- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 3640
- |
- Видео 2110
- |
- Мероприятия 1
Современное осознание традиционного православного катехизиса. Часть 11/3 (продолжение)
КАТЕХИЗИС Христианской - Восточной Православной Церкви.
XI. Личное спасение и соразделение Креста Христова.
XI. III Земное и небесное богатство.
3. Любовь христианина к Богу, являющаяся основой истинной православной веры, обязательно находит видимое выражение в бескорыстной любви к людям. Однако чрезмерное увлечение добрыми делами может, как это ни странно, нанести ущерб духовному развитию человека. Подобная ошибка происходит в том случае, если добрые дела материального характера становятся самоцелью, затмевающей их духовное значение.
Во-первых, добрые дела должны совершаться бескорыстно, имея целью научение людей «духовному добру» самоотверженной любви. Так телесный аскетизм предшествует очищению души от самолюбия и гордости. Подобным образом материальная помощь предваряет помощь духовную, не претендуя занять её место.
Бескорыстные добрые дела по отношению к нуждающимся и бедным людям, несомненно, являются богоугодной жертвой. Но, прежде всего, Господь ждет от нас проявления «духовной» любви к Богу и людям. Верующему необходимо четко осознать первичность духовных целей земной жизни и именно тогда он сможет правильно творить видимые добрые дела.
*******
Имея физическое тело, требующее питания и одежды, земной человек не может, подобно Ангелам, заботиться только о «духовном». Отсюда проистекает необходимость трезво, смиренномудро сочетать добрые дела материального характера с заботой о духовном совершенствовании в личном плане и в отношении окружающих, в обрядовом благочестии и храмовой деятельности, в добрых словах и материальной помощи нуждающимся людям.
Понятно, что творение воли Божией требует от христианина превыше всего ставить спасение души и вечную жизнь. Христианин обязан творить добро так, чтобы «добыча земного хлеба», видимая церковная жизнь и социальное служение не затмевали собой внутренней сущности христианской жизни.
«Высшая» любовь к людям проявляется в том, как христианин направляет их на путь спасения. Нельзя заботиться как Марфа «о многом», чрезмерно увлекаясь видимым церковным творчеством и материальными добрыми делами. Христианин не имеет права допускать, чтобы средства спасения - добрые дела, аскетизм, пост, молитва, обрядовое благочестие и храмовые богослужения преобладали над реальным «внутренним смыслом» веры, становясь для христианина ложной самоцелью. Когда «земное» добро стремится занять господствующее положение, оно престает быть добром. Особенно если человек начинает гордиться, самолюбиво требуя от Бога и людей признания своих «заслуг».
Для большинства людей главным в жизни являются материальные блага и налаженное устроение земной жизни. Так и для верующих первое место нередко занимает видимое благолепие церковной организации, которое якобы создает наилучшие условия для духовного развития. На самом деле первичным является творчество Божественных заповедей и бескорыстная любовь к Богу. Именно они определяют то, насколько правильно человек будет созидать земную Церковь и служить людям.
«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Лк 10 (38-42)
Отречение от служения «маммоне» - идолу телесных и душевных страстей, земных удовольствий и материальных благ, касается не только материальной сфере бытия. Для верующего человека особенно страшно служение «маммоне» религиозной гордости.
Лицемерное фарисейство особенно опасно тем, что оно прячет греховные страсти, эгоизм и гордость под маской обрядового благочестия. Несмотря на благообразную внешность, фарисей не хочет честно трудиться для своего материального обеспечения, пытаясь лукаво использовать веру для обретения власти и земных благ. Если он проявляет обрядовое благочестие и творит добрые дела, например милостыню, то делает это с корыстными целями.
Несмотря на благочестивую внешность, которая еще ничего не значит перед Богом, фарисей просто не способен бескорыстно помогать людям материально и духовно. И тем самым служит силам зла, ничем не отличаясь от мирских грешников и атеистов. Божественные заповеди и духовные законы бытия всегда остаются неизменными. Верующий может победить власть греха и зла только через отречение от телесных и душевных страстей, только через добровольное творчество праведной жизни, добрых дел и искренней любви по отношению к Богу и людям.
«И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. 10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. 11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? 12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? 13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
14 Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. 15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. 16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. 17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» Лк 16 (1-17)
Одним из самых «соблазнительных» вопросов для многих является материальное обеспечение и состояние служителей Церкви. Двенадцать, а затем семьдесят апостолов были первыми клириками - священнослужителями Христианской Церкви. При Своей земной жизни Христос специально посылал апостолов на проповедь «налегке» без денег и вещей потому что Его благодатная сила руководила апостолами чудесным образом. Позднее, предсказывая Свое отшествие с нашего мира, Господь говорит, что в дальнейшем апостолам придется самим заботиться о материальной стороне церковной жизни.
Здесь нет никакого противоречия. Данный процесс происходит в жизни каждого христианина - сначала Бог показывает нам, как можно идеально творить Его спасительную волю в благодатном состоянии, когда Господь берет на Себя все наши проблемы. Затем для нормального развития и испытания нашей веры человеку приходится самостоятельно потрудиться обыкновенным образом. По сути дела Господь, учитывая нашу немощь, всю жизнь делает за нас основную часть «духовной работы». Но и для нас остается достаточно по нашим силам.
*******
При любых жизненных ситуациях Господь бескорыстно, даром дает апостолам и верующим благодать Святого Духа для православной проповеди истинной веры, которая должна происходить в минимальной заботе о материальном обеспечении. Утверждение Христианства не зависит от могущества земной церковной организации и материального обеспечения ее служителей, потому что проповедь Православия изначально совершается благодатной силой Святого Духа.
Понятие о правильном материальном обеспечении служителей Христианской Православной Церкви вовсе не значит, что церковнослужители обязаны полностью отказаться от земных благ и стать буквально нищими. Подобный подвиг необходим лишь для монахов, приносящих обет нестяжания земных благ. Любой другой служитель Божий имеет право на пропитание, одежду и жилье, который ему должны обеспечить верующие миряне. Материальное обеспечение клира не является «поборами со стороны жадных попов», как любят утверждать атеисты и безбожники-противники веры. Это «законный заработок» священнослужителей, утвержденный еще в Ветхозаветной Церкви, в котором каждый земной человек, и особенно семейный, имеет жизненную необходимость.
Также служители Христианской Церкви являются посланниками Бога. Принимающий их человек принимает Самого Господа, а материальные средства, предоставленные служителям Церкви представляют собой жертву Богу. Другое дело, что служитель Церкви не имеет права отягощать себя излишним материальным богатством. Как и любой верующий он должен избирать в отношении земных благ средний путь, когда материальные ценности используются минимальным образом так, чтобы не мешать духовному развитию. Любой христианин и тем более священник не имеет права одновременно служить Богу и «мамоне», «небесному и земному богатству», что просто невозможно.
*******
Служителям Церкви необходимо быть предельно осторожными, когда дело касается личного обеспечения за счет церковного имущества и пожертвований. Члены церковного клира имеют право получать из церковных средств именно столько, сколько им необходимо для нормального обеспечения себя и своей семьи. Причем норма здесь подразумевает общее состояние окружающих священника верующих, которые зарабатывая на хлеб честным трудом, вряд ли могут жить в роскоши. В наилучшем варианте служитель Церкви обязан быть «верным распорядителем», «слугою и рабом» Богу и людям, который оставляет для себя лишь самое необходимое, смиренно используя церковное имущество для осуществления церковного строительства и социальной помощи неимущим.
Ничто не может извинить священников, которые обогащаются за счет Церкви, «запуская руку» в церковную казну. Достойны изумления священники, оправдывающие себя «любовью прихожан», дарящих своим «духовным наставникам» дорогие и роскошные подарки. Прихожанин может и не знать о вредности подобных даров. Но священник просто обязан, во-первых, принимать не все подобные пожертвования. А во-вторых, направлять их на поддержание церковной организации и помощь нуждающимся людям.
Пожертвования верующих должны использоваться священнослужителями, прежде всего, на общие нужды Церкви. И здесь также необходима мера, не допускающая излишней роскоши. Нередко верующие миряне и члены церковного клира слишком увлекаются благоустройством «земного здания» Церкви. Внешнее благолепие, несомненно, приносит пользу, но не оно является главным в «духовной битве за души людей». Более того, слишком богатая церковная организация начинает действовать не совсем христианскими мерами так, как будто проповедь Православия целиком зависит от красоты храмов и наличия материальных средств.
Материальные ценности представляют большой соблазн, и одновременно без них нельзя обойтись в земной жизни. Но когда верующий понимает материальные блага как дар Божий, посланный для бескорыстной помощи людям, Господь благодатно наставляет человека в правильном управлении материальными благами.
«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь... 7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. 9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания... 16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Мф 10 (1-16)
«После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. 3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. 4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. 5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. 7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом... 16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня". Лк 10 (1-16)
«И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. 36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч». Лк 22 (35-36)
«И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. 6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. 7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? 8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? 9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. 10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Лк 17 (5-10)
Максимальный отказ от материальных благ и забот необходим только немногим духовно сильным, специально одаренным верующим - апостолам и миссионерам, священнослужителям и монахам, богословам и проповедникам, полностью посвящающим себя служению Богу и людям. Естественно, что здесь «степень отказа» также зависит от индивидуальных духовных качеств человека.
Праведникам дается особый путь служения, который невозможно совершить под обременительным грузом земного богатства. Богатый верующий, обратившийся к Спасителю, был уже духовно подготовлен и предназначен для особой миссии. А большое материальное состояние, как последняя земная преграда, мешало ему полноценно исполнить свое духовно-религиозное предназначение.
Земное богатство является весьма сильным искушением. Лишь немногие люди могут безопасно, укрощая собственный эгоизм, без духовного вреда для себя и мира, применять материальные ценности для бескорыстной помощи людям. Поэтому Господь призывает большинство верующих к средне или даже минимально обеспеченной жизни, чтобы человек не создавал для себя ненужные соблазны и испытания..
Призывая христиан к предельно возможному индивидуальному отречению от материальных ценностей, Христос никоим образом не утверждает невозможности спасения для богатого человека и обязательность нищеты для каждого верующего. Спасение невозможно для состоятельного человека лишь в том случае, если он эгоистично думает о себе, забывая о помощи людям, заботится только о стяжании земных сокровищ, возлагая на них все упования и надежды.
Человек обязан видеть в земном богатстве не средство для личных наслаждений, а возможность для творчества бескорыстного добра. Надо правильно понимать богатство как Божий дар, который необходимо применять для помощи людям в соответствии с волей Божией. В данном случае богатство не мешает, а наоборот помогает спасению души христианина и окружающих его людей.
В силу нашей «эгоистичной греховности», ни один человек не может устоять пред соблазном возрастающего обогащения и связанной с ним власти над людьми. Только вручив и посвятив богатство Богу, человек получает свыше благодатную силу и способности для того, чтобы правильно распоряжаться им, спасая свою душу творчеством бескорыстного добра.
Не зависимо от материального достатка, каждый христианин, зарабатывающий на жизнь честным и добросовестным трудом, обязан по мере сил служить людям личным земным достоянием. Сознательный верующий никогда не называет материальное богатство «своим», смиренно и совершенно правильно считая его незаслуженным даром свыше. Это положение одинаково касается и минимального материального достатка и больших состояний, которые имеют немногие люди.
«Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. 19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. 20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. 21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. 22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! 24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! 25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. 26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? 27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу». Мк 10 (17-27)
Спрашивая Христа о вознаграждении верующих за отречение от греховного мира и земных благ, апостол Петр понимал данное вознаграждение чисто «по человечески», в виде материальных ценностей и земной власти. Награда человека, сознательно отрекающегося от земных соблазнов ради исполнения воли Божией, непредставимо велика, но она в большинстве случаев нематериальна.
Когда христианина окружают настоящие братья по духу, они не только бескорыстно помогают ему материально, но и дарят такую искреннюю любовь, которую не получишь ни за какие деньги. И конечно самой важной наградой является спасение бессмертной души, обретающей Божественную вечность. Обычно верующий понимает это постепенно, по мере очищения от себялюбия, по мере просветления духом самоотверженной любви и несения личного христианского креста, по мере своего «благодатного вхождения» в общечеловеческое братство Церкви Христовой.
*******
Земной человек оценивает окружающих преимущественно по материальным критериям: наличие семьи и детей, положение в обществе, количество денег, образование, знатное происхождение, доступ к власти и так далее. Не удивительно, что верующие люди, отказывающиеся от земных благ, воспринимаются обществом как «слабые, неполноценные существа», достойные снисходительного презрения. Хотя именно от таких людей, бескорыстно творящих добро, зависит материальная жизнь и спасение нашей планеты.
Для человека, считающего обретение земных благ единственным смыслом жизни, материальные ценности неминуемо становятся бесполезным «мертвым грузом», который лишает спасения самого человека и приносит вред всему человечеству. Особенно страшно властолюбие гордых, сильных и богатых людей, которые презирают остальное человечество как «подсобные средства» и «пушечное мясо» для осуществления своих корыстных целей.
Христианское «богатство» и «власть» христианской любви совсем иные. Возрастание духовной мудрости и богооткровенного знания, реализация Божественных талантов во имя спасения мира, возможность самоотверженно управлять материальными благами для бескорыстной помощи людям, неосуществимы без смиренного самоотречения от греховной - злой и гордой жизни.
Сущность истинной - христианской православной веры, состоит в благодатном обожении человеческой личности. Духовное просветление в свою очередь естественным образом находит видимое выражение в самоотверженной помощи людям, в добровольном служении спасению человечества. Чем «духовно богаче» христианин, тем сильнее его самоотречение и бескорыстнее его жертвенное служение Богу и людям.
Несмотря на то, что люди, охотно принимающие помощь христианина, часто отталкивают его и даже отвечают злом на добро, он продолжает творить волю Божию, по мере сил разделяя Крест Христовой любви во имя спасения нашего мира. Только так, направляясь по жертвенному пути Спасителя мира - Богочеловека и Сына Божия Господа Иисуса Христа, христианин может исполнить волю Божию и обрести «единственно реальную ценность» - спасение бессмертной души.
«И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. 29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, 30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. 31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: 33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. 35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 9 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано. 41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Мк 10 (28-45)
Популярное видео
-
02:55
Приходская жизнь Храма "Скоропослушница"
Ольга Самохвалова · 1321 просмотр -
ВСТРЕЧА. ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ. СВОБОДА
Громовы Валерий и Людмила · 750 просмотров -
27:21
Выгода дороже Родины [Хроники Царьграда]
Сергей Серюбин · 1037 просмотров