- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 85
- |
- Видео 3
- |
- Мероприятия 0
В Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери открылась уникальная выставка фолежных икон
Выставка «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие» открылась на цокольном этаже Спасо-Преображенского кафедрального собора Твери 2 ноября.
Выставка создана руководством, преподавателями и студентами Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) при участии Благотворительного фонда Тверской епархии по восстановлению порушенных святынь имени благоверного князя Михаила Тверского и проводится по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия.
Глава Тверской митрополии в своем слове выразил благодарность организаторам выставки и рассказал о том, что хорошо знаком с этим искусством с детства, и о том, что эти иконы являются свидетелями веры нашего народа в непростой век гонений на Русскую Церковь:
Когда я только вошел в этот зал, у меня прямо сердце сжалось, потому что я отношусь к поколению 70−80-х годов. Мои детство и юность проходили именно в эти годы, когда перед глазами были именно такие иконы в деревенских домах, в тех деревнях, в которых жили мои бабушки, моя тетя, мой дядя. Они были совершенно разные, но создавались руками людей. У меня до сих пор в квартире в моем родном городе находится подобная икона Божией Матери, которая была дана в благословение моей маме на брак ее воспитывающей, не родной, но ставшей для нее мамой. Эти изображения мне даже понятны и известны. Они распространялись, так что некоторые из них я даже видел, правда, в несколько другом исполнении. Но хочу вас поблагодарить за то, что вы собрали эти иконы. Это не так просто. Наверное, если иконы, которые находятся в домах, ценятся и сохраняются семьями, то их не забрать. Если они предназначены для уничтожения в силу разных обстоятельств, спасибо за то, что вы их спасли, потому что хотя эти образы и совсем простенькие, как нам кажется, но попробовал бы кто сейчас что-то подобное создать с нуля. Хотя они и выглядят очень просто, но на самом деле в них заложена и душа, и таланты, и мастерство людей, а самое главное, вера.
Перед этими иконами молились в самые тяжелейшие годы нашего XX века новомученики и исповедники — люди, которые верили и умели молиться совсем не так, как мы сегодня. Это поистине духовные гиганты по сравнению с нами, духовными карликами. И эти иконы сохраняют в себе память о тех людях, которые обращались к Богу, к святым, Божией Матери, изображенным на них, с горячей молитвой и о своих семьях, и о своих детях, и о судьбах Отечества. И хранили они их подчас тайно, пряча в шкафах либо закрывая тканью, скрывая от посторонних глаз, потому что в то время это тоже было небезопасно, чтобы эти иконы видели в домах».
С приветственным адресом от ректора Российского государственного гуманитарного университета А.В. Логинова выступил директор учебно-научного центра (УНЦ) визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ профессор РГГУ Дмитрий Антонов:
Без преувеличения можно сказать, что проект «Христианская народная культура СССР: исчезающее наследие» является первым и единственным в своем роде в России как в части концепции, так и по составу экспонатов. Проект знакомит нас с уникальными художественными традициями духовной культуры России, которые формировались и развивались даже в сложное время гонений на Церковь. Несмотря на то что разрушались храмы и попирались иконы, люди веры и искусства смогли не только сохранить наследие Великой России для последующих поколений, но и приумножить исконные традиции Русской Православной Церкви в непростой для религии период.
Ярким примером сохранения этих традиций являются иконы и предметы церковного культа, которые руками не мастеров, а духовенства и простых верующих создавались из подручных материалов в местах лишения свободы, как то концлагерь на Соловках, дома инвалидов на Валааме, или для домашних алтарей и красных уголков. И об этом много рассказывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, как он дома со своими братьями, отцом и дедушкой — священниками организовывал литургии и молебны при закрытых окнах с чашами, созданными из домашней утвари.
Советские иконы — это немые свидетели истории и судеб людей. Каждый экспонат, представленный в рамках выставки, хранит в себе уникальные рассказы о вере, стойкости и мастерстве.
Мне крайне приятно, что именно центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени, созданный на базе факультета культурологии РГГУ, взял на себя ответственную и такую нужную обществу миссию по спасению, изучению и популяризации религиозных и художественных традиций ХХ века. Эта работа требует большого труда и преданности делу, и я уверен, что ее плоды — важный шаг к сохранению и пониманию нашего культурного наследия.
От имени Российского государственного гуманитарного университета хотел бы выразить благодарность Президентскому фонду культурных инициатив, Обществу содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова, а также митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию и благотворительному фонду Тверской епархии за поддержку и неоценимый вклад в организацию этого значимого события».
Официальный день открытия выставки сопровождался авторскими лекциями кураторов о советских иконах и презентацией книг.
Экскурсию по выставке провел куратор курса Дмитрий Доронин. После экскурсии архиерей и гости смогли задать интересующие их вопросы кураторам проекта. От кураторов экспозиции митрополиту Амвросию была подарена книга «Нимб и крест: как читать русские иконы».
В ходе экскурсии митрополит Амвросий познакомился с тремя реставраторами икон, студентами РГГУ.
По воскресным дням в 15:00 кураторы выставки будут проводить авторскую экскурсию и презентацию книг об иконах советского времени для всех желающих.
Выставка продолжит свою работу до 31 января 2025 года.
В дни работы выставки состоятся мастер-классы по обучению технике изготовления фолежной иконы, а также лекции для представителей музейного сообщества и краеведов, посвященные проблеме музеефикации артефактов религиозного искусства и быта советской эпохи.
Первый в России межрегиональный выставочный проект «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в пяти крупных городах России в 2024–2025 годах. Он посвящен советским иконам — уникальным свидетелям непрерывной религиозной жизни народа в условиях государственного атеизма. Проект реализует команда специалистов центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ (руководитель Дмитрий Антонов) и научно-издательского центра «Индрик» (руководитель Кирилл Вах). Партнерами проекта выступают Синодальный отдел по взаимоотношениям с обществом и СМИ, Императорское Православное Палестинское Общество, Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова.
Фолежные иконы не только уникальный социальный и материальный феномен эпохи, но и яркое, самобытное явление народного искусства. В советские десятилетия в разных регионах СССР сложились свои художественные традиции создания и украшения икон, работали талантливые мастера. Им приходилось трансформировать дореволюционные ремесленные практики и изобретать новые. Используя элементы декора XIX века и доступные в советском селе материалы, они изготовляли сложные, богато декорированные иконы-бриколажи, в которых ярко отражалась история всей страны и художественные традиции каждого региона.
С распадом СССР это живое явление начало быстро исчезать, мастера стареют и умирают. Созданные ими иконы ветшают, их массово уничтожают. Исчезает целый пласт советской религиозной культуры, который до недавнего времени не был осмыслен как историческое, культурное, религиозное и художественное явление.
Цель выставочного проекта — в популяризации, экспонировании и спасении этого материального и культурного наследия в регионах России. Благодаря реализации проекта уникальные артефакты и локальные традиции советской эпохи будут выявляться и сохраняться на местах, привлекая туристов и открывая новые возможности для деятельности местных организаций — краеведческих, исторических, детских, церковных и др.
Кураторы выставки:
Дмитрий Антонов, профессор РГГУ, директор УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ;
Дмитрий Доронин, старший научный сотрудник УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ;
Кирилл Вах, генеральный директор научно-издательского центра «Индрик»;
Анастасия Завьялова, научный сотрудник проекта, РГГУ.