Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Служение

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

Выступление Патриарха Кирилла на 5 всецерковном съезде епархиальных миссионеров


Святейший Патриарх Кирилл:
"Хотел бы сердечно приветствовать всех вас, собравшихся сегодня в этом зале на открытии Пятого съезда епархиальных миссионеров.
Полагаю, что участие в общецерковном съезде мирян, даже если они прямо не имеют отношение к церковной миссии, может быть полезным для нашего общего дела.
Миссионерство, как свидетельство о Христе Спасителе, составляет одну из главных задач Церкви. Оно является исполнением слов Господа: "Идите и научите все народы". Это великое поручение непосредственно связано с главной целью существования Церкви - соединению людей с Богом, единство же с Творцом не возможно без обретения веры.
Как говорит Апостол Павел: "Как призывать того, в кого не уверовали? Как веровать в того, о ком не слышали? Как могли слышать без проповедующего?" Посему, любое направление церковной деятельности должно быть сопряжено со свидетельством о Христе Распятом и Воскресшем. Особенно это актуально в эпоху активного церковного строительства, когда происходит открытие новых епархий. Сожалею, что из новых епархий практически здесь нет руководителей новых миссионерских отделов. Очень сожалею! И попросил бы владыку Иоанна перед тем как созывать всецерковный съезд представлять мне список участников, а потом я буду давать благословение на проведение такого съезда. Потому что любая новообразованная епархия, это не только новая территориально административная единица, но в том числе и новое поле для миссии, что требует высокой степени ответственности церковных тружеников к организации миссионерского служения. В рамках подготовки именно к нынешнему миссионерскому съезду прошли межрегиональные конференции руководителей епархиальных миссионерских отделов, хотел бы иметь отчет о проведении этих конференций. Сколько участвовало, кто участвовал, насколько были вовлечены руководители миссионерских отделов епархий?, - с тем, чтобы иметь возможность на общецерковном уровне, в том числе на синодальном оценить ту работу, которую сегодня проводит отдел по миссии Русской Православной Церкви с епархиями.
На этих форумах, как мне было сказано, среди целого ряда буквальных вопросов обсуждалась и тема организации миссионерских служений новообразованных епархий -важная тема. Показательно, что делегаты, как тоже мне доложили, были едины во мнении, относительно того, что миссионерское служение должно носить системный и регулярный характер. Дай, Бог, чтобы это было так! Потому что иногда мы в документах такие идеи формулируем, а на практике ничего не происходит. А для этого нужно создать своеобразную миссионерскую карту каждой епархии, которая содержала бы сведения не только о количестве и плотности населения, его религиозном и национальном составе, но и отражало бы ситуацию с деятельностью раскольнических и псевдоправославных общин, а так же различных сектантских организаций. У Патриарха на столе должна быть такая карта! Кроме того, с указанием имен лиц, которые возглавляют региональный миссионерский отдел. Вместе с тем в этой карте должны быть отражены приоритетные для каждой епархии направления работы, к примеру, в образовательных, медицинских, социальных, исправительных или научных заведениях, потому что в каждой епархии может быть своя специфика. Поэтому, это тоже должно быть отражено. Карта - это путеводитель по нашей миссионерской работе и главный источник информации, в том числе и для высшего церковного управления.
Весьма актуальной является миссионерская деятельность среди жителей отдаленных от региона центров поселений Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Это традиционное направление миссии, оформилось еще в дореволюционном периоде и сегодня, возрождаясь, имеет приоритетное значение для нашей Церкви. Но если в 19-ом веке объектами миссионерских усилий были в основном представители местных коренных народов, то сегодня следует не менее активно работать и с теми людьми, которые принадлежа этнически и культурно к православной традиции, оказались в силу различных жизненных причин в значительной степени отрезанными не только от благ цивилизации, но и от связей с православными духовными центрами, с храмами и обителями. Мы, ведь, не знаем, что происходит на наших буровых вышках, местах добычи газа. Там не местные жители работают, там наши православные люди работают. Как организована пастырская работа с ними? Они находятся в экстремальных условиях! Когда близость священника так же нужна им, как и служение капелланов в вооруженных силах, потому что они находятся в экстремальной ситуации. На протяжении последних лет самой эффективной формой миссионерского служения в этих регионах являются миссионерские станы. Отрадно, что за период, прошедший с 4-ого съезда православных миссионеров, который состоялся в 2010 году, количество миссионерских станов увеличилось почти в два раза. Но количество их в абсолютных единицах