- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 2
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Сколько личностей у Христа?
***Я хочу лишь ответить на вопрос, что такое "личность" на языке Святых Отцов, описать это (столь важное для человека Нового Времени) понятие в терминах классической христианской философии.
Прежде всего, надо сказать, что понятие "личность" - многозначно.
Слово "личность" в современном понимании этого слова имеет сразу несколько принципиально разных значений. Настолько разных, что эти значения подпадают под разные категории Аристотеля.
И нет другого способа четко определить это понятие, кроме как развести эти разные смыслы по разным категориям, логически отделить их друг от друга.
Суть многих проблем в скрытой омонимии понятий. Когда разные вещи обозначаются одним и тем же словом. Омонимия всегда запутывает, а если смыслы, обозначаемые одним и тем же словом, родственны, но при этом относятся к разным логическим категориям, то это особенно тяжелый случай, когда у народа просто крыша едет.
Слово "личность" - это как раз такой случай.
С понятием "личность" мы связываем разные смыслы, и они относятся к разным логическим (точнее, семантическим) категориям, что неизбежно должно приводить к путанице понятий (что и наблюдается).
Потому необходимо четко подразделить разные смыслы этого слова.
1) Личность-как-способность-быть-личностью - это существенное свойство нашей природы. И в этом смысле у ушибленного и потерявшего сознание человека личность есть, но она "спит" (находится в трансе). Животное в этом смысле - не личность.
Бог в этом смысле есть Личность, причем все три Ипостаси - это одна и та же одна Личность.
А Христос в этом смысле - ДВЕ личности. Одна безначальная, а другая - воспринятая вместе с природой человека.
(И это - не несторианство, так как речь о СПОСОБНОСТИ быть личностью, а не об актуальной личности. Способность - воспринята вместе с природой. Не изначальна.)
Понятие "личность" в этом смысле относится к категории существенных качеств, то есть, качеств, свойственной данной сущности, неотделимых от неё.
А конкретнее, "личность" в этом смысле - это существенное качество разумной природы.
Если данный человек умер, то душа его - личность. А тело его (лишенное души) - НЕ личность.
2) Та или иная "личность" как неповторимая уникальность - это просто-напросто неотделимая акциденция. В этом смысле слово "личность" может употребляться как синоним ипостаси=лица.
Но тогда и любое животное - это личность, потому что и данное конкретное животное не лишено уникальности, является ипостасью.
И Три Ипостаси Троицы - это три Личности.
А Христос - единая Личность, Богочеловеческая.
Это смысл Лосского, если стараться понять его рассуждения в лучшем смысле, защищая их автора от обвинения в ереси.
3) Личность в новом, психологическом смысле - как "я" (или "ты", с которым я беседую). Актуальная личность, которой просто НЕТ, когда я/ты в глубоком трансе. В ЭТОМ смысле "личность" - это именно отделимая, необязательная акциденция, потому что один и тот же человек в 3-х летнем возрасте и в 50-летнем возрасте - это совершенно разные личности, а разной памятью (= личной историей), с разной концепцией реальности.
В этом смысле животное - не личность.
Христос в этом смысле тоже Единая Личность, и эта личность по природе человеческая, а по тропосу бытия не просто человеческая, но Богочеловеческая, так как Его человеческие акциденции - Божественны, как акциденции Сына Божия.
"Личность" в этом смысле - это актуальное состояние ума.
Три вышеперечисленных смысла - принципиально разные. Их нельзя смешивать безнаказанно, не теряя при этом точку опоры и не утрачивая способности осмысленно рассуждать о Богословии.
Итак, разделим эти три смысла!
Самый важный и интересный из них - третий.
Сосредоточим на нём особое внимание.
Новорожденный младенец в этом смысле (3) не является личностью. Он ипостась, он лицо - но он не личность. Личность в нём ещё должна сформироваться.
Человек, потерявший сознание - не личность(3).
Человек в глубоком гипнотическом трансе - иная личность(3), чем он же - вне транса.
Более того! одна и та же человеческая ипостась в разное время может быть носителем совершенно разных личностей. Младенец и старец - две разные личности, хотя одна и та же ипостась.
А применимо ли это ускользающее понятие (личность-3) к Богу?
Как осмыслить Троицу в отношении к этому актуальному, изменчивому феномену, носящему именование "личности" (смысл 3)? То ли вообще не имеет смысла говорить об "актуальной личности" в приложении к Божеству?
В самом деле, ведь никто не говорит об акциденциях в отношении Бога!
С другой стороны, Бог может являть Себя как Личность так же, как Он Невидимый может быть видим в видении.
Ошибка Лосского в том, что он смело смешал (2) и (3), не отслеживая омонимичности понятия.
И вышел, конечно, опасный винегрет, которым многие отравились.
Но во всяком случае, ясно одно. У Божества в отношении мира нет и не может быть акциденций, так как акциденции - это то, что отличает одну ипостась от другой. Но Три Ипостась ничем не отличаются Друг от Друга в отношении к миру.
Потому личности в третьем смысле (актуальной личности) в Божестве нет и быть не может.
А вот что касается Христа - Он как и всякий человек имеет личность (в третьем смысле) как Он имеет и прочие человеческие акциденции. И это именно человеческая личность.
Однако эта человеческая личность - личность не простого человека, а Сына Божия. Как и любая человеческая акциденция Христа, она выражает Божественный тропос бытия Его нетварной ипостаси.
Как говорит где-то Иоанн Дамаксин, человеческий ум Христа знает, что он - ум Бога. И участвует в промыслительном управлении миром так, как это подобает Царю и Творцу мира. Таково состояние Его ума.
Такова Его личность в 3-м смысле этого слова.
И этот смысл - самый интересный и содержательный с точки зрения человека Нового Времени.
автор: Солохин Максим
Оксана,
забыл спросить :
а кто автор 'ТиПВ Дамаскина' ?
есть ли со-авторы, вольные пересказчики,
кто переводчики, рецензенты,
каким собором ТиПВ назначен быть
вероучительным документом ?
шутите или издеваетесь? Не хочу предполагать второе... Хотя и первое неуместно.
Оксана,
не издеваюсь, а - разбираюсь. Хочется ясности.
*
< Новые проблемы в христианском богословии.
Часть 1. История понятий «ипостась», «природа»,
«лицо» и проблема неведения Христа. >
- - -
https://bogoslov.ru/article/4062587
- - -
"..Но главная трудность состояла в
том, что понятий греческой...
Развернуть
Оксана,
не издеваюсь, а - разбираюсь. Хочется ясности.
*
< Новые проблемы в христианском богословии.
Часть 1. История понятий «ипостась», «природа»,
«лицо» и проблема неведения Христа. >
- - -
https://bogoslov.ru/article/4062587
- - -
"..Но главная трудность состояла в
том, что понятий греческой
философии было явно недостаточно,
чтобы выразить сложные отношения
между лицами Божественной Троицы,
а также между божественным и
человеческим во Христе.
Для выражения разных смысловых оттенков
слова сущность использовались слова φύσις
(природа) и ὑπόστασις (ипостась).
Слово природа первоначально
использовалось для обозначения
всего, что возникает и «растет» как
бы само по себе. Слово ипостась
буквально означает «лежащее под»,
т.е. сущность как некое основание
(латинское субстанция ). Однако к
тому времени, когда начала
продумываться христианская
догматика, греческие слова природа,
сущность и ипостась, так же как
параллельные латинские термины
natura, essentia, substantia,
употреблялись практически как
синонимы. Кроме того, между
греческими и латинскими терминами
не было однозначного соответствия.
Так, греческие слова сущность и
ипостась переводились на латинский
язык одним и тем же словом субстанция[i] .
Поэтому в процессе разработки
тринитарного догмата потребовалось
прежде всего разграничить понятия
сущность и ипостась.
Это сделал Василий Великий.
Он противопоставляет сущность и
ипостась как общее и особенное
(частное). «Если мне должно
высказать кратко свое мнение, то
скажу – сущность относится к
ипостаси как общее к частному» [ii] .
При этом частное и общее он
понимает в смысле первой и второй
сущностей Аристотеля. Разумеется,
св. Василий вносит в онтологическую
схему Аристотеля новое христианское
содержание: ипостась – это
уникальный способ, или образ, бытия
(отцовство, сыновство, святость);
сущность – это не только вторичное
обобщение, но выражение единства
ипостасей. Мы не будем на этом
останавливаться, поскольку нас пока
интересует логика формирования
понятий. .."
Свернуть
Да, всё вроде просто. Надо просто принять халкидонскую терминологию.
Вы приводили отрывок из "Философских глав" - там как раз основа для того чтобы "разобраться".
Оксана,
почему ж до сих пор не приняли ?
< О некоторых проблемах традиционного
богословского языка : Богослов.RU >
https://bogoslov.ru/article/6025577
- - -
<" Содержание понятий «ипостась», «лицо», «природа», «сущность» менялось в процессе обсуждения взаимоотношений между лицами Божественной...
Развернуть
Оксана,
почему ж до сих пор не приняли ?
< О некоторых проблемах традиционного
богословского языка : Богослов.RU >
https://bogoslov.ru/article/6025577
- - -
<" Содержание понятий «ипостась», «лицо», «природа», «сущность» менялось в процессе обсуждения взаимоотношений между лицами Божественной Троицы и соотношения божественного и человеческого во Христе на Вселенских соборах. В результате возникали терминологические проблемы, некоторые из которых не решены до сих пор. Анализу этих проблем посвящена данная статья.
...
Подводя итог, можно сказать, что первая из сот Ошен на Халкидонском соборе проблем так и осталась нерешенной: противоречие с тринитологией каппадокийцев устранить не удалось. Вторая была решена Леонтием Византийским, но это решение с сегодняшней точки зрения кажется абстрактным и формальным. Поэтому о нем знают лишь ученые-патрологи. Причина сложившейся ситуации – неадекватность богословского языка. По-видимому, она коренится в том, что оппозиция природа – ипостась хорошо подходит для описания обособленности разных ипостасей одной природы и противопоставления общего индивидуальному, но совершенно не годится для описания ипостаси как единства разных природ, получающего реальное бытие в соединении с объединяющим центром. В результате оказывается, что традиционное богословие имеет вид стройной системы только потому, что его основные понятия сущность иипостась не имеют точного определения и могут пониматься то так, то так. А устранение этого недостатка приводит к неразрешимым противоречиям и логическим нестыковкам.
Говоря о неадекватности традиционного богословского языка, мы никоим образом не хотим сказать, что эта неадекватность стала следствием чьей-то ошибки. Другого языка в то время просто не было. Греческий мир «мог воспринять христианскую весть лишь в этих категориях, <…> точно так же, как первые ученики могли воспринять ее лишь в категориях эсхатологических движений своего времени. В свете этих фактов было бы одинаково ошибочным как отвергать теологию из-за того, что она использует подобные сот Ошен, так и обязывать всю теологию будущего пользоваться этими категориями» ..">
- - -
<..Ниже вливают вина нова в мехи ветхи..>
Берет и другое сравнение, называя новым
вином строгость и силу заповедей,
вином, как веселящую души совершенных, –
новым, как непривычную для неприготовленных,
– а ветхими мехами называя учеников, –
мехами, как вмещающих учение, – ветхими,
как слабых. аще ли же ни, то просадятся меси,
и вино пролиется, и меси погибнут.
Просадятся мехи, т.е. прорываются, не выдерживая
крепости нового вина, проливается не удержанное
вино, и мехи пропадают, став негодными
на дальнейшее время.
< ..но вливают вино ново в мехи новы,
и обое соблюдется..>
Хороший хозяин должен обращать внимание
и на свойство вина, и на крепость мехов,
и на время. Теперь ученики ветхи, как еще
не возобновленные. И в другом месте сказал
к ним: еще много имам глаголати вам,
но не можете носити ныне ( Ин. 16, 12 ).
И то, и другое, говорит, сберегается, т.е.
вино и мех, носимое и носящий. ">
/Евфимий Зигабен/
Свернуть
Оксана,
основой для "разобраться" может стать
только учение св. Григория Паламы
"О Сущности и Энергии", без вариантов.
Его и нужно принять.
А состояние нынешней терминологии
описано ещё Крыловым в баснях
" Мартышка и очки"
"Лебедь, рак и щука"
"Квартет".
Можно и "своими силами" начать апгрейд :
применяем "сущность" и "лицо" к не-тварному,
а "природа" и "ипостась" - к остальному,
а "личность" - к духу.