Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Священномученик Дими́трий Троицкий, диакон

Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся в 1884 го­ду в се­ле Мак­ше­е­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ва­си­лия Тро­иц­ко­го. По окон­ча­нии в 1901 го­ду Ко­ло­мен­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща он слу­жил пса­лом­щи­ком в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме в се­ле По­чин­ки Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии. В 1924 го­ду Дмит­рий Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Пре­об­ра­жен­ско­му хра­му в этом се­ле, во­шед­шем то­гда в со­став Мос­ков­ской об­ла­сти. В 1930 го­ду диа­кон Ди­мит­рий за несда­чу зер­но­вых был при­го­во­рен су­дом к по­лу­то­ра го­дам вы­сыл­ки за пре­де­лы об­ла­сти; при­е­хав на ме­сто ссыл­ки, он стал слу­жить диа­ко­ном. Вер­нув­шись в 1932 го­ду по окон­ча­нии сро­ка в По­чин­ки, он сно­ва стал слу­жить в хра­ме диа­ко­ном.
В ян­ва­ре 1933 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма, диа­ко­на Ди­мит­рия и наи­бо­лее ак­тив­ных при­хо­жан. На во­прос, вел ли он от­но­ше­ния со свя­щен­ни­ком и ин­те­ре­су­ю­щи­ми след­ствие людь­ми, и не со­би­ра­лись ли они по до­мам, и о чем го­во­ри­ли, диа­кон Ди­мит­рий от­ве­тил, что лю­дей этих знал и от­но­ше­ния вел, и вме­сте они со­би­ра­лись, но «вслед­ствие пло­хой па­мя­ти бе­се­ды и их те­мы пом­нить не мо­гу, а по­том я во­об­ще ста­ра­юсь от них от­вле­кать­ся. Опре­де­лить... по­ли­ти­че­ское на­стро­е­ние свя­щен­ни­ка... по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти не мо­гу».
Вы­зван­ные на до­прос сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что диа­кон жа­ло­вал­ся на то, что его со­вет­ская власть ра­зо­ри­ла, дом ото­бра­ли, сад взя­ли, раз­ве воз­мож­но это бы­ло рань­ше? Ко­неч­но, нет. Ком­му­ни­сты му­ча­ют пра­во­слав­ный на­род, за­го­ня­ют на­силь­но в кол­хоз, да­вят на­ло­га­ми. Впро­чем, за­явил да­лее сви­де­тель, ка­кие имен­но вел диа­кон раз­го­во­ры про­тив со­вет­ской вла­сти, он вспом­нить не мо­жет.
В ре­зуль­та­те до­про­сов сви­де­те­лей для сле­до­ва­те­лей ОГПУ ста­ла оче­вид­на пол­ная неви­нов­ность диа­ко­на и в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии, со­став­лен­ном ими, при­шлось за­пи­сать, что «об­ви­ня­е­мый Тро­иц­кий Дмит­рий Ва­си­лье­вич ви­нов­ным се­бя в аги­та­ции не при­знал, не от­ри­цая то­го, что имел связь со свя­щен­ни­ком... у ко­то­ро­го и со­би­ра­лись». И в этом бы­ла вся ви­на диа­ко­на.
19 мая 1933 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла диа­ко­на Ди­мит­рия к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан, и он был от­прав­лен в Ал­ма-Ату.
В 1936 го­ду он вер­нул­ся из ссыл­ки в се­ло По­чин­ки. Дом у его се­мьи ото­бра­ли, и су­пру­га диа­ко­на жи­ла в цер­ков­ной сто­рож­ке, ра­бо­тая сто­ро­жем при хра­ме, в сто­рож­ке по­се­лил­ся и диа­кон Ди­мит­рий. Здо­ро­вье его тюрь­мой и ссыл­кой бы­ло по­до­рва­но, и он по­дал за штат и в храм хо­дил мо­лить­ся как при­хо­жа­нин.