еще очень небольшое. Миссионерский стан должен служить началом создания полноценной церковной общины, сплачивающей людей и дающей им возможность почувствовать человеческую христианскую солидарность. В том числе и перед лицом очень непростых условий жизни. Показательный пример создания миссионерского стана "Спасский" поселка Тикси, Якутской епархии, расположенного практически в пустыне на берегу Моря Лаптевых. Его строительство проходило в труднейших не только климатических условиях, но и социально-хозяйственных условиях. . В середине 13-ого года было принято решение о закрытии находящейся при нем базы дальней авиации. Из поселка уехали сотни военнослужащих и членов их семей, это повлекло за собой серьезные инфраструктурные проблемы о которых знала вся страна. когда закрыли в Тикси аэродром. Люди оказались отрезанными от "большой земли". Были заморожены отопительные системы, закрыты детские сады, прервано воздушное сообщение, как я уже сказал, с "большой землей". Оставшиеся же люди, объединенные сотрудником синодального миссионерского отдела игуменом Агафангелом Белых, при поддержке благотворителей построили миссионерский комплекс, и словно в ответ на их веру, армейское командование приняло решение о возрождении поселка. Конечно, были и стратегические к этому предпосылки, и смена руководства министерства обороны, но без промысла Божьего ничего не совершается, и конечно молитва этих людей, которые оказались лицом к лицу с невероятно трудными арктическими условиями. Преклонилась милость Божья. И сегодня в Тикси стали возвращаться люди. В октябре 2014 года председателем синодального миссионерского отдела владыкой Иоанном, епископом Якутским и Ленским Романом в миссионерском стане "Спасский" был освящен Николо-Серафимовский храм, и это, конечно, большое и очень хорошее событие в сфере нашей миссионерской деятельности на Севере России.
К сожалению, временное присутствие духовенства в отдаленных уголках какого-либо региона с миссионерскими целями, не может служить средством решения кадровых проблем, связанных с недостатком клира местных епархий. Задача миссионера - обратить ум и сердце человека к Богу, крестить его, наставить в первоначальных знаниях Евангельской истины, однако этим духовная жизнь обращенного не заканчивается, а лишь с этого начинается. А далее ново-крещеный нуждается в постоянной пастырской работе, непрестанном попечении и, конечно, в участии в Литургии, приобщении Святых Христовых Таинств. Поэтому особую актуальность приобретает создание постоянно действующего храма или, хотя бы, молитвенного помещения и, что еще более важно, наличие постоянного священника, заботящегося о врученной ему от Бога пастве. Миссия среди коренных и малочисленных народов нашей страны часто сталкивается с еще одной очень важной проблемой, проблемой соотнесения национальных групп культуры и христианской веры, предстающей перед обращаемыми людьми в формы русского православия. Означает ли это, что человек, этнически принадлежащий к одной из народности Сибири и Дальнего Востока, воцерковляясь, должен отказаться от родной культуры и традиций? Речь должна, в таком случае, идти не о русификации, то есть не о разрыве с местной культурой тех людей, которые к ней принадлежат, а о насыщении культуры христианскими смыслами. Поэтому убежден, что миссия должна быть связана с работой по сохранению национальных культур и их возрождением.
Именно так трудились наши выдающиеся миссионеры в 19-ом и в начале 20-ого века. Сделанные ими переводы библейских и богослужебных текстов послужили, в частности, становлению национальной письменности и литературы.
Наряду с традиционными формами миссии следует использовать и современные методы, учитывая особый социальный контекст эпохи. За последние несколько десятилетий информационные и коммуникационные технологии продвинулись необычно далеко. Без преувеличения можно сказать, что в мире произошла настоящая информационная революция, следствием этого стала, в частности активизация просветительской и апологетической деятельности православных христиан в СМИ, в сети Интернет и, особенно, в социальных сетях. Однако, работая во всех перечисленных информационных средах, христианин призван самим Богом осознавать высокую ответственность за содержание и стиль своих высказываний, пусть даже и находящихся в полемическом контексте. Мы не должны давать повода для упреков тем, кто ищет повода. И задача миссионера заключается не в том, чтобы победить в диспуте или, тем более, на телевизионном шоу, а чтобы своей личностью, своими словами, своей мудростью, своей любовью привлечь людей. Потому что не редко победа в дебатах означает полную потерю возможности для побежденного оппонента принять Христа. А когда смотришь эти телевизионные дебаты, то видишь эту "ярмарку тщеславия". Ведь, не столько аргументы, сколько крик, эмоции, подавление противника - и все это диктуется не столько желанием добиться результата, некоего согласия в группе состязующихся, как показать свои собственные способности, "раздраконить" противника. Вот