
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 1363
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Плетнев Р. Н.С. Арсеньев
Плетнев Р. Н.С. Арсеньев
Р. Плетнев
Н. С. АРСЕНЬЕВ
Часть 2.
Русскую душу и ум трогает по особому книга Н. С. «Из русской культурной и творческой традиции». В ней разобран вопрос о русском духовном достоянии для постройки на нем будущего России из источников Высшей Жизни (стр. 7). Корни Жизни народа связаны с традицией и цель жизни, говорит Н. С-, «способствовать сохранению и восстановлению свободного потока творческой традиции»; «только то, что укоренено в почве, истинно динамично и жизненно» (стр. 9), от него веет теплом, но «не следует однобоко идеализировать прошлое». Начав со значения крепкой религиозной семьи и роли в ней чуткой матери (А. П. Елагина, 1789-1877; М. Н. Гагарина, 1878-1924; Т. А. Ергольская и др.), Н. С. говорит о литературе и истории» Эти матери-воспитательницы часто были и тонкими ценителями литературы и других искусств. В таких семьях всем жилось легко, а на праздниках радостно воспринимался мир Божий, люди и природа (см. об этом «Война и мир» Л. Толстого, воспоминания кн. Трубецких, Аксаковых, С. А. Толстой и самого Н. С. Арсеньева). Праздники, круг года, был обозначен религиозно-православной традицией.
Вторая глава исследует элементы дружной соборности в культурной жизни общества, где в ее центре бывали такие люди, как Д. Веневитинов, Н- Станкевич, А. Хомяков, кн. В. Одоевский. Выдержки из их сочинений, писем, мемуаров, оживляют текст книги. Позднее живой философский интерес, духовное начало в душах молодежи будят труды проф. Н. Грот, кн. С. Трубецкого, С. Булгакова (бывший марксист) и особенно В. Кожевникова (историк религий) и других ученых начала XX века. И здесь Н. С. дает прекрасную картину жизни Московского университета, где он сам учился и учил.
Интересны и мысли Н. С. о значении простоты и радушия русской деревенской жизни с ее тишиной и просторами для творческих вдохновений поэтов, мыслителей и композиторов (влияние русской народной песни). Глава IV — «Встреча Воcтока и Запада в русской культуре XIX века» богата мыслями и синтезом, в главе V — «Русские просторы и народная душа» анализируются географические и психологические факторы народной жизни. Тут приводятся цитаты из былин, песен и сказок, где выражается томление духа по сказочному краю, любовь к странствиям и фантастическое и деловое искание новых земель и краев. Попутно разобран и русский характер в его хороших и плохих сторонах (см. стр. 178 и сл.). Прекрасно описан кн. Г. Потемкин-Таврический, как тип русского характера, о нем Н. С. дал и особую статью в «Новом журнале», это яркий пример «представителя русских народных противоречий» и талантов. Далее Н. С. даёт и обзор синтеза достижений русской литературы в XIX веке, начав с своеобразного русского романтизма и влияния в России Шеллинга, Гердера, братьев Шлегелей, Шиллера, Брентано и других. Тут и проникновенное постижение творчества последующих гениев — А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Толстого и др. Горячие страницы посвящены и творчеству Л. Толстого и Ф. Достоевского, ценные и глубиной анализа их произведений. В главе VII описаны духовные силы в жизни русского народа, дан анализ чувства умиления в вере, значение духовной красы икон и церквей, связанное с идеей Святой Руси. Наконец, подчеркнут и смысл стремлений грешника к покаянию и значение милосердной жалости в сердце, ныне, увы, истребляемое в СССР. Н. С. утверждает особое значение для русской духовности образа страждущего и милующего Христа. К упомянутой книге примыкает и пронизанный сердечным теплом труд Н. С. «Преображение мира и жизни», Нью-Йорк, 1959. Н. С. видит в жизни человека и вселенной не только томление по миру горнему, но и подлинную возможность преображения субъективно-объективного в бытии субстанций, личностей и явлений, через преображающую Любовь. В древней России эта уверенность создала набожную и прекрасную легенду о Граде Китеже. И вот, постигая особый трагизм нашей эпохи, Н. С. пишет, что это время есть «момент истории человечества, который стоит под знаком термоядерных бомб..., когда силы зла вносятся добровольно и дерзновенно в самую ткань мировой жизни и человек стал на путь конечного самоуничтожения, а, может быть, и уничтожения всего окружения своего — в этот момент вопрос о преображении мира и жизни особенно кажется анахронизмом и вместе с тем он, может быть, особенно уместен и важен» (стр. 5). В книге описана необходимость устремления и усилия приблизиться духовно к Логосу мира, к Богу, а тогда и Господь нисходит в души и сердца рвущиеся к Нему в высь. В ряде глав Н. С. приводит примеры из жизни и трудов мистиков и духовно одаренных людей Востока и Запада. Для русских же особенно дороги примеры из истории нашей Церкви — Св. Павел Обнорский, Св. Кирилл Белозерский, Св. Сергий Радонежский, Св. Юлиания Лазаревская, Св. Серафим Саровский и др. Как бы в дополнение этой русской книги вышла и французская книга «Русская набожность» («La pieté russe», Neuchâtel, 1963). В ней Н. С. дает сперва краткий очерк особенностей России и ее устремления к мессианизму. Вслед за этим изображена духовная сторона жизни людей истинно православных и их Церкви в тесных связях с восточной формой религиозного горения духа. С ней связана и проблема форм веры и покаяния, значение литургии и идеи и чувствований воскресения. Далее следует раздел, где изображена жизнь и учение ряда выдающихся праведников Руси. Наконец, в ясном изложении представлен нам внутренний мир русских святых и Старцев (Оптина пустынь) и их влияние на философов и писателей. С большой сердечной теплотой нарисованы лики праведников и праведниц, особенно формы светлой добротой пронизанной аскезы и преображения людского сердца (стр. 115-135). Для иностранцев очень ценны и выдержки из сочинений Феофана Затворника. Тут вспоминаются нам слова о. Павла Флоренского («Столп и утверждение Истины»): «... Живой религиозный опыт (существует) как единственный законный способ познания догматов... Подвижники церковные живы для живых и мертвы для мертвых. Для потемневшей души лики угодников темнеют.» Или, как сказал J. Н. Newman («Grammar of Assent»): «Для верующего и духовного, Божье Слово говорит о реально-вещном, не только о понятиях и о нужном заблуждающимся, искушаемым, смутившимся, страждущим, но в Нем является и расширение мыслей и суждений верующих и в Слове Божием оно дает им возможность узреть то, что они никогда ранее не видели.» Религиозный же опыт исключительно индивидуален. Многие отрекаются от него, от исканий по лености ума, теплохладности, и не спрашивают честно и строго самих себя: во что я верю и почему я верю. Н. С. не только верит, но и учит верить. По немецки в 1966 году вышла книга Н. С. «Духовная судьба русского народа» («Die geistigen Schiksale des Russichen Volkes», Styria Verlag). По моему мнению, особо важна глава XI описывающая время после русско-японской войны. Это действительно был период возрождения духа, искусств и философии в России, связанный и со стремительным ростом и развитием экономики страны. Для русских также очень полезно внимательно прочесть объективные главы XII и XIII о революционерах и революции 1917 года, «ибо судьба нации в конечном счете решается на духовной почве» («Auf geistiger Ebene»), справедливо заметил Н. С. — И есть два крыла для полета нации в истории: истинный патриотизм и Вера. — Я думаю, что ранее в России было значительное число людей обладавших «религиозным слухом». Теперь их там, да и заграницей мало. В России многие истреблены, сосланы в лагеря, источники познания Православия закрыты в СССР. Зло правления, ложь, притупляют духовный слух, оглушают чуткость сердца, а общечеловеческое стремление веровать идет тогда по ложному пути партийности. Всякая религиозность связана с традицией, как и культура, и если насилие и злоба разрушили это внутреннее соединение — Традиция, Вера, Культура, — общество звереет.
