

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Поведенческие типы прихожан, не знающих службы
1) «Медитаторы» — состояние этих прихожан замкнуто-отрешенное (внешне – очень благочестивое и привычное на каждой службе). Что бы не происходило вокруг, – пение, чтение, каждение, исхождение в притвор или на стиховну – человек стоит, углубившись в свои молитвенно-благочестивые мысли и не обращает внимание абсолютно ни на что. Выражение его лица (точнее, отсутствие всякого выражения) говорит о том, что он одинаково отрешён и от шепота соседки, и от текстов песнопений, и от проповеди священника.
2) «Меценаты» — эти, конечно, более активны в восприятии службы… как предмета эстетического удовольствия. Они наслаждаются пением хора, древностью икон, грациозными движениями совершающаго каждение диакона. Они ходят в разлчиные храмы, наперёд зная, в каком из них будут «давать» Литургию Рахманинова или Чайковского. Для них храм – музей, а клирос – концертная площадка.
3) «Клуб» — к ним относятся как правило прихожане, посещающие церковь целыми семьями. Главная задача – пообщаться с добрыми знакомыми (такими же семейными) в притворе, обсудить новости семейной жизни, поделиться самой свежей информацией: «Ой, а чего же вы сегодня без Витеньки? А, ну пусть поправляется, вот мы о нём записочку на молебен отправим… а мой-то старшенький, слыхали, чего учудил? Помолитесь за него, окаянного». Зачастую такие разговоры идут как раз тогда, когда священник уже молится в литургическом чине проскомидии за всех витенек и машенек. Наиболее оживляется «клуб» во время чтений на службе – в некоем храме их так и зовут: «Клуб шестопсалмия», «Клуб первого часа».
4) «Ритуалы» — для них служба состоит из довольно примитивной обязательной программы. В программу входит: по прибытии на службу перецеловать все иконы, написать записки о здравии и упокоении, позаботиться о том, чтобы записки попали по назначению к возглашающему диакону, выслушать имена, указанные в записках, поставить свечки от себя и от соседки, подождать молебна или панихиды, ещё раз убедиться, что эти записки прочитаны (даром что ли деньги платили!), перецеловать ещё раз все иконы и идти с миром восвояси.
5) «Командиры» — прихожане с сильно завышенной потребностью к функционированию. В храме у них есть свои мелкие функции (которые они часто присвоили себе самостоятельно), и исполнение этих функций является главной, если не единственной целью их пребывания на службе. Следить за подсвечником, двигать вазочки, но самое главное – командовать всеми, кто находится в пределах досягаемости. А вдруг они не проникнутся – кто тут главный на этих двух квадратных метрах возле подсвечника!?
Предупреждаю сразу: Те свойства «рядового прихожанина» которые я описал, на самом деле проявляются в каждом из нас… да и что греха таить – во мне в первую очередь. Но я пишу не о том, что они в принципе есть в каждом из нас, а что из-за упомянутого выше барьера невежества они доминируют настолько, что заслоняют собой саму суть богослужения, если являются самоцелью.
Евгений Кустовский. Участие прихожан в богослужении
Интересные личности
- Протоиерей
- Митрофорный протоиерей
- Протоиерей
- Священник
" у Бога никто не лишний "
" у Бога никто не лишний "
neponimaj, здесь не хватает Евангельского типа. Гвине евхаристос. Семейная аскетика..