- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Русская Церковь и русские в Церкви
Наша Церковь носит имя Русской Православной. Что это означает для русских? То, что эта поместная Церковь - наша. Она была создана русским народом на территории его проживания, и хотя распространилась за эти пределы, сердце ее было в России, в Москве, в священном городе русских.
Русская Церковь не может существовать без русских. Без русских она, если и останется, будет другой Церковью, другого народа.
Но и русским без Церкви не суждено быть - без Церкви русские останутся в прошлом, им на смену придет какой-то другой народ, может быть сохранящий русский язык, как германцы сохранили латынь, но уже не русский. За годы советской власти русские утратили очень многое, они забыли свои корни и стали во многом новым народом - советским. Война вернула им национальное самосознание, но правящий класс так и не позволил восстановить в полном объеме русскую цивилизацию.
Государство, когда ему требуется жертва, требуются жизни - обращается к русским: Родина-мать зовет! Но вот русские принесли победу, в их честь прогремел салют, за них подняли тост, -- а после этого они опять должны уйти в тень, дав дорогу другим, малым народам и нациям в нашей некогда русской, а теперь многонациональной стране.
Церковь - это не храм, церковь - это люди, соединенные друг с другом и с Богом. Церковь - это бого-человеческий организм. Церковь это когда миром, это когда едиными усты и единым сердцем, это когда единомыслием исповемы.
Сегодня русский человек приходит в Церковь (правильнее сказать - собираются все вместе в Церковь, составляют собой Церковь), он приходит молиться, исповедаться, причаститься, реже - заказать молебен или панихиду, еще реже - покрестить ребенка, отпеть усопшего. И это необходимо. Вообще, первое дело, ради которого люди собираются в Церковь - это Евхаристия, объединяющая нас друг с другом в Боге.
Но за дверьми храма, за церковной оградой остается наша земная жизнь. Мы как будто покидаем пределы Церкви, хотя этого никак не может быть, потому что Бог везде, и погружаемся в мирские заботы. И здесь мы уже не ощущаем себя в Церкви, не ощущаем, что мы - Церковь.
Так произошло исторически. Русские - христианский народ, и наши предки построили христианское государство. Верное Юстиниановой симфонии , Православное русское государство разделило с Церковью заботу о жизни -- Священство служит вещам Божественным, Царство управляет и заботится о вещах человеческих.
Но в 1917 году Царства не стало и симфония распалась. Не обретена она и после 1991 года. К кому должно было перейти управление и забота о вещах человеческих русских людей, после упразднения симфонии? Или к самим людям или к Церкви. Ни то ни другое не было возможно. Советская власть взяла эту заботу в свои руки, не допуская никого к управлению. И нынешняя власть не отпускает эту заботу. Какова она была в СССР и какова сейчас всем хорошо известно. И такая забота не устраивает людей в России. Особенно она не устраивает русских.
В чьих же руках должна быть забота о русских?
В руках самих русских.
Но эта забота будет прочнее, если окажется в руках русских, собранных в Церковь.
Вот в этом и есть моя мысль:
Мы, русские, составляющие Русскую Православную Церковь, должны взять на себя управление и заботу о вещах человеческих.
И для этого не нужно ожидать, когда за это возьмется священноначалие, когда оно прикажет духовенству, когда священники с амвонов обратяться к нам с призывом. Чтобы управлять и заботиться делами человеческими нам ничего не нужно. Мы еженедельно собираемся для общей молитвы в количестве нескольких десятков и даже сотен людей. Мы, как правило, живем на одной территории, у нас, как правило, одни и те же заботы и проблемы.
Мы должны научиться во взаимодействии друг с другом строить свою мирскую жизнь, вещи человеческие - организовывать образование для своих детей, организовывать жизнь в микрорайонах, создавать общины, клубы. Активно участвовать в местном самоуправлении, в управлении ЖКХ, в низовых выборах, следить, как формируется и расходуется бюджет, влиять на принятие решений и многое другое. Для этого нужно создавать местные группы в соцсетях, в которых вести обсуждение всех таких вопросов.
Пока же наши разговоры во время исповеди ограничиваются личными делами, дела общественные остаются за границами нашего внимания. Большинство даже не подозревает, что подобные вопросы можно и даже нужно поднимать и обсуждать с братьями-прихожанами.
Надеюсь, наступит такое время, когда Русская Церковь станет для русских родным домом здесь, на русской земле, а не только притвором в жизнь вечную.