Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Священномученик Заха́рия (Лобов), архиепископ Воронежский

Ар­хи­епи­скоп За­ха­рия (Ло­бов За­хар Пет­ро­вич) ро­дил­ся 23 мар­та 1865 го­да в се­ле Пет­ров­ка Пав­лов­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье мел­ко­го чи­нов­ни­ка, не при­над­ле­жав­ше­го к дво­рян­ско­му со­сло­вию. Из­брав ду­хов­ную сте­зю, он окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще в Пав­лов­ске и ду­хов­ную се­ми­на­рию в Но­во­чер­кас­ске (1888).

С сен­тяб­ря 1888 го­ду отец За­ха­рия слу­жил в Но­во­чер­кас­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре, стал про­то­и­е­ре­ем и клю­ча­рем хра­ма. В его се­мье бы­ло чет­ве­ро де­тей: Оль­га, Ве­ра, Гав­ри­ил и Алек­сей. По­след­ний при­нял мо­на­ше­ский по­стриг под име­нем Ан­то­ния и в 1930-е го­ды, бу­дучи ар­хи­манд­ри­том, на­хо­дил­ся в ссыл­ке под Ар­хан­гель­ском. Пра­внук За­ха­рии, Олег Ни­ко­ла­е­вич Ло­бов, в на­ча­ле 1990-х го­дов жил в Но­во­чер­кас­ске.

5 ок­тяб­ря 1923 го­да ов­до­вев­ший З.П. Ло­бов, по­сле при­ня­тия мо­на­ше­ско­го чи­на с со­хра­не­ни­ем преж­не­го име­ни, хи­ро­то­ни­сан епи­ско­па­ми Ак­сай­ским Мит­ро­фа­ном (Гри­не­вым; † по­сле 1917) и Ин­но­кен­ти­ем во епи­ско­па Ниж­не­чир­ско­го, ви­ка­рия Дон­ской епар­хии (его пред­ше­ствен­ник, вла­ды­ка Ни­ко­лай (Ор­лов; †1922) скон­чал­ся в ца­ри­цын­ской тюрь­ме). В 1924 го­ду За­ха­рия аре­сто­ван и при­го­во­рен ро­стов­ски­ми че­ки­ста­ми к двух­лет­ней ссыл­ке на Со­лов­ки. По­сле него Ниж­не­чир­ская ка­фед­ра боль­ше ни­кем не за­ни­ма­лась. На Со­лов­ках в тот мо­мент на­хо­ди­лось боль­ше епи­ско­пов, чем на сво­бо­де. На ла­гер­ных фо­то­гра­фи­ях ря­дом с За­ха­ри­ей за­пе­чат­ле­ны мит­ро­по­лит Ев­ге­ний (Зер­нов; †1937), позд­нее мит­ро­по­лит Горь­ков­ский (с 1934 го­да), ар­хи­епи­ско­пы Мит­ро­фан (Гри­нев), ар­хи­епи­скоп Ве­рей­ский Ила­ри­он (Тро­иц­кий; †1929), Се­ра­фим (Ме­ще­ря­ков), епи­ско­пы Мор­шан­ский Па­вел (Вве­ден­ский; †1937), Бо­го­род­ский Пла­тон (Руд­нев; †1936), Вин­ниц­кий Ам­вро­сий (По­лян­ский; †1931).

На Со­лов­ках в чис­ле два­дца­ти че­ты­рех иерар­хов За­ха­рия под­пи­сал 7 июня 1926 го­да “Па­мят­ную за­пис­ку Со­ло­вец­ких Епи­ско­пов, пред­став­лен­ную на усмот­ре­ние Пра­ви­тель­ства”, в ко­то­рой пред­по­ла­га­лось, что Цер­ковь и го­су­дар­ство бу­дут неуклон­но со­блю­дать прин­цип невме­ша­тель­ства в де­ла друг дру­га. Епи­ско­пы от­ка­зы­ва­лись от уча­стия в по­ли­ти­че­ской жиз­ни об­ще­ства, но при этом хо­те­ли про­ве­сти По­мест­ный Со­бор, из­брать Пат­ри­ар­ха и сво­бод­но осу­ществ­лять бо­го­слу­же­ния. Пра­ви­тель­ство эту за­пис­ку от­ве­том не удо­сто­и­ло.

В 1926–1929 го­дах епи­скоп За­ха­рия был ви­ка­ри­ем Твер­ской епар­хии, жил в Торж­ке и Бе­жец­ке.
24 ап­ре­ля 1929 го­да За­ха­рия воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па и на­зна­чен гла­вой Во­ро­неж­ской епар­хии (но­сил ти­тул ар­хи­епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го и За­дон­ско­го). В Во­ро­неж он при­был в Пас­халь­ные дни 1929 го­да. В при­вет­ствен­ном сло­ве к пастве он ска­зал: “Усерд­ней­ше про­шу при­нять ме­ня как ар­хи­пас­ты­ря и от­ца и об­ра­щать­ся ко мне всем серд­цем и всей ду­шою. Да бу­дем еди­ны, ибо в еди­не­нии спа­се­ние на­ше и небес­ное, и зем­ное”.

Пер­вые пол­то­ра го­да ар­хи­епи­скоп За­ха­рия жил в сто­рож­ке при Успен­ской церк­ви, за­тем сни­мал квар­ти­ры по адре­сам: ули­ца Ще­ми­лов­ская, 21 (ныне ули­ца Ко­ро­лен­ко), пе­ре­улок Ко­ма­ро­ва, 47. До мар­та 1932 го­да со­вер­шал бо­го­слу­же­ния в Тро­иц­ком Смо­лен­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре, за­тем, в свя­зи с его за­кры­ти­ем, пе­ре­нес ка­фед­ру в Успен­скую цер­ковь. И сю­да к нему по-преж­не­му тя­ну­лись жи­те­ли го­ро­да и окрест­ных де­ре­вень, ли­шив­ши­е­ся хра­мов и пас­ты­рей за пас­тыр­ским сло­вом, со­ве­том, на­став­ле­ни­ем.
Мит­ро­по­лит Ма­ну­ил (Ле­ме­шев­ский) при­вел та­кую ха­рак­те­ри­сти­ку За­ха­рии: “Со­блю­дал стро­го сре­ду и пят­ни­цу, ел один раз в день пшен­ный суп пост­ный и то толь­ко по­сле все­нощ­но­го бде­ния. В Ве­ли­кий Пост в первую, чет­вер­тую, седь­мую неде­ли ел толь­ко один раз то­же толь­ко по­сле все­нощ­но­го бде­ния. В част­ной жиз­ни был прост, лю­бил из­ред­ка и по­шу­тить”.

В тяж­кие го­ды во­ин­ству­ю­ще­го ате­из­ма ар­хи­епи­скоп За­ха­рия с Бо­жи­ей по­мо­щью со­хра­нял и укреп­лял пра­во­слав­ную ве­ру сре­ди сво­ей паст­вы.

В 1931 го­ду ар­хи­епи­скоп За­ха­рия участ­во­вал в за­се­да­нии Вре­мен­но­го пат­ри­ар­ше­го Свя­щен­но­го со­бо­ра. 19 ап­ре­ля 1932 го­да он был на­граж­ден пра­вом но­ше­ния кре­ста на кло­бу­ке. Он из­на­чаль­но стал на по­зи­цию мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го), За­ме­сти­те­ля Ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла, и под­дер­жи­вал его во всех де­я­ни­ях.

По Со­лов­кам и по слу­жеб­ным де­лам За­ха­рия был зна­ком со мно­ги­ми иерар­ха­ми церк­ви. В 1933 го­ду у него неде­лю жил осво­бож­ден­ный из ссыл­ки епи­скоп Там­бов­ский Вас­си­ан (Пят­ниц­кий), в 1934 го­ду два ме­ся­ца про­вел ар­хи­епи­скоп Кур­ский Онуф­рий (Га­га­люк; †1938). В 1935 го­ду у За­ха­рии оста­нав­ли­ва­лись при­ез­жав­шие в Во­ро­неж по де­лам епи­скоп Мор­шан­ский Па­вел (Вве­ден­ский) и епи­скоп Елец­кий Се­ра­фим (Про­то­по­пов).

