Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Болевые точки общества

Отношения писателя с Богом - тема сложная

Поэтесса Диана Кан – член Союза писателей России, автор книг «Високосная весна», «Согдиана», «Бактрийский горизонт», «Подданная русских захолустий», «Междуречье» и сотен публикаций в российских изданиях. Её творчество пронизано христианским мироощущением. Пожалуй, в каждом третьем стихотворении упомянуты Бог, Божья милость, душа, храм, крест, иконы, благословение, воцерковление, колокольный звон и другие возвышенные образы и символы.
Наша беседа - о взаимосвязи религии, литературы и жизни.

КОРРЕСПОНДЕНТ. Здравствуйте, Диана. Сейчас есть авторы, которые позиционируют себя как православные поэты, писатели. Большую часть творчества они посвящают христианству. Как Вы считаете, должен творческий человек осознанно, целенаправленно брать на себя бремя миссионерства? А если он не священник?

Диана КАН. Попытка подмены собственно поэзии конфессиональностью не нова. В советское время, если помните, был целый ряд поэтов-лауреатов, которых были ангажированы идеологической сферой советской власти. И, конечно, дело то доброе – призывать граждан к разумному, доброму и вечному, к исполнению кодекса строителей коммунизма, как сейчас к соблюдению религиозных норм (а эти нормы тоже учат только хорошему человека). Но имён этих «правильных поэтов» как-то мы не помним. И посмотрите, что в сухом остатке мы имеем от советской поэзии? Рубцов, Кедрин, Кузнецов… Можно ещё назвать несколько имён – тот же Прасолов, Решетов и так далее. Согласитесь, под категорию идеологически правильных «строителей коммунизма» эти поэты, мятущиеся в поисках истины, не вполне подпадают.
Духовные стихи – это отнюдь не приходская лирика с ежестрочным поминанием Бога всуе. Это в первую очередь осознание автором неизбежной своей человеческой греховности и несовершенства, только такое осознание спасает автора от гордыни. Да, поэт порой обличает окружающие пороки, но если в авторе нет осознания того, что он в первую очередь виноват во всех неустройствах мира, то это просто выливается в нудный дидактизм и гордынюшку-матушку. Самые духовные стихотворения не поминают Бога всуе, но пронизаны неотмирным светом. Написать хотя бы одно такое стихотворение – большая удача. И, думаю, удача эта попущается свыше… Вообще отношения каждого писателя с Богом – это отдельная тема. Сложная! Вспомним Льва Толстого – это уже аксиома. Вспомним Гоголя, Лермонтова. Если глянуть пристальнее, то отношения эти могут быть двух форматов – ветхозаветные (Гоголь) и новозаветные (Лермонтов, Толстой). Ветхозаветные отношения – это осознание себя рабом Божиим и поистине беспрекословное подчинение Господу. Но как видим, это вовсе не гарантирует писателя от неизбежных метаний – Гоголь ведь сжёг «Мёртвые души» во многом по причине своей Веры. Отношения новозаветные – это осознание себя Божьим чадом. Это прослеживается в отношениях с Богом Лермонтова, Блока… Чада, мы знаем, порой бывают своенравны по отношению к Отцу, но это вовсе не значит, что они не любят Отца. Скорее наоборот, именно любовь порой толкает их на внезапные поступки. Блок, кстати, говорил про Анну Ахматову, что поэт должен обращаться в своих стихах к Богу, а Анна Андреевна куда как чаще обращается к мужчине в своих творениях. Но, думается, даже Блок способен заблуждаться, ведь и столь любимый им Пушкин обращался в своих стихах и к женщинам, и к друзьям, и к властителям (в эпиграммах). Взять ту же Цветаеву, лауреатом премии которой я стала пару лет назад, и последнее время часто езжу в Елабугу, где Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством. И я была очень приятно удивлена, что в елабужских храмах за Цветаеву молятся, потому что церковь сочла поступок Марины доведением до самоубийства, и думаю, это очень мудро, ведь всякий, сколь нибудь знакомый с творчеством Марины Цветаевой, не может не понимать, что человек с такой любовью к жизни может пойти на такой страшный шаг не иначе, как под агрессивным давлением извне… В данном случае имеется в виду жестокость тогдашней власти к «белогвардейской поэтессе»…
На темы отношений того или иного писателя с Богом написаны тысячи научных работ, ведь, по сути, это – главные отношения в жизни того, кто работает со Словом. Ибо Слово-Логос и есть Христос! А вся система образности русской литературы, во многом потому и ставшей великой мировой литературой, наследуется от Образа, от первообраза.
К православным авторам я себя не причисляю, ибо я слишком разнообразный и даже я бы сказала – всеядный автор, меня интересует жизнь в любых её проявлениях. И я не считаю, что есть темы, которые не могут стать литературными. Раз есть такое явление, попущенное Свыше, значит, о нём не надо молчать. Раз это явление Бог попущает…