если в этом участвует священник или миссионер - горе ему, потому что он закрывает, перед побежденными (в случае, если он победит) всякую возможность обратиться ко Христу. Этот побежденный человек с комплексом побежденного и не удовлетворенного выйдет из телестудии, и перед ним навсегда закрываются двери Церкви. Поэтому я призвал бы очень осторожно участвовать в разного рода диспутах. В спорах истина не рождается. Она рождается в серьезной дискуссии, которая структурирована, которая направлена на выяснение конкретной проблемы, когда дается возможность высказаться всем, когда подводятся итоги. А когда просто народ кричит, "горлом берет" или блеском своей эрудиции, то не всегда эта эрудиция приводит к достижению искомого результата. Если мы можем с этим мириться по необходимости, наблюдая многочисленные теледебаты на телевидении, мы не должны идти на поводу у этой моды и включать свои миссионерские усилия в такой очень опасный контекст.
Работая во всех перечисленных информационных сферах, христианин призван самим Богом осознавать высокую ответственность за содержание а так же, стиль своих высказываний, пусть даже и находящихся в полемическом контексте. Мы не должны давать повода, как я уже сказал тем, кто ищет повода. В тесной связи с апологетикой находится антисектантская и антираскольническая деятельность, которая продолжает оставаться одним из важных направлений миссионерского служения, наряду с защитой традиционных христианских ценностей и образа жизни перед лицом в первую очередь, кнечно, агрессивного секуляризма.
При этом миссионер, в том числе и трудящийся на приходе, должен обладать достаточным уровнем знаний и соответствующим образованием, с тем чтобы слово его звучало убедительно и авторитетно.
Сегодня успешно реализуется принятая Священным Синодом в 2007 году "Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви", разработан образовательный стандарт и приняты другие документы, регламентирующие и регулирующие подготовку миссионеров. На повестке дня стоит очень важная задача ― организовать подготовку миссионеров при семинариях и других образовательных учреждениях нашей Церкви. И потому, как будет решаться эта задача, можно судить об отношении к миссионерской теме епархиальных архиереев и руководителей духовного образования.
Я прошу владыку Варсонофия отслеживать статистику, показывающую, что происходит в миссионерской деятельности в каждой епархии: сколько миссионеров прошло обучение, в каком количестве приходов существуют миссионеры, как работают епархиальные и благочиннические миссионеры. И по этим показателям мы будем судить и об отношении архиерея к делу миссии — не по словам, а по делам. Идет работа. значит Владыка отзывается на миссионерскую тему, нету работы - не отзывается. Выводы будем делать на уровне синода. А может быть ошиблись? Может Владыка не может быть правящимМожет ему лучше быть викарным или вообще возглавлять приход где-нибудь? Сегодня миссионерская тема ― это главная тема Церкви.
Другим показателем является организация миссионерской работы на приходах, в том числе посредством назначения в штат приходов оплачиваемых специалистов в области миссии и катехизации. Несмотря на принятые решения Архиерейским Собором и Священным Синодом, эта работа идет не так споро, как хотелось бы. Поэтому с трибуны миссионерского съезда я вновь обращаюсь к Преосвященным Владыкам и к отцам настоятелям: нам надлежит значительно ускорить как подготовку миссионеров-катехизаторов, так и их назначение в штат приходов, в первую очередь ― городских, где сегодня особенно востребовано это служение. Я уже не говорю о соответствующих сотрудниках в епархиальных управлениях и в благочиниях. Эти вакансии должны быть безоговорочно заполнены там, где этого еще не произошло.
Вместе с тем необходимо сказать, что миссионерская работа не может сводиться исключительно к деятельности штатного сотрудника епархии, благочиния или прихода. Каждый храм в лице настоятеля, клира, приходских работников и воцерковленных прихожан призван стать участником миссии свидетельства о Христе ближним и дальним, вовлечение их в евхаристическую жизнь приходской общины. Все члены прихода и тем более его сотрудники делают одно общее дело, дело Божие, и совершать его необходимо с ревностью о славе Господней во исполнение слова Спасителя: "Будете Мне свидетелями в Иерусалиме; и даже до края земли".
Цель же этого свидетельства не только в познании веры, но в жизни в соответствии с этой верой, но в жизни, которая является самым ярким свидетельством о Христе, сказавшем: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного".
Желаю всем участникам нынешнего Съезда, всем миссионерам, епархиальным архиереям, настоятелям, благочинным плодотворных трудов на ниве церковной миссии."

05 декабря 2014 в 16:33

Присутствовала лично при этих словах и на этом съезде :)

06 декабря 2014 в 14:01

Его Святейшество как ледокол-буксир, да и к тому же в форватере государственной политики.Для большинства важен.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем