- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 1
- |
- Мероприятия 0
Военное духовенство
Военное духовенство
имеет своим назначением исполнение духовных треб для лиц военного звания. Уже Карл Великий заботился о том, чтобы при войске находилось достаточное число духовных лиц. С возникновением регулярных армий В. духовенство получило прочную организацию и образовало самостоятельное ведомство. В Австрии управление военным духовенством принадлежит полному апостолическому викарию, который назначается императором по соглашению с папою; если викарий имеет епископский сан, то он называется полевым или армейским епископом (Feld-Armeebischof). Во Франции в 1880 г. В. духовенство в смысле самостоятельного ведомства почти совсем упразднено; особые священники состоят только при отрядах, расположенных в местах, где поблизости нет церкви. Германия не имеет общеимперского законодательства о В. духовенстве. В Евангелической церкви Пруссии военное духовенство находится в заведовании военного обер-пастора (Militär-Oberpfarrer). В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам или патриаршим приказом, или непосредственным распоряжением царя. Более прочная организация дана военному духовенству Петром I. По Воинскому уставу 1716 г. при каждом полку должен был состоять священник, а указом 1719 г. повелено было во флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху, иногда назначались священники и не из монахов, особенно вдовые и бессемейные. Для наблюдения за находившимися на кораблях духовными лицами назначались на время плавания особые иеромонахи под названием обер-иеромонахов или начальных священников. Что касается до сухопутного войска, то в мирное время наблюдение за полковыми священниками входило в круг обязанностей местных епархиальных властей; в военное время Воинский устав предписывал назначать особых обер-полевых священников на правах обер-иеромонахов. Первое назначение таких обер-полевых священников относится к 1746 г. Они состояли в ведении св. Синода. Коренные преобразования в управлении В. духовенством последовали при Павле I. Указом от 4 апр. 1800 г. должность обер-полевого священника сделана постоянной; ему поручено "главное начальство" над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. Первый обер-священник, протоиерей Озерецковский, получил право непосредственного сношения, помимо Синода, с епархиальными архиереями. С воцарением Александра I Озерецковскому повелено было по всем делам и вопросам испрашивать предварительного разрешения св. Синода и ему же представлять отчеты. В 1815 г. при образовании главного штаба Е. И. В. в состав его введена была новая должность обер-священника с подчинением ему духовенства гвардии, а позже и гренадерского корпуса. Этот обер-священник назначался по непосредственному усмотрению императора, а обер-священник армии и флотов — из кандидатов св. Синода. В 1858 г. обер-священники переименованы в главные священники. С 1883 г. слились должности главных священников гвардии и гренадер, армии и флота. Еще в 1853 г. власть обер-священников была расширена в том смысле, что им предоставлена была известная дисциплинарная власть над военными священниками, а также право назначать и увольнять священноцерковнослужителей военного ведомства без испрошения на каждый раз предварительного разрешения Синода. Расширялось и ведомство обер-священников путем присоединения к военному ведомству неподвижных церквей, прежде состоявших в ведении епархиального духовенства. Отношения между духовенствами В. и епархиальным в XVIII и в первой половине XIX стол. были далеко не удовлетворительные. Крайне скудное содержание, отпускавшееся казной, вынуждало полковых священников отыскивать дополнительные источники в исполнении треб в приходах епархиальных церквей, иногда с некоторым ослаблением церковных правил и всегда с материальным ущербом для приходского духовенства. В новейшее время возможность подобных столкновений устранена: приняты меры к улучшению и обеспечению положения В. духовенства. 12 июня 1890 г. высочайше утверждено "Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств". Положением этим учреждено звание "протопресвитера военного и морского духовенства", который избирается св. Синодом, утверждается высочайшею властью и находится в непосредственном подчинении св. Синоду. При протопресвитере учреждено духовное правление, которое состоит из канцелярии и присутствия. Духовное правление находится в таких же отношениях к протопресвитеру, как консистория — к епархиальному архиерею: но круг дел, подведомственных духовному правлению, шире, чем круг ведомства консистории. Духовное правление ведает и духовно-учебное дело военного ведомства, и дело призрения заштатных священнослужителей, вдов и сирот В. духовенства, а также дела об опеке и попечительстве над сиротами лиц В. духовенства. В. священники состоят при подвижных церквах в войсковых частях и при соборах и храмах неподвижных, с приходами из обывателей и без приходов. Военные священники обязаны совершать таинства и молитвословия для воинских чинов в церкви и домах, не требуя за то вознаграждения. Для ближайшего наблюдения над духовенством войск, входящих в состав дивизии, протопресвитер назначает дивизионного благочинного. На места военных священников и диаконов протопресвитер