

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 19500
- |
- Видео 80
- |
- Мероприятия 1
Валдайский Иверский Богородицкий мужской монастырь.)
Валдай славится своими глубокими озерами, хрустальными родниками, дремучими лесами и дивным воздухом. Но, помимо природных райских красот, на Валдае возникали и красоты духовные в виде монастырей, слава о которых уходила далеко за пределы Новгородчины.
Иверский монастырь.История.
Иверский монастырь возник на острове посреди Валдайского озера благодаря патриарху Никону, которому по легенде во сне явился патриарх Филипп и поведал, что желает, чтобы в память о нем построили монастырь. Карета Никона как раз проезжала через Валдай, Никон очнулся от сего благостного сна и решил, что обязательно выстроит монастырь в таком красивом месте. И когда в 1652 году Никон был возведен в сан патриарха, он обращается с просьбой к царю Алексею Михайловичу одобрить строительство монастыря. Тот соглашается, и уже летом 1653 года на Валдай потянулись обозы с мастеровым людом, строительными материалами, а к осени возвели две деревянных церкви – Соборный храм в честь иконы Иверской Божией Матери и теплый – во имя святителя Филиппа, митрополита Московского.
Благодаря строительству, жизнь в валдайском посаде закипела. И поменялась настолько, что когда Патриарх Никон приехал посмотреть, как продвигается строительство, переименовал посад Валдайский в Богородицкий, а опустив крест в Валдайское озеро и освятив его, повелел считать озеро святым, отсюда и произошла часть названия монастыря – Святоозерский. По легенде, в те же времена был прорыт подземный ход из монастыря в Валдай под дном Валдайского озера, его, но пока так никто и не отыскал ни на одном берегу входа в сей тайный тоннель, помогающий монахам легче переносить тяготы монашеского устава.
Никон стремился создать Святую Русь – Новый Израиль. Для этого он и повелевал строить монастыри, оплоты политики, проводимой им как в церкви, так и в мирской жизни. Помимо Иверского монастыря по его велению были построены Воскресенкий монастырь под Москвой, Крестный Кийостровский на Онежской губе. Чтобы придать им более весомое значение и возвысить их над другими, он не только отправлял на строительство монастырей лучших зодчих, но и назначал настоятелями людей просвещенных, пользовавшихся уважением, так же в монастыри отправлялись мощи различных святых. В Иверский были перевезены частички мощей патриархов Филиппа, Петра, Ионы и мощи местного святого Иакова Боровичского.
Житие монастыря.
Из Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря переселяют братию, среди монахов которой был брат Симеона Полоцкого, общественного и церковного деятеля, писателя тех времен, и будущий Патриарх Иоаким. С собой монахи привезли типографию и, помимо богослужений, занимались книгопечатанием. Это было одно из новшеств на Руси, т.к. тогда существовала только Государственная типография.К монастырю были отписаны близлежащие земли и села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы.По окончании строительства каменного Успенского собора в монастырь была привезена икона Иверской Божией Матери, списанная с иконы монастыря на Святом Афоне и привезенная в Россию, где ее встречал сам царь Алексей Михайлович. Благодаря всему этому, Иверский монастырь становится одним из почитаемых на Руси. Но длилось это недолго. Патриарх Никон был низложен, а его детища монастыри закрыты. Братия расселена по другим монастырям. Через пару лет монастыри вновь открываются, монахи возвращаются, и также возвращены привилегии. Но былая мощь и слава монастыря не вернулись.
И в 18 веке Иверский монастырь отходит к Александро-Невской Лавре. Туда отправляются и все богатства монастыря: золотые напрестольные кресты, два больших колокола, украшенное алмазами, жемчугами церковное облачение. В 19 веке, благодаря стараниям монастырской братии, его слава постепенно восстанавливается. В монастырь тянутся тысячи паломников, которых принимают в странноприимном доме. Настоятель Лаврентий и монахи делали все, чтобы паломники получили не только Божию помощь, но и ночлег и пищу. Его же усилиями в монастыре приводятся в порядок хозпостройки, ремонтируются храмы. Монахи выращивают овощи, фрукты на монастырском огороде, разбивают цветники, в прудах под стенами монастыря разводят редкие виды рыб.
Одно из чудес.
К этому времени относится одно из чудес, связанных с монастырем. В России в середине 19 века свирепствовала холера, захватывая все новые и новые села и города. Подступила она и к Валдаю. И тогда жители города с монахами монастыря совершили крестный ход вокруг города, обнеся вокруг него икону Иверской Божией Матери. И холера отступила. Может и далее икона творила бы чудеса, но грянул 17 год, начались реквизиции хлеба, овощей, фруктов. Поначалу советская власть дала возможность монастырю существовать в виде трудовой артели. Но уже в 1927 году монастырь был закрыт. Имущество реквизировано. Тогда же исчезла и чудотворная икона Иверской Божией Матери в окладе из золота, алмазов, сапфиров и жемчуга. Все, что осталось от нее – это списки с иконы.
А в стенах монастыря начали действовать мастерские, во время Великой Отечественной – госпиталь, а в 70-е годы в монашеских кельях стали селить жителей Валдая, у которых в паспорте, в графе «место жительства», было указано «Остров». Детишки учились в школе в Валдае, зимой с острова до города добирались частенько пешком по льду. Успенский собор был закрыт. Вот тогда и появилась там база отдыха, просуществовавшая до 90х годов.
Иверский монастырь. Новейшая история.
Золотой периодВ 1991м году монастырь возвращают Русской Православной Церкви. Его понемногу пытаются восстановить, но сил и средств было недостаточно до тех пор, пока на монастырь опять не обратили внимание власть предержащие, а именно, отдыхающий по соседству Президент РФ.
В начале 2000-х началась масштабная реставрация и восстановление при помощи Управления делами Президента РФ. Заново возвели верх сгоревшей колокольни, покрыли позолотой купола Успенского собора, а стены расписали фресками, на одной из которых можно увидеть умершего Патриарха Алексия и стоящего рядом нынешнего Патриарха Кирилла. Отремонтировали все храмы и постройки, как заявлялось, в соответствии с материалами о том, как раньше выглядел монастырь.
И монастырь превратился из белоснежного в расписную лубочную картинку. В монастырь провели газ, в кельях вставили стеклопакеты, поставили душевые кабины с горячей водой, разбили розарий – такой вот гламурный монастырь, который периодически посещают иерархи как церковной, так и светской власти. В Успенском соборе появилась икона, которую называют даром Владимира Путина монастырю. Сейчас она находится в храме рядом с трапезной.
Тянутся в Иверский и обычные граждане, кто с целью помолиться и просветлиться душой, кто узнать о частичке истории России, Для них тоже появились удобства в идее туалета платного! И киосков с сувенирами, где цены отнюдь не божеские, в сравнении с сувенирными магазинчиками в городе. Ходили слухи, что и въезд на остров будет платным, пока это слухи, но шлагбаум появился. Конечно, монастырю надо на что-то существовать, но зарабатывать таким образом, на паломниках, как-то не очень нравственно.
Раньше остров был одним из любимых мест отдыха как валдайцев, так и приезжих, и сейчас соседние острова в хорошую погоду оккупируются отдыхающим людом, но под стенами монастыря теперь запрещено купаться, загорать, и только в одном местечке, недалеко от паркинга, можно окунуться в воду.И только в Крещение толпа людей идет по красивому пирсу с фонариками и окунается в прорубь, многие потом гордо позируют на фотоаппараты и выкладывают фото своего подвига в социальных сетях. Некоторые умудряются, окунувшись, прошествовать в нижнем белье метров двести до паркинга. У меня иногда возникает вопрос: крещенские омовения – это делается для бога или для соседей?
Не знаю, кому как, но по мне после реконструкции исчезла та намоленность, что присуща подобным местам. Я бывала в очень многих монастырях, попав куда, ты ощущаешь покой, размеренность и безмятежность. К сожалению, нет этого более в Иверском. Может поэтому и погиб один из первых наместников монастыря вместе с иеромонахом и послушником в автомобильной катастрофе. Пару лет назад мой друг был свидетелем, как на узкой извилистой дороге к монастырю его обогнала машина, через метров двести он увидел ее, уже улетевшую в кювет, а из машины вытаскивали людей в монашеском одеянии. Может стоит задуматься братии монастыря, почему так происходит?
