

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 2
- |
- Мероприятия 0
Мозг, как ни парадоксально, относится к неразумной части человеческого естества.
Почему человек назван разумным животным? Потому что у него есть мозги которыми он думает, обрабатывает информацию, анализирует, решает и т.д..? Но и у обезьяны есть мозги. И она ими думает, обрабатывает информацию, анализирует, решает и т.д.. Почему же она не называется в православии разумной, в отличии человека? Где этот разум в человеке? Для верующего ответ - в душе, в бестелесной сущности. А для атеиста - в голове, да и вопрос о том что человек чем то принципиально отличается от обезьяны для атеиста не стоит. Но и верующие, когда заходит разговор о человеческом уме порой смешивают понятия ум как ум души или разум (нет у обезьяны), и ум как деятельность мозга (обезьяны или человека).
Современная наука, изучающая деятельность мозга - это наука изучающая тот мозг который подобен мозгу животного и который по своей сущности есть совершенно не то что позволяет в богословии называть человека разумным. Умная душа, духовная сущность - вот то что называется разумным. А мозг, как ни парадоксально, относится к неразумной части человеческого естества. Неразумный мозг (с его клетками, нейронами, серым веществом... которые суть гниющие ткани после смерти) - орудие разумной души. Вот та точка от которой в рассуждении о современных теориях интеллекта, теории "тысячи мозгов"... и т.д. должен отталкиваться верующий человек читающий статьи по изучению деятельности мозга.
Человек, будучи разумным животным, может пользоваться мозгом как животное, хотя и очень развитое но животное, а может - как разумная тварь, хоть и телесная но разумная. И вот эту взаимосвязь души и тела - связь разума и работы неразумного мозга, надо рассматривать когда говорим о разумном животном, о человеке.
Есть одна важная вещь. Духовный мир - мир ума. И человек - часть этого мира. И человек, будучи частью этого мира, может мыслить минуя деятельность мозга, получать ту или иную информацию минуя деятельность мозга. Бог когда посылает человеку те или иные откровения, т.е. истинные смыслы, посылает их непосредственно душе духовно видящего и слышащего человека минуя мозг. Мозг получает знание не посредством своей работы, а посредством получения информации от души, посредством получения информации душой непосредственно из духовного мира.
***13. Мы потому и можем мыслить, что есть беспредельная мысль, как потому дышим, что есть беспредельность воздушного пространства. Вот отчего и называются вдохновением светлые мысли о каком-либо предмете. Мысль наша постоянно течет именно под условием существования беспредельного мыслящего Духа....
Развернуть
***13. Мы потому и можем мыслить, что есть беспредельная мысль, как потому дышим, что есть беспредельность воздушного пространства. Вот отчего и называются вдохновением светлые мысли о каком-либо предмете. Мысль наша постоянно течет именно под условием существования беспредельного мыслящего Духа. Вот почему Апостолы говорят: «мы не довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство нашие от Бога» (2Кор.3:5). Вот почему и Спаситель говорит: «не пецытеся, како или что возглаголете, дастбося вам..., что возглаголете» (Мф.10:19). Видишь, и мысль и даже самое слово (вдохновение) приходят к нам отвне. Это впрочем в состоянии благодати и в случае нужды. Но и в обыкновенном нашем положении - все светлые мысли от Ангела хранителя и от Духа Божия; тогда как, напротив, нечистые, темные - от нашего поврежденного существа и от диавола, всегда приседящаго нам. Как же нужно вести себя христианину? «Бог Сам есть действуяй в нас» (Флп.2:13). Вообще везде в мире мы видим царство мысли, как во всем составе видимого мира, так в частности - на земле, в обращении и жизни земного шара - в распределении стихий света, воздуха, воды, земли, огня (в сокровенности), тогда как другие стихии разлиты во всех животных - в птицах, рыбах, гадах, зверях и человеке, - в их мудром и целесообразном устройстве, в их способностях, нравах или привычках, - в растениях, в их устройстве, в питании и проч., словом - везде видим царство мысли, даже в бездушном камне и песчинке. (Иоанн Кронштадский)
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/moja_gizn_vo_hriste/1_1#sel=22:1, 22:243,
Свернуть
СпасиБог!
Да. Мыслить-размышлять-познавать-созерцать-творить и проч. постигать во славу Божию! есть Богоугодное дело для всякого человека...
Горе-то какое! что он-этот-всякий-человек имея такой чудный-багаж-потенциал-таланты-дар-мыслей-от-Бога идет по пути в обратном направлении... - к регрессу по...
Развернуть
СпасиБог!
Да. Мыслить-размышлять-познавать-созерцать-творить и проч. постигать во славу Божию! есть Богоугодное дело для всякого человека...
Горе-то какое! что он-этот-всякий-человек имея такой чудный-багаж-потенциал-таланты-дар-мыслей-от-Бога идет по пути в обратном направлении... - к регрессу по прогрессу! о, как...
Вопрос: Почему?
Ответ: По греховному состоянию: https://elitsy.ru/profile/38096/1818516/
Помоги, Господи! всякому человеку мыслить о Тебе... искать Царство Твое в себе, ибо оно есть внутри его-этого-всякого-человека, радость-то какая...
Христос Воскресе!
Свернуть
***Ибо душа, говорил он, состоит вообще из силы разумной и силы жизненной. Разумная сила движется самовластно, по [собственному] произволению, а жизненная пребывает неподвижной, по природе не обладая свободой выбора. Далее он утверждал, что к разумной силе относятся деятельная и созерцательная сп...
