемая чувством, исходящим из сердца, посредством тела совершает дело. Рассудок обогащается опытом. Воля получает покой от исполнения желания, сердце испытывает приятное чувство от деятельности души и тела. Если же дело не удалось, то воля не видит покоя, в сердце – чувство неудовлетворенности, которое побуждает рассудок к новому анализу.
3. Дух человека – его высшая часть. Это сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая его творение.
В человеке можно отметить три проявления действия духа.
- Страх Божий, чувство того, что Бог есть, Он определяет нашу жизнь. Человек зависим от Бога.
- Совесть. Это основа непосредственного чувства того, что угодно Богу, чувство добра и зла, правого и неправого, того, что надо делать, и того что не надо делать. Указав правое, совесть побуждает исполнять правое и награждает утешением. За неисполнение наказывает угрызением. Неправое дело совесть понуждает не делать ни в коем случае.
- Жажда Бога. Для верующих это очевидно. А для людей, не знающих Бога, это выражается в стремлении к всеобщему совершенному благу.
Дух всецело зависит от Бога. Дух проникает вовсе силы души и одухотворяет их. В мыслительной части от духа образуется стремление к идеальности, к познанию идеальности. И разум уверен в существовании высшего уровня бытия. В волевой части души от действия духа появляется добродетель. Воля получает стремление совершать дела любви. К этому волю побуждает совесть, так как совесть осознает нормы жизни праведной, доброй, святой. Чувствующая часть души получает от духа стремление к красоте, любовь к красоте и бескорыстное услаждение красотой.
Чтобы жить по замыслу Божию, человек должен управлять собой. И главной, определяющей частью человека является его дух. Дух чувствует связь с Богом, получат от него силу существования. Совесть диктует человеку волю Божию, жажда Бога немедленно удовлетворяется, доставляя человеку блаженство. Я это очень понимаю и согласна. Только чувства никогда не выражала словами и даже не думала об этом. А это так просто и так сложно.
Дух правит душой и телом. Совесть управляет мыслительной частью души, всю деятельность согласовывает с волей Божией. Желательная часть творит узнанную волю Божию. Сердце, чувствующая сторона, успокаивается в Боге, получая наслаждение в полноте удовлетворения жажды Бога и в осознании красоты.
Тело служит духу и душе, подчиняясь им.
Таким образом, получается, что цель человека – жизнь с Богом, Богообщение, а назначение – творить волю Божию. Человек сотворен бессмертным по духу и душе, и тело, подчиняясь им тоже должно проникнуться бессмертием. Это все в идеале. Но грехопадение изменило положение вещей.
Адам и Ева нарушили заповедь Бога, но не обнаружили раскаяния. И Господь изменил жизнь людей. Она стала скорбной, тяжелой, трудовой. Человек был изгнан из рая и стал смертен. Изменилась природа, став враждебной человеку. В результате грехопадения человек исказился, нарушилась его гармоничная цельность. Пресеклась связь с Богом. Жажда Бога реально перестала удовлетворяться. Страх Божий перестал действовать, совесть затуманилась. Дух оказался оторванным от Бога. Дух, бесконечная сила, остался таким, каким его создал Бог. И обратился к душе и телу. Сердце потеряло покой, воля перестала действовать стройно, разум перестал мыслить здраво. У человека появились страсти. Страсть – это мучительное состояние, вызванное невозможностью удовлетворения желаний. Тело стало страстным. Человек перестал властвовать над собой. Это повреждение человеческой природы, которое, очевидно, существует в каждом ежечасно, называется первородным грехом. Первородный грех передается каждому с рождения. Он заключается в возникшем средостении между Богом и человеком, в отпадении человека от Божией благодати и в искажении нашей природы. Результатом явилось разрушение цельности жизни – смерть.
Природа человеческая сделалась открытой греху, но не изменилась – человек остался образом и подобием Бога. Бог не проклял человека, а оставил возможность спасения. Для Спасения надо:
- Оправдание – разрушение средостения между богом и человеком;
- Освящение – исцеление падшей человеческой природы.
Средством оправдания является жертва. Это установлено еще в Ветхом Завете. Жертва, сила которой могла искупить все человечество, должно быть смертью человека, и даже вышечеловека. А Господь Иисус Христос и есть Бог, принявший все человеческое, кроме греха – Богочеловек. Его добровольная смерть на Кресте и явилась искуплением и оправданием всякого человека. Но оправдание свершилось не только через смерть, но главным образом через воскресение из мертвых и по вознесению на Небо.
Освящение состоялось через воплощение Бога. Это не могло быть иначе, т.к. природу человека надо было улучшить после грехопадения. Это мог сделать только Бог. Изменение природы могло состояться только изнутри: изменение духа, воли, сердца. Спасение человека совершается внутри. Бог принял на Себя человеческую природу без греха, и тем самым природа человека обновилась, исцелилась, освятилась. Господь прошел все пути человеческой жизни и не оставил человека одиноким, без Бога, ни в какой ситуации. И еще своим воскресением сделал человека способным к воскресению и к вхождению в самое средоточение Божественной жизни
Спасение было устроено Богом, но главным является то, что спасение каждый должен устроить себе. Для спасения каждому надо получить Святой Дух. И пребывает Святой Дух на земле во вполне определенном месте, установленным Богом. В Церкви. В Церкви Святой Дух всех просвещает, очищает, освящает. Значит Церковь – это место, где спасение, совершенное по благоволению Бога Отца Сыном Божиим Господом Иисусом Христом усвояется Святым Духом всякому человеку, пожелавшему этого, где и когда бы он ни жил. Церковь – это «жилище» Святого Духа, место, где он пребывает. В Церкви действует спасающая благодать. Именно там при условии веры и нравственной работы Святой Дух устраивает спасение человеку. Для этого есть Таинства, в которых человек получает оправдание и освящение, там звучит Слово Божие, там само устроение церковной жизни, основанное на догматическом и нравственном учении. В Церкви человек рождается для жизни, в ней имеет Богообщение, в ней обретает Царство Божие. Церковь – это Царство Божие на земле и устроена она Богом. Глава Церкви – Господь Иисус Христос, устроители – святые Апостолы, Тело ее - мы, христиане, смысл ее – в богообщение, в приобщении личности к Святому Духу, в спасении личности. Но Церковь еще и Тело Христово – живое общение в Святом Духе людей, приобщившихся к Богу. Церковь не только земное явление. Она обнимает собою всех верных всех времен, всех мест. Смерти в Церкви нет. Смерть победил Христос своим воскресением, и люди в Церкви приобщаются этому воскресению и вкушают его плоды. Без Церкви спасение невозможно. В Церкви спасение становится реальностью при условии веры.