Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Книжная полка

История Церкви. Вселенские Соборы.

История Вселенской Церкви

verapravoslavnaya.ru/?Istoriya_Cerkvi._Vselenskie_Sobory

§ 12. Иудейское гонение Церкви
На первых же порах существования молодой христианской Церкви среди еврейского
населения Палестины и евреев рассеяния обнаружилось двоякое отношение к Ней.
Простой народ, как свидетельствует Книга Деяний Апостольских, относился к Церкви
доброжелательно. Но привилегированные слои общества, преимущественно знатные
евреи, принадлежавшие к сектам фарисеев и саддукеев, так называемые "иудеи",
были крайне враждебны к Церкви и настраивали народ против христиан.
Почему же так они относились?
Дело в том, что еврейское общество отличалось внешним соблюдением обрядового
закона (омовение рук и др.) и ожиданием Мессии в качестве земного царя, который
должен был установить политическое господство евреев во всем греко-римском мире.
Христианство явилось полной противоположностью иудейскому ожиданию Мессии и
извращенному пониманию религии. "Царство Мое не от мира сего", "Бог есть Дух",
"и таковых Он ищет", - говорил Спаситель. Поэтому вполне естественно иудейство
встретило Церковь враждебно.
Противодействие иудейства Христовой Церкви происходило по двум направлениям:
I. Путем искажения смысла учения Христова и
II. Путем физического уничтожения христиан.
I. Искажение христианского учения появилось в первое же десятилетие
существования Церкви, когда "неции из иудеев" пытались посеять недоверие к
апостолам и распространить ложное учение о недостаточности евангельского закона
для спасения и необходимости соблюдения обрядового закона (Деян. 15, 1-7).
Апостольский собор в 50 г. окончательно решил этот вопрос. Но противники
Евангелия не успокоились и еще некоторое время волновали Церковь своим
еретическим учением.
Однако их влияние на христиан-евреев было не велико, а христиан-эллинов еще
меньше.
II. Иудеи стремились и физическим путем уничтожить христианство. Пользуясь
относительной свободой судопроизводства и временным отсутствием контроля со
стороны Рима, синедрион убивает архидиакона Стефана и преследует верующих в
Иерусалиме (36 г.), убивает Иакова Зеведеева и заключает в темницу апостола
Петра (44 г.). Иудеи покушаются на жизнь апостола Павла в 58 г. и убивают
апостола Иакова, брата Господня в 63 г. А за пределами Палестины апостолы и
христиане не раз подвергались нападению толпы по подстрекательству иудеев.
В 66 г. в Иерусалиме подготавливается восстание против римлян. Помня слова
Спасителя ("Горе тебе, Иерусалим"), верующие христиане удалились за Иордан в
город Пеллу, во владения еврейского царя Агриппы III, который к ним относился
благожелательно. Когда в 70 г. после длительной и жестокой осады Иерусалим был
взят римскими войсками под командованием Тита и разрушен до основания, то иудеи
утратили возможность прямо преследовать Церковь, но ненависть их к христианам
увеличилась еще больше, как мнимым изменникам отечеству. С этого момента они
стараются клеветать на христиан перед римскими чиновниками и руками язычников
преследовать ненавистную им Церковь Христову. Так продолжалось до IV века - 313
года.

§ 22. Еретики иудействующие
Начало ересей иудействующих восходит ко времени Апостольского Собора 50 г. На
этом Соборе по вопросу об отношении иудейства к христианству было решено, что
соблюдение Моисеева закона не обязательно для христиан, так как в Христианской
Церкви спасение совершается блогодатью Господа Иисуса Христа, а не исполнением
Моисеева закона. Несмотря на такое решение, партия христиан из иудеев
фарисейского направления, возбудившая вопрос от отношении иудейства к
христианству, осталась при своих убеждениях, а именно, что Моисеев закон и
вообще все иудейство необходимы для спасения и в Христианской Церкви.
Первоначально убеждения этой партии не имели характера ереси, так как в
Палестине все христиане из иудеев, по установившемуся обычаю, исполняли закон
Моисеев и обрезывались. Но в начале II века партия ревнителей Моисеева закона
уже резко выделялась как еретическая. В 30-х годах того же века после разрушения
Иерусалима, когда строгое соблюдение Моисеева закона стало невозможным, часть
христиан из иудеев совершенно оставила исполнение его, присоединялась к
христианам из язычников, составивших церковь в построеном вместо Иерусалима
городе, Элии Капитолине, и даже согласилась на избрание епископа из
необрезанных; партия же христиан из иудеев, отстаивавшая соблюдение Моисеева
закона, решительно отделилась от Церкви и образовала отдельное, вполне
еретическое общество. Впрочем, и эта партия распалась на две части строгих
ревнителей закона и умереных.
Первые известны под названием евионитов, вторые - назареев. Назареи, в
сущности, не отступали от общецерковного учения, признавая Иисуса Христа Мессией
и Богом, допуская его сверхъестественное рождение. Но при этом они считали
необходимым соблюдение Моисеева закона для христиан из иудеев, не придавая ему
такого значения для христиан из язычников и признавая ап. Павла для последних
учителем Божественной мудрости. Церковь относилась снисходительно к этой партии
иудействующих, не считая их в собственном смысле еритиками. Партия назареев в
небольшом количестве существовала до IV века.
Совсем другое представляла партия евионитов, получивших такое название от
еврейского слова "евион", что значит бедный. Они признавали решительно
необходимым для всех христиан соблюдение Моисеева закона, считая поэтому
апостола Павла, восставшего против этого, отступниким от веры. По их понятию,
иудейская религия и с пришествием Христа Спасителя по-прежнему имеет важное
значение в деле спасения людей.
Таким образом, значение христианства как религии, имевшей своей задачей обнять
весь мир, ограничивалось. Евиониты не придавали ему даже значение новой религии,
а считали продолжением того же иудейства. Отсюда и учение их и Христе Спасители
было не такое, какое содержала и содержит истинная Христианская Церковь.
Признавая его за Мессию, они ведели в Нём не Бога-Искупителя, а только великого
пророка, подобного Моисею, который пришёл проповедовать о наступлении своего
царства, в которое могли войти одни только иудеи. Вся деятельность его
ограничивалась, по их понятию, только разъяснением закона и дополнением его
новыми заповедям. Отрицая в Иисусе Христе Божественое достоинство, они
признавали его простым человеком, сыном Иосифа и Марии, получившим Божественную
силу и достоинство Мессии только в Крещении.
Таким образом, главного догмата христианства об искуплении человечества Господом
Иисусом Христом от греха, проклятия и смерти у евионитов не было. Смерть
Спасителя не имела у них искупительного значения, она воодушевляла их только
надеждой скорого вторичного пришествия его на землю, чтобы основать земное
царство, которое будет существовать тысячу лет (хилиазм). Евиониты разнились от
истинной Христианской Церкви и в церковной практике. Так, они совершали таинство
Евхаристии только однажды в год, в воспоминание Тайной вечери Спасителя, и
употребляли в нем одну воду, как аскеты.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности