Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

День в истории

590 лет назад был основан Соловецкий монастырь

В августе 1429 года два монаха - преподобный Савватий и преподобный Герман - отправились от поморского села Сорока, расположенного на нескольких островах в дельте Онежской губы недалеко от устья реки Выг на берегу Белого моря, на карбасе (особом типе судна, используемого поморскими рыбаками для ловли морской рыбы) в сторону Соловецкого архипелага. Преподобные Савватий и Герман почитающиеся Православной Церковью как основатели Соловецкого пустынножительства.

Долгое время Соловецкие острова воспринимались поморами как сакральное место жительства душ умерших; Большой Соловецкий остров так и называли - Остров мертвых. На этом острове вплоть до середины XX века сохранялись сакральные постройки - соловецкие лабиринты, по которым, согласно языческим верованиям поморов, душа умершего уходила в загробный мир. После принятия православия поморы, вероятно, прекратили строительство лабиринтов, тем не менее, бережно сохраняли существующие.

Малые Соловецкие острова, находившиеся на расстоянии 20-30 км от материка, часто служили убежищем поморским рыбакам, попавшим в шторм или застигнутым в море бурей. Однако на Большой Соловецкий остров, расстояние до которого составляло почти 60 км, поморы без особой (читай - сакральной) нужды не ходили. Тем более странным показалось им намерение монахов Савватия и Германа направиться именно туда. Согласно жития преподобного Савватия, на предостережения поморов относительно сложностей жизни на острове и подстерегающих опасностях, с которыми и молодым-то трудно справиться, ответил:

"У меня такой Владыка, который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта".

Преподобный Савватий начал иноческое служение в Кирилло-Белозерском монастыре на берегу Сиверского озера. Прожив там несколько лет, он возгорелся желанием найти дикое уединенное место, где он мог бы вдали от восторгов и похвалы братии предаться пустунножительной молитве. В поисках такого места Савватий отправился сначала на Валаам, а затем пришел на берег Белого моря, где встретился с иноком Германом, который с той же целью пришел из Тотьмы. Именно Герман, уже побывавший на Соловках с местными рыбаками, укрепил Савватия в его стремлении устроить пустынное жительство именно на Большом Соловецком острове.

Преподобные Савватий и Герман прибыли на Большой Соловецкий остров в конце августа 1429 года и прожили там в трудах и непрестанной молитве в собственноручно построенных кельях-полуземлянках почти шесть лет. Летом 1435 года Герман, испросив благословения у Савватия, отправился на материк по какой-то надобности и задержался там на целый год. За время его отсутствия преподобный Савватий преставился ко Господу, а летом 1436 года преподобный Герман вернулся на Соловки в сопровождении преподобного Зосимы. Вместе они основали Соловецкий монастырь, сыгравший в истории России весьма значительную роль.

Монастырь просуществовал на Соловецких островах до 1929 года. Во времена Советского Союза на Соловках располагался один из самых печально известных объектов ГУЛАГа - Соловецкий Лагерь Особого Назначение (СЛОН), преобразованный в 1937 году в Соловецкую Тюрьму Особого Назначения (СТОН). После закрытия СТОНа в марте 1940 года на Соловках была устроена база Учебного корпуса Военно-морского флота и Школа юнг.

Иноческая жизнь возобновилась на Соловках в октябре 1990 года, когда Священный Синод принял решение о восстановлении Соловецкой обители. Первым насельником возвращенного в лоно Православной Церкви монастыря стал игумен Иосиф (Братищев), ныне архимандрит.

Источник: Гуреев М. Повседневная жизнь Соловков: от обители до СЛОНа. - Москва : Молодая гвардия, 2018. - 350, [2] с. : ил. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества) - ISBN 978-5-235-04113-4. - Текст : непосредственный.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем