- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 4
- |
- Мероприятия 0
Великий пост
Великий пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения.
Святой Великий Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься святых Христовых Таин, согласно заповеди Христовой (Ин. 6, 53–56).
Еще в Ветхом Завете Господь повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину (то есть десятую часть) из всего, что они приобретали, и делая так они имели благословение во всех делах своих.
Зная это, святые Апостолы установили и для нашей пользы десятую часть года, то есть время Великого Поста (Святую Четыредесятницу) посвящать Богу, чтобы и мы благословлены были во всех делах наших, ежегодно очищая себя от грехов своих, сделанных в течение целого года.
Таким образом, Великий Пост, – Святая Четыредесятница, – есть Богом определенная десятина каждого года (по приблизительному подсчету 36 дней, не считая воскресных дней), которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, посвящаем преимущественно на служение Богу – на спасение своей души.
Великий Пост имеет три приготовительных недели.
Первая приготовительная неделя к Великому Посту называется "Неделею Мытаря и Фарисея". Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее, с целью показать, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие. С этой недели до пятой недели Великого Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: "Покаяния отверзи ми двери" ...
Вторая приготовительная неделя к Великому Посту называется "Неделей о Блудном Сыне". В трогательной притче "О блудном сыне", которую мы слышим за Литургией в Евангельском чтении, Святая Церковь поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.
Третья приготовительная неделя к Великому Посту называется "Мясопустною" или "Сырною", а в народе она называется "Масляной", потому что из скоромной (животной) пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье "Мясопустной недели" называется "Неделей о Страшном Суде", т. к. за Литургией читается Евангелие о Страшном Суде и о последнем воздаянии, чем Святая Церковь желает побудить грешников к покаянию. В песнопениях Сырной седмицы вспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами.
Последнее воскресенье перед Великим Постом называется "Сыропустным", потому что им оканчивается вкушение сыра, масла и яиц. На Литургии читается Евангелие (Мф. 6, 14–21) о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Потому это воскресенье принято называть "Прощенным Воскресеньем", после которого и наступает Великий Пост (Святая Четыредесятница).
В Великом Посту каждая неделя посвящена воспоминанию какого-либо особого события или лица, призывающего грешную душу к покаянию и надежде на милосердие Божие.
На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Боже, очисти мя грешнаго (12 раз)
Живота моего – жизни моей; дух праздности – склонность к праздности, или лени; уныние – безнадежность; любоначалие – властолюбие, то есть любовь начальствовать и властвовать над другими; празднословие – произношение пустых слов (пустословие), а также произношение дурных и бранных слов: не даждь ми – не дай мне.
Целомудрие – здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души; смиренномудрие – сознание, своего несовершенства и недостоинства перед Богом и когда не думаем о себе, что мы лучше других (смирение); терпение – терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, лишений и несчастий; а также нужно и для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца; любве – любви (к Богу и ближним).
Ей Господи – о, Господи! даруй ми зрети – дай мне видеть, сознавать.
Под братом здесь разумеется всякий другой человек.
Яко благословен еси – потому что Ты достоин прославления.
("Закон Божий" протоиерея Серафима Слободского)
Эта молитва вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на написание стихотворения „Отцы пустынники и жены непорочны“:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.