- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 1
Доклад «Инновационные формы работы с воспитанниками воскресных школ подросткового возраста»
Рожкова Т.В., Труханова Ю.А.
Доклад «Инновационные формы работы с воспитанниками воскресных школ подросткового возраста»
на Епархиальной конференции «Нравственные ценности – будущее человечества: воспитание через связь поколений»
Я работаю в воскресной школе храма Преображения Господня города Люберцы. В нашей школе обучаются дети от 5-6 до 16-18 лет.
Основная цель нашей работы - приобщение детей и их родителей к участию в Литургии, общественному служению, а также к соработничеству в рамках приходской жизни.
В средней и старшей группе обучаются дети 12-14 и 16-18 лет, то есть дети подросткового возраста. Подростковый возраст характеризуется серьезными изменениями в развитии ребенка, происходит не только физический рост, но и становление личности. Подростки пересматривают усвоенные в детстве представления о себе и устройстве мира, вырабатывая собственное мнение о своих достоинствах и ограничениях, формируя цели своей будущей жизни. Интересы юношей и девушек кардинально меняются, акцент смещается с семьи и привычного окружения к обществу сверстников, интересы – к принятым в молодежной среде мнениям; подростки «пробуют на зуб» привычные установки о плохом и хорошем, рискуют, испытывая себя в различных аспектах жизни.
В душе подростка уживаются самые противоречивые чувства, порывы, желания. Бурлят эмоции, перевариваются самые разные впечатления, под их влиянием изменяются взгляды. В этом возрасте многие родители хватаются за голову: послушные и примерные мальчики и девочки становятся капризными, грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома.
Именно в этом возрасте юноши и девушки, обуреваемые возрастными изменениями, романтическими фантазиями, чувствительные к чужой оценке, остро нуждающиеся в принятии и любви, нередко отходят от Церкви, «разочаровываются» в людях, перенося, со свойственным возрасту максимализмом, неудачи в межличностном общении на все церковное сообщество.
Подростки требуют к себе серьезного отношения, их потребность в изучении себя, отстаивании собственного мнения, обсуждении «острых» духовных и нравственных тем должна удовлетворяться в общении со значимыми взрослыми, в том числе с членами своего прихода. Дети подросткового возраста прежде всего обращают внимание на поступки взрослых и своих сверстников, на тот пример реальной духовной жизни, который они могут наблюдать.
Опасность представляет не только влияние подростковой среды, чуждой духовным устоям, но и навязываемые взрослыми нравственные перевертыши, о которых хорошо писал Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «И худо не только то, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что доброе хулите, называя скромность – необразованностью, кротость – трусостью, справедливость – слабостью, смирение – раболепством, незлобие – бессилием». 1
Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. К сожалению, в переходном возрасте обостряются и ярко проявляются все последствия травм первых лет жизни, неправильно сформировавшихся детско-родительских отношений, педагогической запущенности, недостатка ласки и внимания со стороны родителей.
Поэтому подростки нуждаются во внимании, заботе и любви больше, чем дети 7-11 лет.
Именно активное участие в делах прихода, живое общение, основанное на взаимной любви, честности, открытости могут помочь подростку удержаться в Вере, Церкви, сделать правильный жизненный выбор.
Поэтому, помимо приобретения необходимых знаний на занятиях воскресной школы, мы активно приобщаем подростков к участию в жизни прихода в различных ее проявлениях: делах милосердия, паломнических поездках, различных мероприятиях: театрализованных и концертных программах, викторинах и др.
Помимо задачи приобщения подростков к участию в жизни общины, важным является включение детей в активный и творческий процесс освоения знаний на занятиях в воскресной школе, так как, исходя из практики, лекционный и семинарский форматы работы не всегда дают возможность соотнести полученные знания со своей реальной духовной и социальной жизнью. Зачастую дети и подростки «застревают» на стадии чисто академического восприятия полученной информации, не понимая глубинного смысла и контекста изученных фактов Ветхого и Нового завета, Предания церкви, что может приводить к формированию формально правильной, но не наполненной живой Верой христианской жизни. Иногда дети воспринимают события Ветхого и Нового завета, жития святых, как сказку или литературное произведение, привлекательное по форме, но не дающее пищи для духовного возрастания и нравственного формирования личности.
Протоиерей Алексий Уминский писал: «Для чего нужна воскресная школа? Чтобы просто впихнуть в ребенка какие-то знания о благочестии? Да не нужны они, если не приносят ему радости! Воскресная школа - это школа радости! Детям должно быть в ней весело и интересно общаться друг с другом…..». 2
Использование на уроках деятельностного подхода, игр и драматизаций, элементов тренинговых и психологических программ, обращение к личному опыту и творческому потенциалу юношей и девушек, позволяет привлечь детей к активному усвоению знаний, формирует личное отношение к Священному Писанию и Преданию Церкви, позволяет формировать морально нравственные ценности, потребность в участии в жизни Церкви, духовном возрастании.
Православный психолог Шишова Татьяна Львовна пишет: «Процесс воспитания представляет собой упорный совместный труд взрослого и ребенка. Труд, направленный на совершенствование задатков ребенка и на его адаптацию к окружающему миру, на подготовку ребенка к серьезной творческой деятельности, ведь во всем, чем бы ни занимался человек, может присутствовать творческое начало. Даже обычные житейские ситуации…, требуют творческого подхода и творческих решений».3
Учитывая интерес подростков к своему внутреннему миру, межличностному общению и познанию окружающего мира через активные действия, на занятиях Воскресной школы мы используем такие технологии работы, как социо- и агиодрама.
Агиодрама (от греческого «ἅγιος» - святой и «δρᾶμα» - действие) - технология групповой социокультурной и просветительской работы с церковным преданием (жития святых, творения святых отцов и учителей церкви) в основе которого лежит принцип активного проживания и приобщения к опыту духовного подвига и жизненного пути православных святых в ходе социодраматического действия.4
Агиодрама методологически базируется на принципах социо- и библиодрамы.
Основная цель обращения к житиям святых и другим источникам церковного предания - в соотнесении духовного опыта святых и учителей церкви с собственным жизненным опытом в условиях уникальной для каждой группы обучающей среды.
По нашему опыту, в ходе работы участники группы вспоминали полученные ранее знания, о возможности реального применения которых они даже не предполагали. Это вызывало немалое удивление и у самого вспомнившего и у всей группы, стимулировало групповую активность, дети с удовольствием поддерживали друг друга, помогали восстановить последовательность событий и их смысловое наполнение. По ходу работы зачастую возникали вопросы, касающиеся собственной духовной и церковной жизни. Так примеры из житий святых наполнялись для юношей и девушек личным смыслом и пониманием.
Таким образом, использование агиодрамы позволяло систематизировать накопленные знания, применить их в реальности агиодраматической сцены, осознать значение этих знаний для своей жизни.
Агиодрама не является тренингом, направленным на развитие формальных навыков, но является интеграционной психодраматической работой по формированию позитивных, высоких нравственных понятий.
В задачи агиодрамы входит:
• углубленное изучение текстов Священного Предания, обнаружение новых духовных, социальных и психологических смыслов;
• уточнение понимания вероучительных истин и их соотнесение с личным опытом в современной жизни;
• выявление в ходе работы трудностей в понимании и интерпретации текстов, связанных с социальными и психологическими проблемами;
• сплочение группы (прихода) на основе общей веры, взаимного уважения и любви.
Формат агиодраматической работы позволяет организовывать как закрытые, так и открытые группы, то есть, как группы с фиксированным количеством участников и обязательным посещением, так и группы с меняющимся до некоторой степени составом и достаточно свободной формой посещения. Воскресная школа является динамичным открытым организмом, поэтому предпочтительно создание открытой группы, что позволяет проводить работу более свободно, учитывая изменяющуюся групповую динамику, этот формат также позволяет участвовать в работе как можно большему количеству людей, в том числе и взрослых членов прихода.
Связь поколений в христианстве называют традицией - непрекращающейся преемственностью идей и поступков. Эта связь осуществляется многими путями от семейных историй до изучения исторических документов, чтения литературных источников, но все эти пути объединяет одно - связь поколений не может произойти без живого наполненного эмоциями общения взрослых - носителей традиции - с детьми и подростками.
В каждом возрасте есть свой основной смыслообразующий стержень, скажем у старости – мудрость, у молодежи – это прорыв, устремленность в будущее, свободный полет (Шишова). И когда мудрость старших сливается с энергией и задором молодых, вот тогда традиция живет, передается дальше, приспосабливается к потребностям каждого поколения, тогда традиция жива.
Сегодня мы приглашаем вас принять участие в агиодраме по житию святого равноапостольного царя Константина и святой равноапостольной царицы Елены.
Вера в Бога – это радость, возможно, самая большая из всех доступных на земле радостей. Святые православной церкви знали об этом не понаслышке, а исходя из опыта духовной жизни. Изучая жития святых, приобщаясь к их опыту, мы можем в собственной жизни стремиться к обретению этой великой Радости. И этому мы должны научить наших детей.
Литература.
1. Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. О семье и воспитании детей / Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). – М.: Сибирская Благозвонница, 2009.
2. Уминский Алексей, протоиерей. Ненадежный фундамент. / Протоиерей Алексий Уминский. – www.liveinternet.ru/users/3266779/post300169101/
3. Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет / Т.Л. Шишова. – М.: Зерна-Книга, 2014.
4. Огороднов Л.М. Психотерапевтическая агиодрама: сборник статей / Л.М. Огороднов. – ridero.ru/books/psikhoterapevticheskaya_agiodrama/
Ненадежный фундамент.Протоиерей Алексий Уминский. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
Корреспондент портала «Православие и мир» продолжает беседовать с протоиереем Алексием Уминским о наиболее трудных и частых вопросах жизни в Церкви… - Многие пришли к вере по каким-то скорбям, по тяжелым обстоятельствам, чтобы ...