
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 17
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Азбука. Ру
Десять в одном: это многоликое осуждение
Страсти и добродетели
Артемий Слёзкин
Осуждение. Самый распространенный в мире грех. Самый легко совершаемый и самый едкий по воздействию на душу человека. Слова осуждения легко слетают с моего языка, острыми льдинками впиваясь в мою горячую душу, потихоньку охлаждая ее. Да-да, любой грех ранит, прежде всего, самого человека. А рана от осуждения сильна в десятикратном размере. Если разобрать «на атомы» грех осуждения, то можно насчитать как минимум десять других грехов, служащих либо источником, либо следствием греха осуждения. Итак, начнем?
Десять в одном: это многоликое осуждение
«Притча о бревне в своем глазу». Доменико Фетти
1. Суд на другим
Грех осуждения имеет корнем слово «СУД»: оСУДил. Осуждая другого человека, мы ставим себя на место судии, который нередко безапелляционно выносит человеку приговор, чаще всего – заочно. Сказать «правду-матку» в лицо другому не каждый решится, а вот за его спиной, в его отсутствие – пожалуйста! Но эти ответвления греха осуждения мы рассмотрим ниже.
Почему оСУДить другого – плохо, почему от СУДа над другими предостерегает нас Господь: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1)? Потому что правда – в понимании ее истинности – одна. И такая правда может быть только у Того, Кто лишен греха, Кто беспристрастен, Кто вне этого времени и пространства. Правда может быть только у Господа, знающего движения сердца каждого человека.
Когда же мы режем, как нам кажется, «правду-матку» о том или другом человеке или группе лиц, мы лишь высказываем свое личное, частное мнение о той или иной стороне поведения другого или других. Это не «правда» в абсолютном ее значении, нет! То есть мы вершим, как нам кажется, правый суд над другим человеком, не имея для этого всех фактов, то есть – знания истинного положения вещей.
Таким образом, судя ближнего, мы похищаем достоинство Божие, берем на себя чисто Его, Истинного Судии, функции. Зная нашу падшую природу, склонную к такому «легкому греху», как осуждение, Господь и предостерег нас простой, на первый взгляд, заповедью: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк.6:37-38).
Десять в одном: это многоликое осуждение
«Клевета». Сандро Боттичелли
2. Клевета
Клевета – это осуждение кого бы то ни было без знания фактов. Например, просматривая новостную телепередачу, сюжет о недоработках власти на местах, мы в запальчивости восклицаем: «Да это не власть, а свора воров и бездельников!» Откуда ты это знаешь? Ты в этом уверен? Ты знаешь конкретные раскрытые факты коррупции и бездеятельности конкретных чиновников? Нет! Значит, оклеветал людей.
Чаще всего мы клевещем на ни в чем не повинных людей, знакомых нам или незнакомых. Мы не можем знать наверняка, правда ли он сделал какое-то худое дело, или об этом нам донес «испорченный телефон». Однако осуждающее слово так и просится на язык, так и хочется метнуть это острое и ядовитое слово в оппонента.
Клевета – дело диавольское. Само слово «диавол» переводится на русский язык как «клеветник». И уж, конечно, лукавый сделает все возможное, чтобы мы осуждали и клеветали друг на друга как можно больше.
Осуждение и клевета вообще идут по жизни рука об руку. Причина понятна: мы не можем знать ВСЕГО о человеке. Имея ограниченную информацию, тем не менее, мы выносим человеку обвинительный приговор, не допуская даже мысли, что можем ошибаться. Не ошибается только Единый Бог.
Десять в одном: это многоликое осуждение
Гордыня. Фрагмент. «Семь смертных грехов и четыре последние вещи». Иероним Босх
3. Гордость
Гордость, возношение над другими, – вообще, по мнению святых отцов, мать всех пороков. Что стоит за гордостью? «Я бы ТАК не поступил. Я бы сделал лучше. Я – хороший». Из этого следует, что я – выше других людей и уж, конечно, имею право сверху-вниз выносить «праведный суд» о них.
Что же мы читаем в Писании: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Денница был светлейшим из ангелов, ближайшим к Богу. Почему он стал сатаною? Возгордился. Захотел стать как Бог. И был низвергнут в бездну ада.
«Диавол, ниспадший из своего небесного чина за гордость, непрестанно усиливается увлечь в падение и всех тех, кои от всего сердца желают приступить к Господу, – тем же самым путем, каким и сам ниспал, т. е. гордостью и любовью к суетной славе. Этим-то борют нас демоны, этим-то и другим подобным думают они отдалить нас от Бога» (прп. Антоний Великий).
