- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 18
- |
- Видео 3
- |
- Мероприятия 0
Пророк Иезекииль увидел Спаса в силах
Посреди классического православного иконостаса расположен образ «Спас в силах». Как и следовало ожидать, Христос находится в центре внимания христиан. Господь восседает на царском троне в окружении бесплотных сил – святых ангелов.
Не все знают, что корни у этой иконы ветхозаветные. Икона передает нам то, что было когда-то открыто пророку Иезекиилю в мистическом видении.
Именно с Иезекииля начинается жанр апокалиптической литературы. Самый знаменитый Апокалипсис, конечно, принадлежит апостолу Иоанну, – насколько трудно он читается, многие могут подтвердить. Весь жанр апокалиптики заставляет читателя усердно потрудиться и впоследствии признать, что мы пока многие апокалиптические тексты не можем понять.
Пророк Иезекииль описывает свой высокий мистический опыт. Старается подобрать подходящие для этого слова и образы из нашей обыденной жизни. Ему трудно. И нам тоже. С этими образами у читателей постоянно возникают трудности.
Посмотрим, как пишет сам пророк, пишет и тут же оговаривается: «Над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем (греч. омиома ос идос анфропу анофен)» (Иез. 1:26).
Конечно, это не был обыкновенный человек, даже если он имел царское достоинство и потому восседал на престоле. Его мистический трон Сидящего несли высшие ангельские силы. Значит, Он выше ангелов. Но Кто выше ангелов? Один Бог. Значит, на престоле Иезекииль как бы видел Бога? Да.
И в то же время Сидящий на престоле назван «подобием человека». То есть Сидящий одновременно является Иезекиилю как Бог и как Человек. Для христиан понятно, отчего такое может быть. Иезекииль видел Богочеловека и записал пророчество о Христе. Вот почему в Церкви пророчество Иезекииля запечатлено на иконах «Спас в силах».
Образы пророческой книги
Многое в книге Иезекииля объясняет то обстоятельство, что книга родилась в Вавилонском плену. Иезекииль был священником, но в Вавилоне он не мог священнодействовать, ведь Иерусалимский храм остался где-то на родине, где-то далеко. Во время плена Господь не только попустил народу Своему пострадать за грехи, но и утешил. Видение Иезекииля как раз утешало отягченные сердца.
Иерусалимский Соломонов храм был построен как преемник скинии Господней, возведенной пророком Моисеем. Слава Господня, как облако, наполняла святую скинию, с которой люди совершали исход, и наполняла храм, выстроенный в Святом граде. Иезекиилю тоже открылась слава Господня, на чужой земле он молился Создателю, и ему отверзлись небеса.
В пророчестве Иезекииля мы читаем о священном шествии ангелов с престолом Божиим: «Идеже аще бяше облак, тамо бяше и дух (греч. пневма), еже шествовати: шествоваху и животная, и колеса воздвизахуся с ними» (Иез. 1: 20) [1]. Колеса и животные окружают престол Божий, на котором сидит Спаситель.
Знакомые библейские образы: дух, который властно действует, как движущая сила, как мощный ветер; облако нисходит с неба на иссохшую землю и дает всем прохладу и животворную влагу.
Образ колес не такой уж знакомый. Ясно, что колесница служит символом быстроты и силы. Колесницы в войнах того времени – аналог наших танков в годы Великой Отечественной войны.
Пророк Иезекииль видит Господа на престоле, который движется подобно боевой колеснице. Колеса престола не бездушные механизмы, а некие ангельские силы. Они могут мгновенно двигаться во все стороны, они «исполнены очей», то есть все видят. Это отнюдь не слепая сила.
Что всё перечисленное значит? – Господь не остался где-то далеко позади, в Иерусалиме, Он не порвал отношения со Своим народом. Он скоро приходит к людям повсюду, Он близко. Вот великая утешительная весть!
Посмотрите на икону Спаса, престол Божий носим ангелами, престол находится на бесплотных колесах. Рядом с ним и другие ангельские силы. Например, животные, упомянутые в приведенной по-славянски цитате. «Подобие четырех животных» (Иез. 1:5) обозначает некие живые существа (греч. зоон), тоже бесплотные, хотя и имеющие облик человека, скота, зверей земных и птиц небесных. Как известно многим, человек, орел, телец и лев – символы четырех евангелистов. На иконе «Спас в силах» они тоже есть.
Число четыре традиционно обозначает весь мир, вселенную. В самом деле, весь мир можно мысленно обойти, если двигаться: 1) вперед, 2) назад, 3) направо, 4) налево. Вот почему у ангелов в пророчестве четыре крыла, четыре лика… Это означает всесторонность их ангельского служения.
Пророк созерцал в Вавилоне престол Божий, объятый Светом, пламенем, блеском молнии. На православной иконе «Спас в силах» отображено много пламенно-красного цвета и еще золотого, к ангелам на иконе простерты лучи Божества.
Сферу тварного бытия, наполненного ангельскими силами, на иконе прорезывает «подобие ромба» – пространство, в которое вписан престол с Сидящим Творцом. Бог присутствует в мире, но Он превосходит наш мир. Он больше мира. Бог всеобъемлющий, Он держит мир в Своей власти.
Что потом?
Увидел пророк великую Божию славу, услышал «яко глас Бога Саддаи» (Иез. 1:24) [2]. Пал ниц, поклонился Создателю. Получил повеление встать и принять трудную и благодатную миссию пророка.
Бог послал Иезекииля помогать людям – отыскать выход из духовного тупика, вернуться из плена на свободу.
1. Я привел цитату из славянского текста. Он следует греческой Септуагинте и в этом стихе расходится с еврейским текстом. Ср. Синодальный перевод: «Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах» (Иез. 1:20).
2. Славянский текст дает еврейское имя Божие в греческом прочтении, с заменой звука «ш» на «с». Эль Шаддай (евр.: Бог Крепкий, то есть Бог Всемогущий) – одно из библейских имен Божиих. Согласно изданиям Немецкого библейского общества в Септуагинте и в еврейском Танахе нет этого имени у Иез. 1:24. Ср. с Синодальной Библией, где имя присутствует, переведенное на русский язык: «Я слышал… как бы глас Всемогущего» (Иез. 1:24).
По материалам, подготовленным диаконом Павлом Сержантовым