Как-то пришлось мне беседовать с очень знающим коллегой острого, но плоского ума. — Почему ваш Арсеньев, такой образованный человек, пишет все об одном, о чем-то духовном, мистическом? Ame Slave! — Вы цените исключительно высоко Хокусаи, возразил я, а разве этот великий художник не изобразил сто шестьдесят раз снежную гору — вулкан Фуджияму? Но разве не тысячу тысяч раз многогранней, прекрасней и значительней духовная жизнь людей, чем профиль и анфас вулкана? Коллега не нашелся, что ответить. Плоские умы сенсуалистов и материалистов отталкивает глубина, они или боятся этого чувства, или не могут его понять. В любовании художественным воплощением идеи, в любви к духовной стороне истинных произведений больших талантов всех времен и разных народов, одна из притягательнейших сторон творческой мысли профессора Арсеньева. Вспоминаю слова С. Франка («Человек и Бог»): «Искусство, будучи выражением есть воплощение, в нем что-то духовное облекается плотью, как бы внедряется в материальное и является в нем, как его форма. В этом и состоит существо творчества.» Творческая одаренность Н. С. поднимает его ум, душу и сердце на крыльях Веры и Красоты, устремляющих его к Источнику Света, Жизни и Любви. Профессор Арсеньев с юности возлюбил Божественное в Красоте, в ее цветении и плодах, а Красота дает цвести и плодоносить душе и в старости, ибо Прекрасное и Божие не стареет.
Ноябрь 1973 г.
ПРИМЕЧАНИЯ
1) Первая большая печатная работа Н. С. Арсеньева «Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения», — «Журнал Министерства просвещения», 1913, январь-февраль.
2) Ряд данных о роде Арсеньевых и биографические данные из жизни семьи Н. С. можно найти: 1) Разрядная поколенная запись, представленная в «Разрядный приказ» в 1685 г., а равно поколенные записи общего с Арсеньевыми происхождения рода Ждановых, Сомовых и Ртищевых. Начало возглавляет Игнатий Арсеньев. 2) См. B.C. Арсеньев, «Род дворян Арсеньевых», Москва, 1901 г. Также см. Матвей Спиридов, «Российский родословный словарь». Статьи Н. С. Арсеньева в «Возрождении», Париж, 1970, апрель, и 1971, сентябрь, равно в статье о A.C. Хомякове и В.А. Кожевникове в «Возрождении», 1970, январь.
3) Воспет Байроном в поэме «Дон Жуан», VII, 15; VIII, 9.
4) Ее очень умилял, напр., псалом 118, где речь о тех людях «всем сердцем ищущих Его» и находящих Божью милость. Мать Н. С. любила читать «Добротолюбие» и тексты Св. Отцов Церкви.
5) Heinrich Suso (Seuse), приблизительно 1295-1366. Один из наиболее привлекательных мистиков Рейнской области. Вероятно здесь мать Н. С. читала т. наз. «Жизнь слуги» — о развитии религиозного миропонимания.
6) Автор двухтомного труда из истории русского идеализма (кн. В. Одоевский).
7) См. об этом в работе Н. О. Лосского «О транссубъективности чувственных качеств».
8) «Дары и встречи жизненного пути».
9) Н. С. рожден 29 мая 1888 г. в Стокгольме и будучи глубоко православным всегда тепло думал и писал о разных формах христианства в истории.
10) Книга издана в 1958 г. С ней перекликается «Внутренняя песнь души» Н. С. в книге «Жизнь Преизбыточествующая», Брюссель, 1966, см. стр. 200-204.
11) Изд. «Посев», 1959 г.
12) Ценно сравнить мысли и утверждения Н. С. с книгой Н. О. Лосского «Характер русского народа», изд. «Посев», 1957.
13) В 1923 г. написал Н. С. труд о явлении образа нищего Христа бедным в легендах — «Образ страждущего Христа в религиозных переживаниях Средних Веков». См. «Труды русских ученых за границей», т. II, Берлин.
14) См. о древней Кидекше-Китеже работу В. Л. Комаровича «Китежская легенда», Ленинград-Москва, 1936.
Популярное видео
-
04:37
Earthquakes, Tropical Storm USA, Space Weather | S0 News May.28.2016
Владимир Синкевич · 2137 просмотров -
07:46
О КОЛДУНАХ, о ведьмах в законе, шаманах, экстрасенсах и прочей нечисти
Андрей Ткачев · 5105 просмотров -
Писание и предание. Ошибки протестантизма. Отец Андрей Ткачёв
Громовы Валерий и Людмила · 592 просмотра