В 1937 го­ду сно­ва под­ня­лось го­не­ние на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь; 5 сен­тяб­ря был до­про­шен сви­де­тель, сто­рож кол­хоз­но­го ого­ро­да, а через день со­труд­ни­ки НКВД вы­пи­са­ли справ­ку на арест диа­ко­на Ди­мит­рия, в ко­то­рой го­во­ри­лось: «По аген­тур­но­му де­лу “Бе­ло­риз­ни­ки” про­хо­дит про­жи­ва­ю­щий в се­ле По­чин­ки... дья­кон Тро­иц­кий... Бу­дучи контр­ре­во­лю­ци­он­но на­стро­ен­ным, Тро­иц­кий, под­дер­жи­вая свя­зи с ре­ак­ци­он­но-на­стро­ен­ным ду­хо­вен­ством, си­сте­ма­ти­че­ски про­во­дит сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию… Тро­иц­кий го­во­рил: “При­шлось мно­го по­стра­дать в ссыл­ке, мно­го здо­ро­вья по­те­рял из-за со­вет­ской вла­сти. А сколь­ко там еще стра­да­ет со­вер­шен­но невин­ных лю­дей, стра­да­ет на­род по од­ним до­но­сам. Вид­но не мы од­ни стра­да­ем, а стра­да­ет весь на­род; ко­гда при­хо­дит­ся го­во­рить с кол­хоз­ни­ка­ми об усло­ви­ях их жиз­ни и что они пе­ре­но­сят в кол­хо­зе, убеж­да­ешь­ся, что тя­же­ла жизнь кол­хоз­но­го кре­стья­ни­на при со­вет­ской вла­сти”».
На сле­ду­ю­щий день, 6 сен­тяб­ря 1937 го­да, диа­кон Ди­мит­рий был аре­сто­ван, за­клю­чен в его­рьев­скую тюрь­му и в тот же день до­про­шен.
– Вер­нув­шись из ссыл­ки, вы сно­ва ста­ли про­яв­лять се­бя про­тив­ни­ком со­вет­ской вла­сти. Рас­ска­жи­те, как это бы­ло! – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
– Про­тив со­вет­ской вла­сти я ни­че­го не го­во­рил, – от­ве­тил диа­кон.
– Вы не от­кро­вен­ны и го­во­ри­те неправ­ду.
– Я от­ве­чаю пра­виль­но, что ни­че­го не го­во­рил про­тив со­вет­ской вла­сти.
– По­че­му вы от­ри­ца­е­те факт контр­ре­во­лю­ци­он­ных раз­го­во­ров с ва­шей сто­ро­ны, ко­гда это под­твер­жда­ет­ся сви­де­те­лем?
– За­чи­тан­ную мне вы­держ­ку из по­ка­за­ний я от­ри­цаю. Я это­го не го­во­рил.
Через два дня со­сто­ял­ся но­вый до­прос.
– Вам бу­дет про­из­ве­де­на оч­ная став­ка, что вы ска­же­те по это­му по­во­ду? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Про­тив оч­ной став­ки не воз­ра­жаю.
Был вы­зван сви­де­тель, чьи по­ка­за­ния по­па­ли в справ­ку на арест диа­ко­на Ди­мит­рия.
– Вы под­твер­жда­е­те по­ка­за­ния сви­де­те­ля? – спро­сил диа­ко­на сле­до­ва­тель.
– По­ка­за­ния не под­твер­ждаю, – от­ве­тил тот.
По­сле этих до­про­сов диа­кон был пе­ре­ве­ден в од­ну из тю­рем Моск­вы, где 17 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель вновь до­про­сил его.
– Чем вы за­ни­ма­лись? – спро­сил он.
– Я был диа­ко­ном, но в по­след­нее вре­мя в свя­зи с пло­хим здо­ро­вьем я не ра­бо­таю и жи­ву без опре­де­лен­ных за­ня­тий.
– Вы об­ви­ня­е­тесь в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом?
– Нет, ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
До­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и 19 сен­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла диа­ко­на к рас­стре­лу. Диа­кон Ди­мит­рий Тро­иц­кий был рас­стре­лян 21 сен­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)