- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 256
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Из гостевой книги
Вопрос: Здравствуйте! Спасибо большое и за ответ на последний вопрос. Я теперь не понимаю: как победить гордость? В разделе "Алфавит духовный" написано, что гордости противостоит смирение. А Игнатий Брянчанинов, рассказывая о восьми главных страстях и добродетелях, которые им противостоят, пишет, что гордости противостоит любовь. Так смирение или любовь?
Администратор: Здравствуйте, Сергей. Радостно узнать, что Вы читаете статьи нашего сайта. В разделе статьи о гордости, посвящённом борьбе с этой страстью, Вы можете прочитать советы многих святых отцов, согласно наставляющих бороться с гордостью самоукорением и смирением, противоположными этой страсти.
Так, например, авва Дорофей учит:
«…каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие».
Св. Иоанн Златоуст говорит:
«Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, то ничто из внешних предметов не могло бы возбудить в нас гордость: ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава».
Преп. Макарий Оптинский наставляет, как надо бороться с гордостью:
«Ты вспомни, что я писал к тебе: отчаяние есть плод гордости, и сознаешь себя, что ты наполнена ею... Постарайся же стать противу оной самоукорением, видя свои неисправления; а при исправлении чего-либо помни, что Господь повелел: «аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должны бехом сотворити, сотворихом» (Лк. 17, 10)
...Надобно смиряться во всем, и тогда удобнее сокрушить сети вражии, ибо гордость бывает причиною сильных браней и побеждений от них».
«Против гордости — воспоминание о грехах своих, память смирения Христова, вменять себя худша всех, помнить, что гордым Бог противится (1 Петр. 5, 5)».
Там же есть и наставления св. Игнатия (Брянчанинова), советующего то же самое, как всегда, в русле святоотеческой мудрости:
«Отвергнем гордость, приписывающую нам достоинства; облобызаем смирение, открывающее нам наши падение и греховность».
«Гордость есть смерть души в духовном отношении… Чтоб отвратить от себя страшный яд, сообщаемый фарисейскою закваскою, будем …стараться о исполнении Божиих заповедей единственно для Бога, … Будем действовать и для человеков, но не с тем, чтоб исторгать у них похвалу себе, а с тем, чтоб приносить им истинную услугу и пользу… Будем неусыпно следить за собою, замечать недостатки и погрешности наши! Будем молить Бога, чтоб открыл нам наши падение и греховность! Постоянное стремление к исполнению воли Божией мало помалу истребит в нас удовлетворение собою, и облечет нас в блаженную нищету духа. … мы научимся богоугодному предстоянию пред Богом… из глубины и искренности сердечного сознания в греховности, мы наверно получим прощение грехов и обилие истинных благ, временных и вечных: яко всяк смиряяй себе, вознесется всесильною и всеблагою десницею Господа Бога, Творца и Спасителя нашего».
(Борьба с гордостью. Всепобеждающая сила смирения) www.verapravoslavnaya.ru/?Gordostmz__-_alfavit
Да, в перечне страстей и добродетелей св. Игнатий поставил гордость последней из страстей, а любовь – венчающей список добродетелей – но это потому, что, гордость - это вершина страстей, а любовь, по слову преп. Макария Оптинского, «есть верх добродетелей».
Стяжать чистую любовь можно, лишь освободив сердце от всех страстей. Сердце, побеждаемое гордостью, не вмещает христианской любви, потому что она связана с самоотречением и многими искушениями, а если оно мнит иметь такую любовь, то легко впадает в прельщение, в малодушие, отчаяние.
Преп. Макарий Оптинский пишет об этой опасности:
«Находим нужным предложить вам, матушка, на замечание: почтенная А. вошла к вам в обитель весьма с добрым расположением и желанием "искать Иисуса", т. е. стяжать любовь Его. Это ее выражение, которое часто до нас доходило. Дело сие очень доброе и благое, но надобно, чтобы имело прочное основание, ибо любовь противными искушается. По горячности ее и по чистоте души, она увидит скоро в себе утешительные и усладительные чувства, — это ее обнадежит в обретении Иисуса и любви Его. Но чувство сие весьма опасно и близко прелести: не имевши еще борьбы со страстями, не познавши своей немощи и не смирившись, не надежны и утешительные чувства. Пусть они хотя и приходят когда, но чтобы опасаться принимать оные и не обольщаться ими, но считать себя того недостойною... Мы и предлагаем вам, дабы вы попеклись предостеречь ее, ежели она будет иметь какие усладительные чувства, чтобы она не полагалась на них и не считала за велико; они скоро ее оставят. В противном случае, обольстившись и приняв их не в свое время, скоро лишится; и когда уже будет время — не получит, подобно нерадивому и глупому земледельцу, который, на произрастении увидя цвет, счел бы его за плод и сорвал: то уже никогда плода не получит. Это многие пострадали, идущие путем сим, и сбились с него; вместо смирения, возмнив о себе, стяжали возношение... Напоминайте ей, что любовь Божия противными искушается: восстанут различные страсти, с коими надобно иметь борьбу, и кто смиренное имеет мудрование, тому и брань со облегчением бывает; а мнящему о себе нечто, или надеющемуся на свои чувства утешительные, попускается сильнее и брань, дабы, познав свою немощь, смирился. Но для них побеждение бывает несносно и доводит до малодушия: а это и есть знак их гордости. Надобно опасаться прелести, которая есть многообразна: или, прельстив мнимою святостию, ослепит душевные очи, или, по вспышке радостных и утешительных действий, лишась, их, она впадет в многоразличные страсти; а когда умеренно и постоянно вести ее, занимаясь подробнее, то из нее можно выработать что-нибудь хорошее со временем... и чтобы о всех своих словах, делах, мыслях и действиях вам открывала, ибо являемое свет, а неявляемое тьма (Еф. 5, 13).
(Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского) verapravoslavnaya.ru/?Poucheniya_Makariya_Optinskogo
Поэтому нам надо смирять себя, и смирившему себя Бог дарует и подлинную любовь, когда очищенное, смиренное сердце будет к тому готово.