Гордость – раковая опухоль всего человечества. Эта опухоль страшна тем, что непрерывно плодит метастазы. Осуждение – одна из этих гнойных метастаз. Почему – понятно. Если я выше и лучше других, то уж, наверное, имею полное законное право высказывать свое превосходящее мнение о любом человеке. И кто мне не нравится – берегись!
Десять в одном: это многоликое осуждение
4. Лесть
Мы редко осуждаем того или иного человека в душе, внутри себя. Как правило, слова осуждения легко слетают с наших уст – по своей инициативе или как соглашательство с собеседником, осуждающим кого-то, – во время беседы. Как я сказал, даже молчаливое соглашательство на слова собеседника, осуждающего кого-то, – это уже наш личный грех, грех осуждения.
Но почему мы соглашаемся с собеседником? Ведь очень часто мы даже лично не знакомы с человеком, о котором наш собеседник высказывается с пренебрежением. То есть получается, что мы осуждаем «за компанию». Что за этим стоит? Лесть. Желание понравиться собеседнику. Стремление подлить масла в топку его самолюбия.
Таким образом, круг осуждения, клеветы и гордости расширяется, вовлекая в свою орбиту все новых людей. Грех, как снежный ком, растет, налипая на себя многие другие страсти и страстишки людей.
Десять в одном: это многоликое осуждение
«Свежий кавалер». Павел Андреевич Федотов
5. Тщеславие
Тщеславие или тщетная слава – желание человека покрасоваться перед другими, чтобы его хвалили, с ним соглашались, им восхищались. Еще бы! Вот мы с другом ведем разговор о каком-то постороннем человеке, которого мой друг лично не знает. Ну и я, само собой, заливаюсь соловьем, критикуя этого человека на все лады. И, естественно, приглашаю на этот пир греха своего собеседника. Он, может, и не хочет никого осуждать, но, из вежливости или желания угодить мне, подключается к осуждающим тирадам.
Зачем в свое преступление Христова закона – не осуждай! – я вовлекаю невольного сообщника? Из тщеславия. Из желания похвалы: вот, мол, какой я продвинутый, могу судить да рядить обо всех. Мне хочется покрасоваться перед другом. Часто бывает, что других каких-то особых талантов для этого у меня нет, зато запаса осуждения – хоть отбавляй! Так и разрастается безвинный с виду грех в гречище…
Десять в одном: это многоликое осуждение
6. Двоедушие
Двоедушие – это грех осуждения, когда в глаза человеку говорится одно, а за глаза, то есть за его спиной, в его отсутствие при разговоре, – другое.
Двоедушие – родной брат клеветы. Только клевещут обычно «обо всех», а двоедушничают о конкретных людях. И самое страшное, что часто мы выносим неправый суд над близкими людьми, только потому, что в них нам что-то не нравится. Или они сами нам не больно по душе. Так мы делаем больно своей душе и душе того, кого за его спиной осуждаем.
Почему легко дается нам грех двоедушия? Да все по той же причине: трудно говорить «правду» в лицо человеку – он может обидеться, перестать с вами общаться. Попробуйте наступить другому на больную мозоль. Так и тут: нелегко ставить другого на место, стоя с ним лицом к лицу. Да и понятие «личной правды» не всегда истинно даже для нас самих. Зато когда человека, о котором мы знаем «всю правду», рядом нет, есть огромный соблазн «спустить пары». Причина? Наша проржавленная грехом человеческая природа, склонная ко всякому злу.
Так метастазы опухоли осуждения и гордости поражают все новые и новые здоровые ткани крепких человеческих отношений. Ведь от того, что я кого-то осудил за спиной человека, мои отношения с ним от этого лучше не становятся. Наоборот…
Десять в одном: это многоликое осуждение
7. Мнение о себе
Мнение о себе или самомнение – дочка гордости. Когда я считаю себя если не лучше, то уж точно «не хуже» других людей. А раз так, то имею полное «кошачье» право судить обо всех, как мне вздумается.
«Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они – утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство. Тщеславные, гордые понятия, из которых составляется самомнение, разрушают в человеке тот духовный престол, на котором обыкновенно восседает Святый Дух, разрушают то единственное условие, которое привлекает к человеку милость Божию» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
Мнение о себе, своей исключительности, истинности своих суждений – прямой путь к прелести. Прелесть – ложное духовное состояние, в котором человек мнит себя подвижником, видит себя «духовнее», «православнее» других людей. А раз так, то уж его мнение, мнение «гуру» о тех или иных вопросах или личностях – единственно верно. «Чем кто невнимательнее к себе, тем более почитает себя угодным Богу» (прп. авва Исаия).