избирает кандидатов и представляет местному архиерею о каноническом утверждении и рукоположении лиц, еще не посвященных в пресвитерский и диаконский сан, а для священнослужителей перемещаемых испрашивает святительское благословение служить на новом месте. Епархиальный архиерей имеет право надзора за В. духовенством, служащим в пределах его епархии. Ему же принадлежит суд над военными священниками. С архиереем разделяет право суда над военными священниками и протопресвитер, но только по таким проступкам, для обнаружения которых не требуется производства формального следствия и за которые назначается лишь дисциплинарное взыскание. На решения протопресвитера может быть принесена жалоба в св. Синод. Флотские священники назначаются протопресвитером из иеромонахов и вдовых священников. В случаях безотлагательной надобности совершить духовную требу, напр., окрестить слабого младенца или напутствовать умирающего, военный и епархиальный священники обязаны исполнять требы друг за друга по первому приглашению, но с письменным о том извещением; венчание же браков лиц, не принадлежащих к приходам военных церквей, военным священникам воспрещается. В 1891 г. в ведомстве протопресвитера В. и морского духовенства состояло: 12 соборов, 3 домовые церкви, 806 полковых, 12 крепостных, 24 госпитальных, 10 тюремных, 6 портовых, 34 при разных учреждениях, всего 407 церквей, а лиц: протоиереев — 106, священников — 337, протодиаконов — 2, диаконов — 55, псаломщиков — 68, всего — 569, из коих 29 с академическим образованием, 438 с семинарским и 102 с училищным и домашним. При русских войсках и военных учреждениях состоят еще римско-католические капелланы, находящиеся в ведении административного декана, и лютеранские дивизионные проповедники с адъюнктами; кроме того, в варшавском округе при штабе каждого из расположенных там трех армейских корпусов учреждено в 1887 г. по одной должности евангелическо-аугсбургского проповедника. В 1879 г. это инославное духовенство допущено к участию в эмеритальной кассе военно-сухопутного ведомства. В казачьих землях в ведении военного министерства состоит магометанское духовенство. Ср. Невзоров, "Исторический очерк управления военным духовенством в России" (СПб., 1875); Т. Барсов, "Об управлении военным духовенством" (СПб., 1879).
Из истории военного духовенства
Как много надо ещё узнать! Было время, когда словосочетание «военное духовенство» у меня вызывало вопрос «А, такое бывает? Зачем?», теперь удивительно вспоминать. Бывает, Слава Богу! Мальчишкам надо об этом рассказывать обязательно.
Действительно! всякая дружба у всякого человека (и военного), как и любовь!!! которая проверяется временем-расстоянием и не за праздничным (!!!) столом-(в)суете, а в беде-(в)скорбях и в проч. временных ли? испытаниях-искушениях-трудностях-(в)учении-и(в)бою...
Вопрос: Всякая дружба эт...
Развернуть
Действительно! всякая дружба у всякого человека (и военного), как и любовь!!! которая проверяется временем-расстоянием и не за праздничным (!!!) столом-(в)суете, а в беде-(в)скорбях и в проч. временных ли? испытаниях-искушениях-трудностях-(в)учении-и(в)бою...
Вопрос: Всякая дружба это есть любовь?
Ответ: Да, дружба есть средство! на пути к любви, во время которого они-дружба-любовь (!!!) сливаются в одно неделимое-целое-единое-радостное состояние служить добру ради добра! где нет места лицемерию-(выгодному)расчету-себеугождению-себЯжалению-себЯлюбию-самолюбованию и проч. эгоистической самости...
Вопрос: Как достичь такой необычной-духовной дружбы-любви? всякому человеку...
Ответ: Стать святым-УгодникомБожьим.
Вопрос: Разве такое возможно? теперь...
Ответ: Да, если есть страх Божий.
Вопрос: Что есть страх Божий? для всякого человека, особливо военного...
Ответ: Это послушание!!! во славу Божию...
Вопрос: А как же свое мнение иметь? всякому человеку, особливо военному...
Ответ: Когда у всякого человека есть истинная дружба-любовь, то личное мнение теряет смысл, потому что оно подчинено служению ближнему, который есть образ Божий, и служению Родине, радость-то какая...
Вопрос: Но это же!!! утопия...
Ответ: Да, поэтому земной-естественный мир, лежащий во зле! катится к логическому ли? концу-войне ли? апокалипсису (!!!), горе-то какое! всякому человеку быть заложником зла, быть рабом греха, быть источником всяких бед-скорбей-болезней-войн и проч. служения отцу лжи (вольного-невольного), где есть только лже-дружба-(и)лже-любовь-лже-патриотизм-лже-политика...
Вопрос: Что же делать? и как быть? всякому человеку, особливо военному...
Ответ: Очищаться от всякие скверны-смрада-тления-страстей-похоти-(худых)привычек-навыков и проч. зла...
Вопрос: Как? очищаться...
Ответ: Сердцем сокрушенным-смиренным, которое Бог-Спаситель Иисус Христос никогда не уничижит...
Вопрос: Как можно иметь сердце сокрушенное-смиренное? всякому человеку, особливо военному...
Ответ: Покаянием.
Вопрос: Как достичь покаяние? всякому человеку, особливо военному...
Ответ: Молитвой-исповедью.
Вопрос: Что есть исповедь?
Ответ: Это путь к святости.
Вопрос: Так это же! и есть любовь? святость...
Ответ: Да.
Вопрос: А как же дружба? особливо военная...
Ответ: Это средство на пути к любви... - духовной-Божественной.
Слава Богу за все.
С радостью! и с любовью во Господе Иисусе Христе Спасителе всякого ли? человека...
Свернуть