А если вы хотите оказаться там, где можно почувствовать покой и благодать, то ваша дорога лежит в психиатрическую больницу. Не пугайтесь, это только звучит так угрожающе. В реальности, психитарическая больница расположена на территории еще одного Валдайского монастыря, который возник во второй половине XIX века около села Короцко, благодаря стараниям духовного писателя, цензора Н.В. Елагина.
Короцкий монастырь - потерянный монастырь.
Место для монастыря было выбрано не случайно. В селе Короцко родился религиозный мыслитель и писатель, канонизированный Русской Православной Церковью – святитель Тихон, известный как Задонский, т.к. большую часть своей церковной жизни провел на Воронежской земле и прославившийся не только деятельностью церковного проповедника, но и тем, что его мощи творят чудеса, особенно помогают метущимся душам.
В 1864 году официальное разрешение императора Александра II утвердило Короцкую женскую общину и при ней училище для девиц, и лечебницу для приходящих. Через несколько лет своим указом император переименовывает общину в общежительный женский монастырь во имя святителя Тихона Задонского.Территория монастыря была огорожена стеной с шестью красивыми башенками и въездными воротами. Внутри были возведены храмы: Владимирский и Великомученицы Варвары и Во имя всех Святых, кельи, дом для приезжающих богомольцев, дом для сирот, больница.
Монахини выполняли хозяйственные работы, трудились в ткацкой, вышивальной, иконописной мастерских. Большая помощь монастырю оказывалась пожертвованиями. В монастырь стали стекаться паломники, которых щедро кормили, ведь у монастыря были свои угодья, озера, скотный двор. Вот так благочинно и размеренно текла жизнь Короцкого монастыря, и возможно он бы стал достойным соперником Иверского, но революция 1917 года уничтожила оба монастыря.
Cудьба Короцкого оказалась более печальной, т.к. в 1946 году в его стенах была образована психиатрическая больница, которая существует и по сей день. От монастырских построек уже мало что осталось. Храмы изуродованы и превращены в безликие здания. Сохранившиеся небольшие фрагменты декора указывают, что когда-то это были красивейшие архитектурные постройки.
Внутрь храма мне попасть не удалось, но как-то один попутчик рассказывал, что занимался восстановлением фресок этих церквей. Так что, есть надежда, что на стенах уже может и бывшего склада вновь будет былое великолепие. Колокольня была полностью уничтожена, кое-где видны остатки стены и сохранилось несколько башенок из красного кирпича. Но и это все ветшает с каждым днем. Судя по всему у церковной власти денег на восстановление монастыря нет, и уж тем более их нет у психиатрической больницы, администрация которой и так как может поддерживает эти осколки прошлого.
И, видимо, не зря психиатрическая больница так долго существует в стенах монастыря, ведь его покровитель Тихон Задонский очень способствовал исцелению душевнобольных. И на старом кладбище, недалеко от монастыря, на могиле родителей Святителя Тихона была возведена часовенка, куда приезжают многие страждущие помолиться о спасении своей души и о своих близких.
На территорию монастыря-больницы я попала довольно просто, оставила машину у ворот и прошла. Пока гуляла, фотографировала, никто претензий не предъявил, с вопросами не приставал, все было спокойно и душевно. Солнце сияло, во всю снег искрился, и покореженные остатки монастыря не смотрелись убого, наоборот, сквозь штукатурку проглядывались лепка, барельефы, кладка. Конструкция башенок вызывала интерес, и воображение дорисовывало, как они выглядели раньше вместе с воротами и стеной… Одним словом – душевно там!
«На небе – рай, на земле – Валдай»... у каждого свой рай, но может и вы найдете его на Валдае.




















Иулия, статья Ваша?
Иулия, статья Ваша?
Виктор, нет, только фотографии статью нашла на просторах интернета, автор неизвестен..