Развернуть
***Ибо душа, говорил он, состоит вообще из силы разумной и силы жизненной. Разумная сила движется самовластно, по [собственному] произволению, а жизненная пребывает неподвижной, по природе не обладая свободой выбора. Далее он утверждал, что к разумной силе относятся деятельная и созерцательная способности; созерцательная называется умом, а деятельная – разумом. Ум является движущим началом разумной силы, а разум – промыслительным началом силы жизненной. Первый (я подразумеваю ум) есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу. Точно так же разум есть и называется рассудительностью, когда он, благоразумно и промыслительно управляя жизненной силой посредством своих энергий, соединяет ее с умом и являет эту силу схожей с умом, поскольку она носит, через добродетель, то же самое и подобное ему отражение Бога, которое, по словам старца, естественно разделяется между умом и разумом. Ведь душа, как мыслящая и разумная, прежде всего есть и постигается в качестве состоящей из ума и разума, а жизненная сила, конечно, равным образом созерцается в том и другом, то есть в уме и разуме. Ибо непозволительно думать, будто какая-либо из этих частей лишена жизни, а поэтому они обе проникнуты ею. (Мистагогия)
Как видим тут даже понятие ум и разум у святого отца не тождественны. И жизненная сила души не обладает свободой выбора. Обезьяна не обладает свободой выбора. Мозг наш не обладает свободой выбора как и мозг обезьяны. Свободой выбора обладает душа, её разумная сила движущаяся самовластно. Потому когда о свободном выборе говорят учёные-атеисты при изучении деятельности мозга, то православный человек должен видеть что эти учёные делают свои заключения исходя изначально из неверных постулатов. И главный постулат у них неверный - что ум, разум, свободный выбор - это результат деятельности мозга подобного мозгу обезьяны.
Свернуть
СпасиБог!
Да. Душа вечна! как жизнь будущая-вечная, ежели она-душа в Боге пребывает: https://elitsy.ru/profile/38096/1787429/
Помоги, Господи! всякому человеку сохранить душу свою в первозданном состоянии по рождению...
Есть духовные знаниях, так сказать "разумные" знания, и есть "неразумные" знания, которые и животные, не обладающие разумом (но только мозгом), получают в течении жизни. . Животные получают "знания" от мозга. Иные знания чем те что получает разумная душа, но, всё же, это тоже знания. И мы - тоже ...
Развернуть
Есть духовные знаниях, так сказать "разумные" знания, и есть "неразумные" знания, которые и животные, не обладающие разумом (но только мозгом), получают в течении жизни. . Животные получают "знания" от мозга. Иные знания чем те что получает разумная душа, но, всё же, это тоже знания. И мы - тоже получаем от мозга некие знания, а некие - от разума.
Я вижу проблему именно в осознании того как получение знаний через органы чувств мозгом соотносится с получением иных знаний, из иного мира - бестелесного. Почему я задумываюсь над этим? Потому что возвращение к Богу после грехопадения Адама происходит в обратном порядке. Мы мозгом из чувственного мира воспринимаем некую информацию и принимаем её и "снабжаем" ей душу. Так ведь мы слушаем слухом и воспринимаем мозгом Благовестие. Молимся осмысляя слова молитвы мозгом. Но в некий момент Бог открывает Духом в нашей душе духовный слух и ухо и душа тогда, то чему научена через мозг, воспринимает уже совершенно на ином уровне - на духовном а не телесном - духовным умом души а не мозгом. Так мозг приводит душу к Богу. И тогда уже душа опять восстанавливает своё владычество нат телом, в том числе и мозгом.
Свернуть
СпасиБог!
Да. Духовные знания есть успешная борьба за жизнь во славу Божию: https://elitsy.ru/profile/38096/1650823/
Помоги, Господи! всякому человеку познать себя, чтобы в доме его... - сердце! пребывал Ты вместе с Отцем и Святым Духом...
Аминь.
Слава Богу за все.
PS: Молитва-покаяние-любовь: https://elitsy.ru/profile/38096/1579870/
https://bible.optina.ru/old:gen:02:07
Осознания того что человеческий мозг, который часто превозносится в атеистическом мире, есть, всего лишь, животный мозг, более развитый но НЕ разумный (в богословском понимании разума), даёт правильную расстановку акцентов в отношении того что есть разум (ум) и что есть деятельность тленного мозг...
Развернуть
Осознания того что человеческий мозг, который часто превозносится в атеистическом мире, есть, всего лишь, животный мозг, более развитый но НЕ разумный (в богословском понимании разума), даёт правильную расстановку акцентов в отношении того что есть разум (ум) и что есть деятельность тленного мозга. И, как отмечает св.Максим, деятельность мозга может быть разумна если она соединена с разумом нетленной души. Животные, таким образом, не имеют возможности сделать работу своего мозга разумной.
https://elitsy.ru/communities/118504/
Важно, насколько понимаю, и тот акцент который отцы делают на последовательности исцеления человеческой природы. Сначала очищается и исцеляется ум, а потом уже очищенный ум в синергии с Богом очищает сердце. И тут встаёт вопрос - какой ум? Ведь мы привыкли деятельность мозга называть умной, а она таковой сама по себе не является. Но она становится умной если руководится разумом. И заповеди - это знания Ума. И руководя свой мозг и эмоции этими знаниям из Духовного мира мы делаем и деятельность нашего телесного "ума" (работу мозга), а также эмоции (всё та же деятельность тленного тела, гармонов и т.д.) умной. Мы восстанавливаем иерархию сил в своей природе, когда телесные силы начинаем руководить "знаниями" полученными от Духа.
Свернуть