КОРР. Сегодня большинство россиян посещает церковь - по крайней мере, в такие праздники, как Рождество, Крещение, Пасха. Но выходя за церковный порог, они ведут жизнь, как правило, не христианскую: сплетни, интриги, ссоры. Появляется всё больше телепередач, сайтов, мероприятий с православным колоритом. А люди не меняются. Религия стала для россиян чем-то вроде субкультуры, в церковь ходят как неформалы на концерты. Что может изменить ситуацию?

Д.К. Людям надо чаще ходить в храмы. Я не отношу себя к воцерковлённым поэтам, хотя я верующий человек настолько, что знают об этом лишь самые близкие мне люди. Прилюдно никогда не стану демонстрировать свою любовь к Богу. Как у Шекспира: «Я не хочу хвалить любовь мою. // Я никому её не продаю». После посещения некоторых храмов, где есть не только архитектурная лепота, но обитает благодать небесная, так легко на душе. Я хожу в храмы одна. Не люблю толпой и за компанию ходить к Богу. Мне надо постоять там, лучше, когда нет службы. Внутренне обратиться к Богу… Чем старше храм – тем более он намолен.
Несколько раз мне довелось перед пасхальной службой читать акафист, когда каждый может его прочитать. Это были счастливые минуты моей жизни. А ещё я рада, что поначалу буквально заставила двух молодых поэтесс Карину и Настю почитать акафист перед пасхальной службой. Они сначала стеснялись, а потом так вдохновились, что прямо пришлось уже им сказать, что пора уступить место и другим прихожанам… Думаю, тот духовной подъём, что человек поневоле испытывает, читая акафист перед Пасхой, навсегда остаётся в душе. Я даже думаю, что это ощущение и есть один из видов духовного опыта.

КОРР. Возможно, в Вашей жизни есть моменты, когда Вы обращаетесь к литературе чисто церковной - Библии, житиям святых, акафистам или статьям на религиозную тематику. Что может почерпнуть поэт из такой литературы?

Д.К. Мне очень повезло на друзей в том смысле, что многие из них – люди не просто воцерковлённые, но искренне верующие. И при этом вдумчиво и много читающие и размышляющие. Часто именно через них я выхожу на новые духовные просторы. Думаю, Бог посылает мне этих людей. Как то был случай, что на меня в очередной раз накинулась свора бездарей и я в разговоре с подругой посетовала, мол, ну за что меня ругают люди, с которыми я и знакома то лично едва-едва, что я им такого страшного сделала, я просто пишу стихи? И подруга в ответ на мой вопрос рассказала притчу про Паисия Святогорца, она как раз читала его труды в это время. Когда Паисий Святогорец узнавал, что кто-то его почитает и хвалит, он не радовался. А по-настоящему радовался Святой Отец, когда узнавал, что кто-то безо всяких на то оснований его облыжно и несправедливо порочит. Вот тут Старче Паисий по-настоящему радовался: «Это хорошо, что обо мне плохо говорят, это мне враги на небесах место отмаливают…». Так и я, когда в очередной раз на меня ополчатся завистники, утешаюсь тем, что бездарные завистники своими наветами отмаливают Диане Кан место в великой русской литературе. А эта литература и есть для меня – Небо!.. Тем не менее я считаю очень важным, даже я бы сказала, судьбоносным для моего внутреннего мира прочтение некоторых книг Митрополита Иоанна Снычева (Царствие ему Небесное!). Его книга «Битва за Россию», прочитанная мной в Самаре в 1998 году, стала неким рубежным событием моей внутренней жизни. В Самаре вообще очень любят Митрополита Иоанна, ведь он когда-то служил на Самарской кафедре, перед тем, как стать Митрополитом Санкт-Петербуржским и Ладожским. Недавно в Самаре установлен памятник Иоанну Снычеву, причём, власть это была вынуждена сделать под давлением самарской православной общественности. А я горжусь, что я дважды землячка Митрополита Иоанна. Он родился в Оренбургской области, а Оренбург – родина моей мамы, где я долго жила и где начала писать стихи. А служил Отче Иоанн в Самаре, которую я тоже с полным на то основанием считаю своей родиной, ведь в самарский период своей жизни я состоялась именно как всероссийская поэтесса. Когда мне в 1998 году подарил один самарский писатель небольшую и скромно изданную книгу Иоанна Снычева «Битва за Россию» - эта книга стала надолго моей настольной книгой. А потом уже я прочитала другие книги Иоанна Снычева – «Русский крест» и так далее. Они уже были достойно изданы…Но та, скромно изданная книга, мне особенно дорога, она стала прологом к моему пониманию, как поэта, своей особой ответственности перед Тем, Кто дал мне какие-то способности к работе со словом. И что этими способностями я не должна гордиться, как чем-то своим лично-собственным. Они даны мне для службы России. На поприще отечественной словесности.