Десять в одном: это многоликое осуждение
«Христос и грешница». Василий Дмитриевич Поленов
8. Нелюбовь к ближнему
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35).
Осуждая других людей, мы нарушаем эту заповедь Господа нашего Иисуса Христа. Любовь – основа нашей веры, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин.4:16). Таким образом, осуждающий извергает себя из любви, а значит, и из Бога.
И правда, может ли осуждение быть проявлением любви пусть даже к тяжко согрешающему? Представьте, что человек осужден на казнь. Поднимается на эшафот, где его ждет с топором палач. А мы стоим в толпе зевак. Что мы будем кричать: «Палач, не промахнись!» Или «пощадите его!»
Не осудить человека – это проявить к нему любовь, сострадание, милосердие. То есть то, что и наполняет христианство жизненностью, истинностью. Христос за нас, людей, распялся на кресте, страдал, умер. А уж Кто-Кто, а Он единственный мог осудить нас, не имея в себе греха.
Вспомните эпизод с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Когда ее привели ко Христу, то сказали Ему, что, по закону Моисееву, таковых нужно побивать камнями.
«Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8:7-11).
Христос, будучи Правдою, Истиной и Жизнью, не осудил явную грешницу, хотя имел все права на это. Не пример ли это для нас – никого не осуждать, а оправдывать? Не выносить приговор по поводу и без, а щадить других, любить других, что и требует от нас Спаситель. Вот почему, как мне кажется, Он и дал нам заповедь о неосуждении других. Мы должны не осуждать никого не только из-за страха наказания (осуждения нас на вечные муки), но из-за любви к ближним, сострадания к ним. Это – путь усыновления Христу.
Десять в одном: это многоликое осуждение
«Дуэль Онегина и Ленского». Илья Ефимович Репин
9. Злопамятство
Бывают, кажется, случаи, когда осудить другого мы имеем полное право. Когда этот другой сделал нам зло, причинил боль нам или нашим близким, равнодушно поступил с нами, «вытер» о нас ноги. «Ух, я ему задам!» – спешим мы выместить ответную злобу в осуждающих разговорах.
А ведь помнить зло, мстить, проклинать обидевшего – это «товары», сопутствующие осуждению. Это отдельные, самостоятельные грехи, которые нам так же нужно исповедывать перед лицом Божиим.
«…Злопамятство производит смерть, забвение зла – жизнь вечную» (св. Ерм). «Если борет тебя злопамятство, от всей души помолись о том брате, и злопамятство отступит от тебя» (прп. Ефрем Сирин). «Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата» (прп. Ефрем Сирин). «Ветер сильный гонит облака, а злопамятство – добрые чувства из души» (авва Евагрий).
Десять в одном: это многоликое осуждение
«Две бабки». Карл Блох
10. Празднословие
Наш ком из грязного снега осуждения, как видите, разросся до неприличных размеров. Напоследок, в общую кучу, скажем еще об одном сопутствующем осуждению грехе – празднословии. Обычно в разговоре мы не задаемся конкретной целью осудить кого-то. Это получается как-то само собой, «для красного словца», особенно тогда, когда пламя беседы начинает затухать. А осуждение – прекрасные сухие «дровишки» для этого пламени.
Вот и получается, что не будь пустого разговора, пустословия, глядишь, не было бы и осуждения. Есть, конечно, разговоры необходимые, по делу или, особенно, для назидания души. Однако большей частью мы любим поболтать «ни о чем», просто потому, что умеем разговаривать, знаем слова и нам не терпится этими словами с кем-то поделиться. И то не понимаем, что в пустой треп и подсовывает лукавый осуждение ближних. Если можем не говорить – не будем говорить, избегать болтовни, ибо в ней таится множество подводных греховных камней.
***
Подведем черту. Как мы увидели, осуждение – не безвинный грех, а ГРЕХ, таящий в себе много опасностей для духовного здравия человека. Греха осуждения очень трудно избежать, ибо все мы в той или иной степени заражены гордостью, тщеславием и самомнением. На то и дано нам покаяние – лечебница духовная. Когда же будем готовиться к исповеди, выпишем не только «осуждение», но и что-то из того, о чем мы поговорили. Копнем себя: сколько на мою душу налипло грязи вместе с осуждением? Исповедуемся и Бог нам не только простит, но даст силы на борьбу со страстью осуждения…
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Митрофорный протоиерей












