- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Выпускное сочинение Татьяны
О смирении.
«Дух смиренномудрия даруй ми, Господи, рабу Твоему»
(молитва святого Ефрема Сирина)
Смирение - это одна из самых главных христианских добродетелей. Сам Христос учит нас этой добродетели: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29), и не столько словом учит, сколько образом Своего явления в мир - незаметным и смиренным. Иисус Христос не был великим императором, ни славным полководцем, ни знаменитым ученым, он явился в мир тихо, как самый простой незаметный человек, родился в вертепе для скота, был положен в ясли. И затем вся Его жизнь, несмотря на многие чудеса, также была смиренна и незаметна. Светские историки той эпохи вовсе не заметили пришествия в мир Сына Божия. В своих сочинениях они практически не упоминают о Христе, хотя о царях, полководцах, философах написали множество книг, в которых прославили деяния этих знаменитых гордых людей. Можно спросить - почему о Христе они не написали, потому что таково свойство смирения - оно и самые великие дела совершает тихо и незаметно, в отличие от гордости, которая наоборот, самые ничтожные и даже постыдные дела делает напоказ и с великой пышностью.
Христос велит научиться от Него смирению, Он велит подражать Ему в смирении. В жизни Господа было не мало примеров смирения. Когда Ирод хотел убить Новорожденного Спасителя и послал воинов своих избить вифлеемских младенцев - Господь мог поразить Ирода легионом ангелов, которые всегда были в его распоряжении, но Он проявил смирение и бежал в Египет. Сколько смирения в том, что по первому зову нуждающихся в Его помощи, Он пошел пешком за 200 километров в Иерусалим, «не имея где голову приклонить». А какой необычайный пример смирения нам дает Господь, когда умывает ноги Своим ученикам. И наконец, великое и безмерное смирение проявлено Им перед судом, после суда, когда Он был введен на Голгофу и распят на кресте. Иисус Христос перевернул мир, но сделал это так, что большинство Его современников ничего не поняли и не заметили. Даже по прошествии многих веков после земной жизни Господа, когда для всех стало очевидно, что Его пришествие перевернуло мир, люди все еще недоумевали и спорили: Кто же это все-таки приходил на землю, и каким образом Ему удалось изменить весь мир так, что никто ничего не заметил? Так действует Бог смиренно и тихо, научая нас Своим примером.
Смиренным человеком мы часто представляем себе того, кто считает себя хуже других, ставит себя на последнее место, всегда себя укоряет, а других оправдывает. Но необходимо понимать, что все это - не само смирение, а лишь начало пути, ведущего к нему. Если человек пойдет по этому пути, то в душе у него родится нечто, что приведет его к настоящему смирению, которое невыразимо в словах и непостижимо для ума. Истинное смирение есть великая тайна - тайна святых. Преподобный Исаак Сирский говорит: «смирение - это некая таинственная сила, которую после слвершения всего Божественного подвижнического жития восприемлют совершенно святые люди». Преподобный Григорий Синаит писал: «те, кто стараются с помощью слова объяснить, что такое смирение, подобны людям, пытающимся линейкой измерить бездну...».
Первая заповедь блаженства - это заповедь о смирении, а если она первая, значит самая главная. Вспомним слова пророка Исаи: «Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий - Святый имя Его. Я живу на высоте небес и во святилище и также с сокрушенными сердцем и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). Господь Сам говорит, что живет в сердце смиренных и оживляет сердца их, а как нам необходимо это оживление. Мы должны запомнить что такое смирение, что это за добродетель, которая угодна Богу, за которую Бог живет с нами. Смирение - это то, что противоположно гордости. Смиренные - это нищие духом, помнящие о недостатках своих, устремляющие взгляд свой в глубины сердца, они всегда неустанно наблюдают за движениями своего сердца, следят за всякой нечистотой, которую увидят в сердце своем. Святые, которые всегда исполняли заповеди Господа, любили Христа, пред их мысленным взором всегда стоял Господь, они всегда помнили о смирении и молили о нем.
Мы должны всегда с усердием думать о смирении и просить его у Бога. Никакими собственными усилиями мы не можем стяжать эту добродетель. Смирение - это великий Божий дар, и ни всем он дается. Его получают те, кто всем сердцем своим любит Господа и стремится исполнять Его заповеди. Их сердце смиренно, а когда смиренно сердце человека, Святой Дух поселяется в нем. Мы должны помнить, что даже до смерти крестной смирил себя Господь. Нам же нужно стремиться к смирению, постоянно просить его у Бога: «Господи и Владыко живота моего, дух смиренномудрия даруй ми, рабу Твоему!». Если эти святые слова всегда будут в нашей памяти, то возможно получить от Бога добродетель смирения.