23 мая 1935 го­да ар­хи­епи­скоп За­ха­рия (Ло­бов) был аре­сто­ван, в его квар­ти­ре про­из­ве­ден обыск. Бы­ли изъ­яты пред­ме­ты ар­хи­пас­тыр­ско­го об­ла­че­ния и цер­ков­ные день­ги.
19 июля 1935 го­да вла­ды­ке бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции “с ис­поль­зо­ва­ни­ем ре­ли­ги­оз­ных пред­рас­суд­ков масс”, в рас­пус­ка­нии про­во­ка­ци­он­ных слу­хов. Об­ви­не­ние стро­и­лось на по­ка­за­ни­ях прич­та Успен­ской церк­ви – свя­щен­ни­ка И.С. Ко­то­ва, пса­лом­щи­ков П.И. Дол­го­по­ло­ва и И.Л. На­зар­чен­ко, цер­ков­но­го ста­ро­сты И.Н. Скри­пи­цы­на, за­няв­ших нега­тив­ную по­зи­цию по от­но­ше­нию к сво­е­му вла­ды­ке.

По по­ка­за­ни­ям свя­щен­ни­ков Успен­ской церк­ви упор де­лал­ся на враж­деб­ное от­но­ше­ние Ло­бо­ва к Со­вет­ской вла­сти, на яко­бы (или в дей­стви­тель­но­сти имев­шие ме­сто) вы­ска­зы­ва­ния о бед­ствен­ном по­ло­же­нии кре­стьян в свя­зи с со­зда­ни­ем кол­хо­зов, о ни­щен­ской за­ра­бот­ной пла­те ра­бо­чих, о том, что го­су­дар­ство про­во­дит по­ли­ти­ку по ис­ко­ре­не­нию ре­ли­гии, за­кры­ва­ет церк­ви, ре­прес­си­ру­ет свя­щен­ни­ков. Един­ствен­ный кон­крет­ный слу­чай, ко­то­рый при­во­ди­ли они – про­по­ведь За­ха­рии в ка­нун Пас­хи 1935 го­да, где он буд­то бы срав­ни­вал пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ства и совре­мен­ную Рос­сию в плане го­не­ния на ве­ру­ю­щих и их пас­ты­рей.

По­ка­за­ния дру­гих сви­де­те­лей – кти­то­ра церк­ви се­ла Ма­ни­но Ка­ла­че­ев­ско­го рай­о­на Ф. Анип­ки­на, быв­ше­го пса­лом­щи­ка М. Мер­ку­ло­ва, вла­дель­ца до­ма, где квар­ти­ро­вал За­ха­рия, М. Гу­ро­ва, от­ри­цав­ших фак­ты контр­ре­во­лю­ци­он­ной про­па­ган­ды, во вни­ма­ние след­стви­ем при­ня­ты не бы­ли.
В ав­гу­сте 1935 го­да бы­ло утвер­жде­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние и де­ло пе­ре­да­но в спец­кол­ле­гию Во­ро­неж­ско­го об­ласт­но­го су­да. 10 сен­тяб­ря 1935 го­да За­ха­рию (Ло­бо­ву) был вы­не­сен об­ви­ни­тель­ный при­го­вор – пять лет ла­ге­рей. 12 но­яб­ря 1935 го­да ар­хи­епи­скоп За­ха­рия от­прав­лен в ла­герь. В по­след­ние го­ды ослеп, на­ча­лась во­дян­ка, от ко­то­рой он и скон­чал­ся в 1937 го­ду. Ре­а­би­ли­ти­ро­ван 30 июня 1992 го­да.

На Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 13–16 ав­гу­ста 2000 го­да ар­хи­епи­скоп За­ха­рия (Ло­бов) при­чис­лен к ли­ку рос­сий­ских но­во­му­чен­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: