Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Православнаясемья.рф

Наказание и поощрение ребенка

Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им. Кто учит своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им… Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким (Сир. 30, 1-2, 8).

Остался еще один серьезный вопрос, на который должны ответить родители, воспитывающие ребенка: а каким путем, с помощью каких методов воспитания можно получить желаемый результат? Вопрос очень серьезный и неоднозначный. Он включает в себя много дополнительных вопросов:

— как наказывать ребенка и как понимать наказание?

— как настоять родителю на своем и заставить ребенка выполнить требуемое?

— как выработать послушание, как не обидеть ребенка чересчур суровыми наказаниями?

— где проходит граница между строгостью и суровостью?

Этот список можно продолжать очень долго.

Вначале определимся, что же такое наказание, каков его духовный и психологический смысл.

Наказание: общие понятия

Словарь В.И. Даля дает слово «наказание» во многих значениях: это и совет, и предписание, и наставление, и приказ, и даже просто обучение. В «Полном церковно-славянском словаре» этот термин имеет следующие значения: наставление, учение, образование, ученость, и приводятся его производные — наказанный- наставленный, наказатель — наставник — учитель, наказую — научаю, наставляю, наказываю — поучаю, смиряю — повергаю.

Наказание всегда напрямую связано с такими понятиями, как образование, просвещение, воспитание, личность, которые были фундаментом русской школы.

Слово «образование» происходит от древнерусского слова образ, «личность» от слова лик. Сами значения русских слов задают и подсказывают нам миссию и цель образования. Она в том, чтобы помочь человеку найти в своих близких людях образ Божий и стать личностью.

Просвещение имеет корень «свет», то есть обозначает высветление самого лучшего, что есть в человеке, всех его даров и талантов, просвещение всех сил и способностей. Просвещение является богопознанием и богообразованием.

Вдумаемся в слово наказание. Корень его «каз», он тот же, что и в словах наказ, показ. Наказать — по существу означает дать наказ, научить. Т.А. Флоренская отмечает, что если еще глубже заглянуть в этимологию этого слова, его корень «каз», то можно увидеть, что сам он состоит из приставки «к» и древнерусского «аз», что означает «я». Автор приходит к выводу: а не значит ли это, что смыслом всякого научения, наказания является приближение к своему «я»? И в связи с этим возникает следующий вопрос: а к какому «я»?

Вспомним о том, что в личности любого человека присутствуют, сосуществуют два совершенно различных «я»: это «я»-на- личное, реальное, искаженное страстями. Это тот уровень «я», который является результатом наследования изначальной поврежденности человеческой природы в результате падения прародителей. Этот уровень «я» действует в первую очередь по принципу эгоизма и удовлетворения своих желаний и потребностей, по принципу жизни по страстям. Это есть в каждом. Но в каждом из нас есть и другой уровень «я» — «я»-духовное, образ Божий в душе человека. Это тот уровень «я», который существует в нас изначально, независимо от среды и воспитания; это то «я», которое несет в себе отблеск уникальности и неповторимости, заложенной в нас Богом. Это наше истинное предназначение.

Итак, можно попробовать посмотреть на родительские наказания как на помощь ребенку в переходе с уровня «я»-наличного на уровень «я»-духовное. Другими словами, основная функция наказаний — отсечение в детской душе сорняков страстей, выкорчевывание глубинного эгоцентризма и эгоизма, содействие в том, чтобы ребенок «пришел в себя», к своей настоящей индивидуальности и неповторимости, освобожденной от налета страстной греховности.

Хорошего родителя можно сравнить со скульптором, который создает произведение искусства, отсекая все ненужное и неуместное, или с садоводом, который, выращивая растение, убирает лишние побеги, пропалывает сорняки и в итоге выращивает прекрасный цветок. Таким родителем движет любовь. Наверное, по-другому нельзя, и если все пустить на самотек или воспитывать ребенка только в духе поощрений, то его душа быстро зарастет сорняками страстей и эгоизма. «Добренькие», все разрешающие родители, бабушки, дедушки на самом деле калечат душу ребенка, не дают ей выйти из сети страстей, а только лишь подпитывают эгоистичное наличное «я». Почему так происходит?

Во-первых, одной из психологических причин может выступать неуверенность родителя в роли воспитателя, попросту говоря, родитель сам не знает: а как воспитывать своего ребенка? В данном случае может помочь педагогическое и духовное просвещение родителей, знакомство их с основными закономерностями развития ребенка и его личности.

Во-вторых, причиной может выступать собственный негативный родительский опыт, что привело к формированию бессознательного страха в отношении наказаний и появлению установки: «Своего ребенка я воспитаю по-другому».

В этом случае воспитание без наказаний выступает как изживание собственного психотравматичного детского опыта. Но ребенок тем не менее может страдать. Помочь в этом случае может грамотная консультация специалиста, который способен содействовать в осознании корней проблемы и выработке более реалистичного подхода к воспитанию.

…Ирина воспитывалась излишне требовательными, деспотичными родителями, которые ругали, а иногда и били ее за каждую провинность. Ей запрещали то, что особенно хотелось: дружить с теми, кто нравится, заниматься тем, чем нравится. В итоге Ирина твердо решила: «Своего ребенка я точно воспитаю по-другому». И воспитала, практически не наказывая, поощряя буквально все его начинания, оправдывая любые его прегрешения. Результат оказался не таким, каким его ожидала увидеть мать: вместо счастливой, гармоничной личности, выросла счастливая, но эгоистичная личность, которая совершенно не интересовалась ни проблемами матери, ни проблемами семьи…

* * *

В-третьих, в качестве причины неадекватного отношения к наказаниям может выступать столь широко бытующее мнение, что наказание — это всегда жестокость, насилие, зло. Поэтому некоторые родители предпочитают вовсе не наказывать своих детей и даже не запрещать им ничего. Как правило, итоги таких экспериментов оказываются плачевными.

Например, тринадцатилетняя Марина, воспитанная в таких традициях не только родителями, но и бабушкой с дедушкой, стала жить по «принципу колобка»: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от мамы ушел, я от папы ушел». Пользуясь тем, что у нее масса любящих родственников, девочка выбрала эту удобную тактику: как только кто-то из родных просил ее помочь, она тут же собирала вещи и говорила: «Пойду поживу… я тоже обещала им помочь, они так нуждаются в моей помощи». В итоге, родственники так и не могли дождаться помощи от любимой девочки.

* * *

Т.А. Флоренская отмечает, что за внешне привлекательной идеей воспитания без наказания нередко кроется гуманистическая иллюзия о том, что человек по природе добр, прекрасен, и, дав ему полную свободу проявления, родители смогут способствовать полному раскрытию этой природы. Однако, любя детей, не нужно идеализировать детства. Прекрасны его лучшие проявления, но откуда берутся жестокость, зависть, эгоизм?

Поэтому предоставить свободу самораскрытия значит не помочь, а воспрепятствовать раскрытию подлинного, духовного «я». Родители должны помочь ребенку в борьбе между лучшими проявлениями и эгоизмом. В этой борьбе несомненно позитивную роль играет наказание. Поэтому родителям крайне важно увидеть реальную ситуацию, реальную картину личности ребенка без иллюзий.

Таким образом, духовный и психологический смысл наказаний состоит в предоставлении ребенку обратной связи о соответствии его поведения и поступков определенным морально- нравственным нормам и правилам. Другими словами, родитель выступает своеобразным «зеркалом», отражающим для ребенка, что же такое «хорошо» и что такое «плохо».

Православный психолог Морозова. Е
Из книги,, Гармония в семье и браке "

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы

    Сообщество