КОРР. Должен ли православный автор ставить перед собой какие-то моральные ограничения? Что не стали бы воспевать Вы как верующий человек?

Д.К. Смотря что иметь в виду под моральными ограничениями. Обычно, едва ли не в первую очередь имеются в виду грубые слова. Но вот что я вам скажу. Порой читаешь о любви к женщине, к примеру, такие елейно-сусальные стишата, гладенькие и гаденькие именно своей гладкостью, ибо явно не из души идут, напрочь лживы. И противно становится, хотя там ни одного резкого слова нет, противно, потому что бездарно. А вот взять того же Есенина, чья любовная лирика считается шедевром, так ведь Сергей Александрович в любви не объяснится, попутно женщине не сказав что-то вроде «что так смотришь синими брызгами? // Али в морду хошь?». Но эти стихи читаешь с удовольствием, потому что они живые, родниковые, пусть в них и «резкие» песчинки попадаются, но это стихи живые! В отличие от дистиллированных мёртвых стихов, где всё вроде правильно, и всё прилично, но при этом никуда не годится. Поэты призваны озвучивать людям небесную правду. А правда не всегда ласкает слух. То, что священник порой сказать пастве не может в силу понятных ограничений, не зря мы называем православных предстоятелей - «батюшка», «матушка», «святой отец». Они нам отцы-матери, а родители, согласитесь, не всегда могут беседовать с детьми на уровне детей, дистанция неизбежна и нужна. А вот поэт, говоря правду небесную, может быть полностью откровенен, и даже груб, если надо достучаться до сердца человека. Народ наш потому и любит далеко не самых безупречных с точки зрения общепринятых норм морали поэтов. Любит не благодаря их достоинствам, но – вопреки их неизбежным недостаткам. Ибо говоря о несовершенстве мира и людей, поэт начинает с себя. Гордыня – самый страшный грех, к тому же многоликий грех. Ведь зависть, ревность, предательство – лишь составляющие гордыни. А лучшее средство от гордыни – понимание, что каждый из нас несовершенен в принципе, и потому постоянно должен просить прощения у Бога за вольные и невольные, но, увы, неизбежные прегрешения свои. Как известно, Господу угоднее сорок раскаявшихся грешников нежели один, гордый своей правильностью, праведник. Гордость оставим Сатане. Православному человеку она ни к чему.

КОРР. Говорят, талант - это дар Божий, но зачастую творческие люди несчастны. Более того, многие трагически умирают в нищете. Почему порой подарок Всевышнего оборачивается драмой и как этого избежать?

