Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православный Интернет-Курс (ПИК)

Выпускное сочинение Оксаны

Уверенность, доверие, верность и немного вина бессмертия.

Вера - это тема необъятная, поскольку встреча с Богом, Его действия на душу человека и ответ человека на Его призыв - это всегда тайна в глубинах своих. Мы можем узнать об этой встрече немногое - то, что осознается самим человеком, то, что сам человек захочет рассказать, что может быть выражено словами. Мы судим о вере окружающих нас людей по тем поступкам, которые заметны нашему глазу, но такое суждение бывает подслеповатым и пристрастным.

Осознавая ограниченность собственных слов и невозможность объять тему во всей полноте, я, тем не менее, рискну написать именно о вере. Пусть это будет не доказательное сочинение, а эссе - дань когда-то беспокоившим меня вопросам о том, как мне обрести веру, «как бы веру сохранить и что мне делать с ней»[1].

Когда я причисляла себя к агностикам, мне казалось, что вера - это данность, убежденность человека в том, что Бог есть. Почему такая убежденность имелась у одних людей, но отсутствовала у других, мне было непонятно. Свою ошибку в определении веры я поняла немного позже.

Убежденность в бытии Бога может стать ступенькой к спасению, но ограничиваться ей одной - недостаточно и даже губительно. Точно такая же уверенность имеется и у бесов (Иак.2:19), оказавших противление Богу, закостеневших во зле и потому трепещущих в ожидании Суда. Но выходит, что тогда есть что-то другое, через что определяется и раскрывается вера?

«Постепенно, за столетия успокоенного христианства, у нас сложилось представление о вере, которое не соответствует ее существу», - говорит митрополит Антоний Сурожский. Вера христиан - это не данность и даже не мировоззрение. Это отношения, причем отношения динамичные. И как всякие отношения, они начинаются не с понятий и схем, а с личной встречи.

Такая встреча, как я уже говорила - всегда тайна. Но тому, кто жаждет веры, однако не может уверовать, следует знать, что Бог всегда ищет возможность найти человека. А поскольку Бог всегда ищет нас, то и нам не следует замыкаться, а надобно выходить искать Его в ответ на Его поиски, двигаться навстречу. Таким ответом с нашей стороны может быть молитва с просьбой открыться нам, даровать нам веру. Я не могу пройти мимо стихотворения Тютчева, которое уже однажды цитировала - оно, на мой взгляд, замечательно иллюстрирует основные ошибки человека, изнывающего от сухости и внутренней пустоты, но не понимающего, что ему нужно делать, чтобы уверовать:

...Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры... но о ней не просит.

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! -- Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Но нужно быть очень аккуратным и трезвым, иметь в виду, что в духовном мире, куда мы стремимся вступить, есть и другие ловцы человеков - падшие духи. Православная аскетика не зря строго-настрого запрещает различные формы искусственного разгорячения крови, работы воображения в молитве. Тем, кто хочет сохранить здравый рассудок, необходимо помнить, что встреча с Богом - это не шумные эффекты, не явления нам ангелов, а тишина, мир, спокойная уверенность, что мы услышаны, что мы не одни, а под покровом благодатной помощи. Такое уверение имеется в жизнеописании игумена Никона (Воробьева): «Невозможно передать, то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это или фонарь кто-нибудь зажег»[2].

Я так подробно остановилась на запрете поиска мнимодуховных состояний, поскольку мне в моих исканиях очень не хватило такого знания. А еще я жалею о том, что почти не читала Евангелие, желая обрести веру. Сейчас-то я знаю, что со страниц Священного Писания с нами говорит Сам Господь.

А теперь - маленькая загадка. Есть ли вера у того, кто так ищет Бога? Ведь сам поиск невозможен без хотя бы малой крупицы доверия Ему. Тут мы подходим к определению веры как доверия. Без доверия не построишь нормальных отношений, и в этом смысле отношения с Творцом - не исключение. Но еще одной важной составляющей межличностных отношений является честность. Христианство - единственная религия, предлагающая человеку посмотреть на себя без прикрас, честно оценить свое внутреннее состояние и остро осознать свою потребность во Враче, в том, чтобы обрести с Его помощью ту нормальность, целостность и свободу, которую он самостоятельно обрести не в силах.

Христиане говорят о вере, как о доверии Богу, Его словам и обетованиям, убежденности, что внешние скорби и испытания, Им посылаемые - не жестокая и тяжкая бессмыслица, а лекарство для уврачевания наших язв, для очищения от скверны и обретения нами способности войти в Царствие Небесное. Такое доверие вырастает из детской безусловной веры, совершенствуется, находит подтверждение в человеческом опыте. Его нельзя назвать слепым - напротив, любовь к Богу со временем делает его зрелым и зрячим. Но такое доверие - сокровище, над сохранностью и приумножением которого нам предстоит трудиться всю жизнь.

Тут мы подходим к определению веры как верности. Вера - это Божий дар тем, кто стремится к Нему. Но Господь многократно указывал окружавшим его людям на слабость их веры. Значит ли это, что сила веры зависит и от нас самих? Как укрепить, умножить нашу веру? Для этого нужна жизнь по вере. Это и участие в Таинствах, и молитва, и чтение Священного Писания, и обязательное принуждение себя к жизни по заповедям, к делам любви и милосердия. Тут в равной степени должны быть задействованы все силы души человека: ум, воля, и сердце. Именно так - силою - и берется Царствие Небесное (Мф. 11:12).

***

Замечательно глубокий христианский писатель Сергей Фудель, рассуждая о вере, пишет, что верой в истинном смысле можно назвать только такую веру, которая уже в нашем земном бытии является началом осуществления будущей ожидаемой полноты жизни в Боге. «Именно в осуществлении лежит причина уверенности и тем самым блаженства веры», - говорит Сергей Иосифович [3]. «Осуществление ожидаемого» -- это вино бессмертия, которое начинает пить человек уже теперь на земле. Оно животворит, и радует, и обновляет ткань жизни, веселит предчувствием Вечности. Тут человеку дается сокровище, явно ощущаемое и сердцем, и умом, и телом. Величайшее человеческое счастье охватывает человека, получившего истинную веру, «осуществляющую» уже здесь, на земле, жизнь в Духе Божием».

Дай Бог всем нам в череде жизненных коллизий узреть обращенного к нам Христа, ответить на Его зов, последовать за Ним и обрести еще на земном пути нашего странствования жемчуг такой духоносной веры.

[1] Меткие слова Андрея Макаревича, мимо которых пройти не смогла, несмотря на неоднозначность цитируемого произведения.

[2] Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние.

lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikon_v/repentance1/2.html

[3] Сергей Фудель. Моим детям и друзьям.

predanie.ru/lib/book/read/71616/

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: