Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Богословские вопросы

Сколько личностей у Христа?

***Я хочу лишь ответить на вопрос, что такое "личность" на языке Святых Отцов, описать это (столь важное для человека Нового Времени) понятие в терминах классической христианской философии.

Прежде всего, надо сказать, что понятие "личность" - многозначно.

Слово "личность" в современном понимании этого слова имеет сразу несколько принципиально разных значений. Настолько разных, что эти значения подпадают под разные категории Аристотеля.
И нет другого способа четко определить это понятие, кроме как развести эти разные смыслы по разным категориям, логически отделить их друг от друга.

Суть многих проблем в скрытой омонимии понятий. Когда разные вещи обозначаются одним и тем же словом. Омонимия всегда запутывает, а если смыслы, обозначаемые одним и тем же словом, родственны, но при этом относятся к разным логическим категориям, то это особенно тяжелый случай, когда у народа просто крыша едет.

Слово "личность" - это как раз такой случай.

С понятием "личность" мы связываем разные смыслы, и они относятся к разным логическим (точнее, семантическим) категориям, что неизбежно должно приводить к путанице понятий (что и наблюдается).
Потому необходимо четко подразделить разные смыслы этого слова.

1) Личность-как-способность-быть-личностью - это существенное свойство нашей природы. И в этом смысле у ушибленного и потерявшего сознание человека личность есть, но она "спит" (находится в трансе). Животное в этом смысле - не личность.
Бог в этом смысле есть Личность, причем все три Ипостаси - это одна и та же одна Личность.
А Христос в этом смысле - ДВЕ личности. Одна безначальная, а другая - воспринятая вместе с природой человека.
(И это - не несторианство, так как речь о СПОСОБНОСТИ быть личностью, а не об актуальной личности. Способность - воспринята вместе с природой. Не изначальна.)
Понятие "личность" в этом смысле относится к категории существенных качеств, то есть, качеств, свойственной данной сущности, неотделимых от неё.
А конкретнее, "личность" в этом смысле - это существенное качество разумной природы.
Если данный человек умер, то душа его - личность. А тело его (лишенное души) - НЕ личность.

2) Та или иная "личность" как неповторимая уникальность - это просто-напросто неотделимая акциденция. В этом смысле слово "личность" может употребляться как синоним ипостаси=лица.
Но тогда и любое животное - это личность, потому что и данное конкретное животное не лишено уникальности, является ипостасью.
И Три Ипостаси Троицы - это три Личности.
А Христос - единая Личность, Богочеловеческая.
Это смысл Лосского, если стараться понять его рассуждения в лучшем смысле, защищая их автора от обвинения в ереси.

3) Личность в новом, психологическом смысле - как "я" (или "ты", с которым я беседую). Актуальная личность, которой просто НЕТ, когда я/ты в глубоком трансе. В ЭТОМ смысле "личность" - это именно отделимая, необязательная акциденция, потому что один и тот же человек в 3-х летнем возрасте и в 50-летнем возрасте - это совершенно разные личности, а разной памятью (= личной историей), с разной концепцией реальности.
В этом смысле животное - не личность.
Христос в этом смысле тоже Единая Личность, и эта личность по природе человеческая, а по тропосу бытия не просто человеческая, но Богочеловеческая, так как Его человеческие акциденции - Божественны, как акциденции Сына Божия.
"Личность" в этом смысле - это актуальное состояние ума.

Три вышеперечисленных смысла - принципиально разные. Их нельзя смешивать безнаказанно, не теряя при этом точку опоры и не утрачивая способности осмысленно рассуждать о Богословии.

Итак, разделим эти три смысла!

Самый важный и интересный из них - третий.

Сосредоточим на нём особое внимание.