Д.К. Да, талант Божий дар. И стало быть все, кто мешает таланту состояться, вредят ему из зависти, суть есть борцы с Богом, сатанисты. Из этого во многом проистекает моё бескомпримиссное отношение к завистливым бездарным людям. Я с удовольствием прощаю своих врагов. А вот врагов Бога прощать я не вправе. Надо понимать: кто помогает таланту – помогает Богу, помогает состояться тому свету, что Бог подарил одарённому человеку. Потому я всегда стараюсь поддерживать тех, кого считаю одарёнными свыше.
Увы, Вы правы, часто талантливые люди материальными благами не отмечены. Но обычно Бог помогает им совсем по другому – помогает, посылая людей, которые их любят, понимают, многое им прощают, поддерживают. Деньги ведь не самый важный ресурс, хотя, надо признать, они отлично помогают при бедности! Талантливые, отмеченные Небом, люди с одной стороны очень могущественны в плане творчества. Но часто столь же инфантильны в плане земного. Нельзя, знаете ли, жить одновременно на небе и на земле.

Беседовала Марина Струкова

19 августа 2018 в 09:27

Можно сказать, что у каждого человека свои личные, неповторимые отношения с Богом. "Отношения писателя с Богом - тема" такая же сложная, как и у всех. Просто писатель открыто во всеуслышание говорит о своём отношении к Богу на большую аудиторию и все это узнают. От того у писателя ответственность...

Развернуть

19 августа 2018 в 20:10
аккаунт удален# 19 августа 2018 в 09:27

Можно сказать, что у каждого человека свои личные, неповторимые отношения с Богом. "Отношения писателя с Богом - тема" такая же сложная, как и у всех. Просто писатель открыто во всеуслышание говорит о своём отношении к Богу на большую аудиторию и все это узнают. От того у писателя ответственность...

Развернуть

Александр, да, писателя легче судить, потому что он открывает свои помыслы всему миру. Это не значит, что писатель хуже нас, просто он говорит порою то, что другие скрывают. Вот Есенин был очень откровенен, за это его тоже осуждают до сих пор, выискивая в стихах строки про кабаки и женщин.

19 августа 2018 в 22:25
Marina St# 19 августа 2018 в 20:10

Александр, да, писателя легче судить, потому что он открывает свои помыслы всему миру. Это не значит, что писатель хуже нас, просто он говорит порою то, что другие скрывают. Вот Есенин был очень откровенен, за это его тоже осуждают до сих пор, выискивая в стихах строки про кабаки и женщин.

Marina, Религиозная тема конечно очень сложная в творчестве сама по себе..., но в плане того, что писатель открывает себя, ещё опаснее бывает любовная лирика. Стоит хоть что-то написать на эту тему, как окружающие начинают сочинять сплетни, как бы это могло быть отражением личных тайн автора... П...

Развернуть

20 августа 2018 в 18:53

Ох, Марина, одним заголовком не в бровь, а в глаз...) за клавиатуру системно не садился довольно долго, хотя писать - плохо или хорошо, но плодовито - начал с первых классов школы. Потом были отдельные статьи и кричащие посты Вконтакте, собиравшие дискуссии лайки. Рассказы. Был момент в жизни, ко...

Развернуть

20 августа 2018 в 23:46
аккаунт удален# 19 августа 2018 в 22:25

Marina, Религиозная тема конечно очень сложная в творчестве сама по себе..., но в плане того, что писатель открывает себя, ещё опаснее бывает любовная лирика. Стоит хоть что-то написать на эту тему, как окружающие начинают сочинять сплетни, как бы это могло быть отражением личных тайн автора... П...

Развернуть

Александр, я думаю, в своём творчестве, особенно в поэзии, человек пытается быть таким, каким хочет быть. Лирический образ далёк от самого автора. Кто-то хочет выглядеть лучше - праведником, кто-то хуже - хулиганом. На самом деле по творчеству узнать подлинный характер и мысли человека сложно. Им...

Развернуть

20 августа 2018 в 23:49
Владимир Басенков# 20 августа 2018 в 18:53

Ох, Марина, одним заголовком не в бровь, а в глаз...) за клавиатуру системно не садился довольно долго, хотя писать - плохо или хорошо, но плодовито - начал с первых классов школы. Потом были отдельные статьи и кричащие посты Вконтакте, собиравшие дискуссии лайки. Рассказы. Был момент в жизни, ко...

Развернуть

Владимир, спасибо за искренний содержательный отзыв. Да, для писателя важно ощущение ответственности - перед Богом, перед историей, перед читателями. Ведь Слово порой меняет чужие жизни и даже обстановку в стране.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем