Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ

Булгаков Сергий, протоиерей. Святые Петр и Иоанн, два первоапостола.

VI.
Итак, сопоставление новозаветных текстов убеждает нас в том, что Петру апостолу принадлежало, действительно, особливое, первое место среди двенадцати, но это был примат не власти, а авторитета, старшинства, первостоятельства, который притом принадлежал ему лишь в соединении со всеми, но не без всех и не ломимо всех. Петр был воистину первоапостолом по избранию и предназначению Христову, и этого его старшинства невозможно отрицать. Однако, его необходимо и ограничить, и, прежде всего, в личном отношении. Петр имеет первенство среди двенадцати, как их глава и представитель, призванный и провозглашенный Христом, который и делом и словом выделял Петра, утверждал его петровство. Однако, кроме двенадцати, оказался еще тринадцатый апостол, который не был на пути в Кесарию Филиппову и не обедал со Христом и учениками у моря Тивериадского, а, стало быть не слышал и троекратного «паси». Он был избран и поставлен в апостолы самим Христом, так сказать, вне ведения Петра и какого либо отношения к нему, и это свое избранничество он утверждал с особенной ревностью и силою. «Павел апостол (избранный) не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал. 1, 1), «раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Христову» (Рим. 1, 1), «принял Евангелие и научился не от человека но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал. 1, 11-12). И «когда Бог, избравший меня из утробы матери моей и призвавший благодатью Своею благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам: я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью и не пошел в Иерусалим к предшествующим мне апостолам, (Гал. 1, 16-17), и лишь три года спустя ходил в Иерусалим «видеться с Петром» и потом, 14 лет спустя «по откровению» ходил в Иерусалим видеться с апостолами, получить признание в том, что ему «вверено благовествование для необрезанных, как Петру для обрезанных», от Иакова, Кифы и Иоанна, «почитаемых столпами». (Гал. 2, 7-10). Ср.1 Кор. 9, 1 сл.; 2 Кор. 11, 5 сл.-12, 1-14. Неоспоримо, что апостол Павел, хотя работал и не без соприкосновения и согласия с двенадцатью, но представляет собою самозаконное явление, утверждает собой какую то свою автономию от «Петра и иже с ним». «Не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?». (1 Кор. 9, 1). В Павле живет яркое, и можно сказать, воинствующее сознание своей апостольской самозаконности и свободы, как и вся его деятельность фактически протекает совершенно самостоятельно от прочих апостолов. «Ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов». (2 Кор. 12, 12). Странно и неверно было бы утверждать, будто и Павел был как то связан приматом Петра, между тем, как он сам сознает себя никем не связанным. Павел является как бы экстерриториальным для Петра и двенадцати: Павел на одной стороне, апостолы па другой. Новый «основатель христианства» делает свое великое дело, повинуясь непосредственно внушениям свыше и велениям своей апостольской совести. Наряду с двенадцатью он не тринадцатый, но единственный, один, его и Петр не представляет, и он недоступен его примату. Благовествование Павла есть граница примата Петра. И Провидению было угодно, чтобы оба оказались первостоятелями Римской Церкви, *) где и прияли мученическую кончину. Таким образом, примат Петра в месте его прямого и наибольшего *) Оба же они поставили вместе первого преемника апостолов на римской кафедре Лина (Irinaeus. Adv. haeres. 3, 31) проявления оказался фактически не безусловен, ибо имел границу в Павле. Такое же значение имеет и издревле установленное, а потому общее Церкви восточной и западной совместное празднование памяти святых и первоверховных апостолов Петра и Павла. К чествованию этой римской перводвоицы церковь подготовляет верующих общим постом. Делать из памяти Петра и Павла торжество примата одного ап. Петра (как это было бы естественно ожидать) оказывается невозможно, по смыслу этого празднования, как оно истолковывается в соответствующих богослужениях (29-го и 30-го Июня). Здесь самым решительным образом устанавливается «первоверховенство» Петра, но устанавливается вместе с тем и «первоверховенство» Павла, притом так, что оба эти первенства не противоречат друг другу, но совмещаются и взаимно восполняются.*)

*) Приведем примеры. Ап. Петр многократно именуется здесь: «Петре, апостолов основание, каменю Христовой церкве, христианов начало, паси овцы двора твоего славно, агнцы твои сохрани от волков льстивых, (впрочем говорится об этом: «трикратным вопрошением еже, Петре, любишили Мя, трикратное отвержение Христом исправил есть... Твое троекратное, еже прежде страсти изцеляя отвержение, владыка трикратным боговещением, Петре, вопрошением утверждает любовь»). «Показался еси камень веры и ключарю благодати». «Верховнейшаго апостолов днесь, яко первозваннаго Христова, тя Предвечный предуведев предустави, блаженный Петре» яко предстателя Своея церкве и первопрестольника». «Тебе Христос первозванному и зело возлюбленному яко председателю благославну апостолов первому Христос является, воскрес из гроба». «Лучший апостолов Петр... и камня тебе непостыдна, церкви водружение и основание положи». «Верховное основание апостолов... Рима ты был еси первый епископ превеликаго градов сила и похвала.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Интересные личности