Новорожденный младенец в этом смысле (3) не является личностью. Он ипостась, он лицо - но он не личность. Личность в нём ещё должна сформироваться.
Человек, потерявший сознание - не личность(3).
Человек в глубоком гипнотическом трансе - иная личность(3), чем он же - вне транса.
Более того! одна и та же человеческая ипостась в разное время может быть носителем совершенно разных личностей. Младенец и старец - две разные личности, хотя одна и та же ипостась.

А применимо ли это ускользающее понятие (личность-3) к Богу?

Как осмыслить Троицу в отношении к этому актуальному, изменчивому феномену, носящему именование "личности" (смысл 3)? То ли вообще не имеет смысла говорить об "актуальной личности" в приложении к Божеству?
В самом деле, ведь никто не говорит об акциденциях в отношении Бога!
С другой стороны, Бог может являть Себя как Личность так же, как Он Невидимый может быть видим в видении.

Ошибка Лосского в том, что он смело смешал (2) и (3), не отслеживая омонимичности понятия.
И вышел, конечно, опасный винегрет, которым многие отравились.

Но во всяком случае, ясно одно. У Божества в отношении мира нет и не может быть акциденций, так как акциденции - это то, что отличает одну ипостась от другой. Но Три Ипостась ничем не отличаются Друг от Друга в отношении к миру.
Потому личности в третьем смысле (актуальной личности) в Божестве нет и быть не может.

А вот что касается Христа - Он как и всякий человек имеет личность (в третьем смысле) как Он имеет и прочие человеческие акциденции. И это именно человеческая личность.
Однако эта человеческая личность - личность не простого человека, а Сына Божия. Как и любая человеческая акциденция Христа, она выражает Божественный тропос бытия Его нетварной ипостаси.

Как говорит где-то Иоанн Дамаксин, человеческий ум Христа знает, что он - ум Бога. И участвует в промыслительном управлении миром так, как это подобает Царю и Творцу мира. Таково состояние Его ума.
Такова Его личность в 3-м смысле этого слова.

И этот смысл - самый интересный и содержательный с точки зрения человека Нового Времени.

автор: Солохин Максим

Посмотреть предыдущие комментарии
20 июня 2021 в 21:07
neponimaj# 20 июня 2021 в 20:37

Оксана,
забыл спросить :
а кто автор 'ТиПВ Дамаскина' ?
есть ли со-авторы, вольные пересказчики,
кто переводчики, рецензенты,
каким собором ТиПВ назначен быть
вероучительным документом ?

шутите или издеваетесь? Не хочу предполагать второе... Хотя и первое неуместно.

21 июня 2021 в 00:02

Оксана,
не издеваюсь, а - разбираюсь. Хочется ясности.
*
< Новые проблемы в христианском богословии.
Часть 1. История понятий «ипостась», «природа»,
«лицо» и проблема неведения Христа. >
- - -
https://bogoslov.ru/article/4062587
- - -
"..Но главная трудность состояла в
том, что понятий греческой...

Развернуть

21 июня 2021 в 01:41

Да, всё вроде просто. Надо просто принять халкидонскую терминологию.
Вы приводили отрывок из "Философских глав" - там как раз основа для того чтобы "разобраться".

26 июня 2021 в 13:01

Оксана,
почему ж до сих пор не приняли ?
< О некоторых проблемах традиционного
богословского языка : Богослов.RU >
https://bogoslov.ru/article/6025577
- - -
<" Содержание понятий «ипостась», «лицо», «природа», «сущность» менялось в процессе обсуждения взаимоотношений между лицами Божественной...

Развернуть

26 июня 2021 в 13:19

Оксана,
основой для "разобраться" может стать
только учение св. Григория Паламы
"О Сущности и Энергии", без вариантов.
Его и нужно принять.
А состояние нынешней терминологии
описано ещё Крыловым в баснях
" Мартышка и очки"
"Лебедь, рак и щука"
"Квартет".

26 июня 2021 в 13:37

Можно и "своими силами" начать апгрейд :
применяем "сущность" и "лицо" к не-тварному,
а "природа" и "ипостась" - к остальному,
а "личность" - к духу.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем