- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 2
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Термин "личность" у Лосского и православная аскетика
***В вопросе о соотношении понятий «личность» и «природа», между богословской
системой В.Н. Лосского, с одной стороны, и традиционным святоотеческим богословием
имеются определенные методологические и терминологические расхождения. В.Н.
Лосский, следуя традиции русской философской мысли, акцентирует момент свободы
личности по отношению к своему природному содержанию, считает способность
личности к «преодолению» природного одним из фундаментальных свойств,
характеризующих личностное бытие. Однако, для св. отцов IV-VIII вв. не было
характерно методологическое противопоставление понятий «лицо» («ипостась») и
«природа», природного и ипостасного («личностного») уровней бытия, причем не только
в области триадологии, но и в антропологических построениях. Св. отцы, говоря о
«независимости» человека от «естественного владычества», явно подразумевают
самовластие человека по отношению к несвоевременным движениям собственной падшей
природы (или проявлениям «безгрешных страстей», которые также являются следствием
падения)14, но не метафизическое преодоление природы некоей «внеприродной»
личностью. Напротив, в учении препп. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина ясно
выражается мысль о необходимости выражения и действия ипостаси в соответствии с
логосом, присущим человеческой природе (соответствии образа (тропоса) бытия ипостаси
логосу природы)15
Вообще всё православное учение отцов об очищении души, о спасении души, вся аскетика, фактически, уничтожается новым учением Лосского о личности.
Проблема в том, что Лосский, учение которого видимо уже крепко внедрилось в умы православных богословов РПЦ, не придавал уму души, фактически, никакого значения в своём построении:
***Но оставим Ришара и спросим себя: в каком же смысле должны мы проводить различие между личностью, или ипостасью, человеческой и человеком как индивидуумом, или отдельной природой? Каково значение личности по отношению к человеческому индивидууму? Не есть ли она высшее качество индивидуума, качество его совершенства как существа, сотворенного по образу Божию, и не является ли это качество в то же время и началом его индивидуальности? Такой вывод может показаться правдоподобным, в особенности если мы учтем тот факт, что все попытки показать в человеке то характерное, что в нем «по образу Божию», почти всегда относят к его высшим, «духовным» способностям7. Высшие способности человека, служащие проявлению свойственной ему «сообразности», и в трихотомической антропологии получают наименование nouV; термин этот перевести трудно, и его смысл мы должны передать словами «человеческий разум». В таком случае человек личностный есть как бы некий nouV, некий воплотившийся ум, связанный с природой животного, которую он «воиспостазирует» или, вернее, которой он, над нею господствуя, противопоставляется. Мы действительно можем найти, в особенности у отцов IV в. и в частности у свт. Григория Нисского, развернутое учение о «нус» как о местопребывании свободы, способности самостоятельно принимать решения, что и придает человеку качество существа, сотворенного по образу Божию, – то качество, которое мы можем назвать личным его достоинством.
Но попытаемся рассмотреть эту новую схему, которая как бы опирается на авторитет отцов, в свете христологического догмата. Мы тотчас же убеждаемся, что от нее следует отказаться. Если бы действительно нус был в человеке тем «ипостасным» началом, которое дает ему статус личности, то для сохранения ипостасного единства в Богочеловеке надо было бы изъять человеческий ум из природы Христа и заменить тварный «нус» Божественным Логосом. Иначе говоря, мы должны были бы принять христологическую формулу Аполлинария Лаодикийского. Надо отметить, что именно свт. Григорий Нисский целенаправленно критиковал заблуждение Аполлинария, и поэтому мы считаем, что, несмотря на спиритуалистический уклон его учения об образе Божием, «нус» человека нельзя понимать в толковании свт. Григория как ипостасное начало, сообщающее человеку его личностное бытие.
Если это так, то понимание ипостаси, личности, человека как части его сложной индивидуальной природы оказывается несостоятельным.
azbyka.ru/bogoslovskoe-ponyatie-chelovecheskoj-lichnosti
Лосский пишет очень туманно, путанно и даже непоследовательно, стараясь втиснуть свои теории в православие. Почему наши богословы так безропотно впитали некие положения из его теорий, что даже ввели их в новое догматическое богословие - не очень понятно.
Лосский не знал как совместить свою личность с христологией и поступил просто - сказал что учение отцов о разумной душе, фактически, не состоятельно.
У меня есть некоторые соображения :
https://www.pngegg.com/ru/png-yotmm
- белое -- это нетварное, чёрное -- тварное.
нетварное бесконечно и ничем не объемлеться. Мне кажется этот символ не работает для иллюстрации взаимосвязи и соотношения тварного и нетварного. Но во Христе мы видим как Невместимый вместился в ограниченное.
Оксана,
думаю, Лосский не тем путем пошёл, не
с того "старта", и, конечно же заплутал.
Надо двигаться от самосознания.
Им же мы отличается от животных.
- - -
А тот символ - не плод размышлений,
а только "рациональное зерно" для них.
Оксана,
думаю, Лосский не тем путем пошёл, не
с того "старта", и, конечно же заплутал.
Надо двигаться от самосознания.
Им же мы отличается от животных.
- - -
А тот символ - не плод размышлений,
а только "рациональное зерно" для них.
насколько поняла, Лосский пошёл от психологии и отверг духовность в человеческой природе, передав эту способность некой несводимости, личности. При этом он запутался в тварном и нетварном и вообще в способности управлать прирожой без возможности ввести эту способность в свою несводимость к природ...
Развернуть
насколько поняла, Лосский пошёл от психологии и отверг духовность в человеческой природе, передав эту способность некой несводимости, личности. При этом он запутался в тварном и нетварном и вообще в способности управлать прирожой без возможности ввести эту способность в свою несводимость к природе.
https://elitsy.ru/communities/118774/2197764/
Свернуть
Оксана,
точно, "запутался в тварном и нетварном",
но иначе и быть не могло : он был ограничен
рамками тогдашней теологии, которая сама
"заблудилась в трёх соснах", и не выйдет
оттуда, пока не проведёт ревизию и
реставрацию 'фундамента' теологии :
триадологии, христологии, антропологии.
~ ~ ~
< Когда в...
Развернуть
Оксана,
точно, "запутался в тварном и нетварном",
но иначе и быть не могло : он был ограничен
рамками тогдашней теологии, которая сама
"заблудилась в трёх соснах", и не выйдет
оттуда, пока не проведёт ревизию и
реставрацию 'фундамента' теологии :
триадологии, христологии, антропологии.
~ ~ ~
< Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него
не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там. >
Свернуть
Оксана,
<"..нетварное бесконечно и ничем не
объемлется..">
- но ведь '2-е Лицо' -- воплотилось,
облеклось плотию яко ризой,
вместилось в чрево Богородицы,
(а ещё и в аду побывало, как думается).
А сейчас, ктому же, тварная Плоть
облечена нетварным Духом.
Учёные-теологи - это мыслители или толпа ?
http://otstoja.net/derev/59/